“Older Gods” (Старшие боги) (2023). Билли и Крис были друзьями с самого детства. А потом первый из них умер. Предположительно суицид. Последнее сообщение на автоответчике, ключи от старого коттеджа в Уэльсе. Крис приезжает туда, как он думает, лишь на несколько дней – «уладить дела», ведь дома его ждет девушка, которая вот-вот должна родить. Но эти несколько дней могут смениться вечностью – это мистер Риверс прекрасно понимает, как только наталкивается на то, что оставил ему Билли. Огромное количество фотографий и рисунков, видеозаписи на телефоне – своего рода подкаст для одного-единственного зрителя. Покойный вел расследование, посвященное древнему божеству, известному под именем Первоисточник, искренне верил, что мир стоит на грани катастрофы, своего логического финала, и дни человечества сочтены.
Билли был уверен, что во Вселенной мы не одиноки, и очень скоро откроется дверь, портал, соединяющий земную реальность с кошмарным миром Старших Богов. Можно было бы назвать это выдумками, причудами больного воображения, однако, как видно из бумаг, незадолго до своей смерти он раскопал немало фактов, которые если и не подтверждали существование Первоисточника, то существование его паствы – уж точно. Паствы, обосновавшейся именно здесь, на просторах тихого, почти безлюдного Уэльса. И в первую же ночь Крис замечает во дворе странную фигуру – как будто человек в черном балахоне…
Перво-наперво: это не экранизация какого-то определенного рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта. Но то, что снял режиссер-дебютант Дэвид Робертс, безусловно имеет наипрямейшее отношение к вселенной, созданной отцом Ктулху и автором «Некрономикона». Фильм камерный, неторопливый, упор сделан на атмосферу, и только на нее. Главный герой сталкивается с жуткой тайной, оставленной ему по наследству лучшим другом, и до истины мы пытаемся докопаться вместе с Риверсом, шаг за шагом, не опережая Криса и не отставая от него. А теперь давайте вспомним: многим ли режиссерам удалось поймать истинно лавкрафтианский «вайб», ведь экранизациям и фильмам «по мотивам» несть числа? Преуспели в этом лишь единицы, и нет, Стюарт Гордон и Брайан Юзна в список таких визионеров не входят; «Извне» и «Дагон» - отменные хорроры, да, но не НАСТОЯЩИЙ Лавкрафт.
НАСТОЯЩИМ был «Цвет» Хуана Ву, очень близок к этому оказался другой «Цвет», тот, что Ричарда Стэнли. И, конечно, ряд малоизвестных, недорогих, андерграундных постановок вроде «Зова Ктулху» или «Музы Пикмана». Вырисовывается любопытная закономерность: перенести на пленку «космический ужас» Лавкрафта удается только инди-режиссерам. Поэтому «Гемоглобин», «Межсезонье» и «Маркхэм» – ОК, а вот все старания Гильмермо дель Торо и его «Кабинета ужасов» – мимо. Ведь не в спецэффектах дело. Которых, к слову, в «Старших богах» почти и нет. Зато атмосфера, ощущение погружения в кромешный галактический мрак, давящая ирреальность происходящего, подходящий случаю саунддизайн – всё это удалось на сто процентов. Вспомните самый жуткий в хорошем смысле dark ambient-альбом, который вы слышали. Здесь – в плане восприятия – то же самое. Только это не музыка. Это кино. С легкими мелодраматическими оттенками и своей особенной философией – удивительно, но в сюжетную канву «Старших богов» они вписываются почти идеально.
8/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1080887.html