Насилие над детьми и большой спорт часто неразделимы. Более того, это считается нормой, и детей воспитывают в такой среде те, кто сам прошел через это. Но нужны ли эти успехи детям, которые сегодня хотят одного, а завтра другого?
Вспоминается история восьмилетней Мирославы Лебедевой. Ее отец Михаил ведет канал в YouTube, а также выкладывает видеоролики в тикток. На них он показывает процесс воспитания и становления как спортсменки своей дочери Мирославы. На одном из роликов он отчитывает девочку за набранные 1,5 килограмма, на другом смеется, когда она плачет и жалуется, что у нее болят бедра. «Это нетерпимая боль!» — сквозь слезы кричит ребенок. Этот ролик широко разлетелся в соцсетях в апреле этого года.
На YouTube канале Мирославы более 470 тысяч подписчиков. Михаил все выставляет на обозрение публики — агрессию, крики, оскорбления в адрес дочери. И выглядит это как собственный пиар, нажитый слезами и болью ребенка. А оправдание одно — это же большой спорт, вы ничего не понимаете. С ней так надо.
Но я твердо стою на своем — насилие над ребенком не стоит ни одной победы. В видах спорта, где карьера ограничивается возрастом, промедление не приемлют. Но как ребенок 3-5 лет может самостоятельно принять решение о карьере?
По данным ВЦИОМ, после 12 лет дети реже занимаются спортом. Чем старше они становятся, тем процент ниже. По американской статистике, почти 70% детей бросают тренировки к средней школе. Мария Красильцева, детский спортивный психолог и мастер спорта по фигурному катанию, объясняет, что основная причина здесь в «ранней профессионализации процесса подготовки и чрезмерной заряженности на результат». У взрослых свои цели, а у детей свои психологические возможности. Именно их несовпадение ведет к насилию со стороны взрослого и потере мотивации у ребенка.
Психолог Эрик Эриксон считал период от трех до шести лет тем возрастом, в который у маленького человека только начинают формироваться интересы, он открыт к новому, он пробует, наблюдает, делает выводы. Он не сможет их сделать, если все, что он видит перед собой — это тренировки. И именно здесь так легко сказать «он просто не понимает», «вырастет — скажет спасибо». Но насилие никогда не оправдает цель, какой бы благородной она ни казалась.