Начало круиза тут...
На пассажирском причале Кузино нас встречал одинокий служащий, пара туристических автобусов и несколько деревянных построек, окруженных плотным частоколом, как в Древней Руси. Композиция выглядела незавершенной: не хватало торговых рядов, коробейников в ярких кафтанах, действующего трактира да конных повозок или пони для катания ребятишек. Может быть, всё это будет здесь в будущем, когда экскурсионные программы по рекам России станут чуть более популярны, чем сейчас.
А пока, пересев в туристические автобусы, мы направляемся в Ферапонтов монастырь — объект Всемирного культурного наследия, охраняемый ЮНЕСКО. На обратном пути мы заедем в другой, не менее значимый, пункт — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — Кирилло-Белозерский монастырь.
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Именно такое полное название носит знаменитый на весь мир музей. Да, сегодня это музей, чудом сохранившийся и донесший на своих стенах бесценные фрески Дионисия – ведущего московского иконописца рубежа XV-XVI веков, продолжателя традиций Андрея Рублева.
Так сложилось, что в России имя Дионисия оказалось в тени великого имени его учителя, однако за рубежом он известен едва ли не лучше, чем сам Рублев. Возможно, именно этим и объясняется популярность этого места у иностранных туристов, в чем мы лично смогли убедиться чуть позже у стен соседнего Кирилло-Белозерского монастыря.
Ферапонтов монастырь основан в 1398 году на холме между Бородаевским и Паским озерами Кирилловского района Вологодской области. Именно у подножья этого холма и остановились наши автобусы.
Ферапонтово и его жители
Погода способствовала приятной прогулке, а вид на раскинувшееся внизу озеро был просто великолепен. Село Ферапонтово, вблизи которого расположен монастырь, находится преимущественно на противоположной стороне озера, но несколько домиков приютились прямо у стен монастыря.
По словам экскурсовода здесь постоянно проживает около 500 жителей, молодых много. Сами экскурсоводы – молодые ребята с хорошо поставленной речью – местные. Родились и выросли в деревне. Уезжали учиться, но вернулись работать в родную деревню.
Меня поразила легкость их общения, объем знаний, а ещё постоянная жизнерадостная улыбка на лицах. В Москве такая жизнерадостность и дружелюбие становятся редкостью.
«Надо же, — почему-то подумалось мне, — а говорят, что российская глубинка спивается. Врут. Подло врут».
История Монастыря
История монастыря началась с того момента, когда на этом самом холме поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского —Ферапонт, захотевший жить ещё более уединенной жизнью. Через несколько лет Ферапонт покинул и эти места, основав под Можайском свой второй монастырь. А его первое детище набрало силу и известность благодаря деятельности другого ученика Кирилла Белозерского — преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Число братии постоянно увеличивается и со второй половины XV века монастырь становится значимым духовным и культурным центром Белозерья. Здешние старцы были известны даже в Москве. На поклонение в монастырь шли толпы паломников.
Период с XV по XVI века в жизни монастыря связан с такими именами, как Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие. Из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.
Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Доходы постоянно увеличиваются, растет и влияние на жизнь государства. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII века принадлежит несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря. С XV по XVII век строятся церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки: каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.
В отличие от Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтов монастырь практически не имел ограды, в следствие чего был практически полностью разорен при польско-литовском нашествии. Нашествие вражеских отрядов на Белозерский край привело к крайне бедственному экономическому положению региона, выйти из которого и возобновить каменное строительство удалось лишь спустя 25 лет. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII века монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
Однако, этот подъем был недолгим. Последним ярким событием в истории монастыря было Десятилетнее пребывание Никона с 1666 по 1676 год.
После этого монастырь стал пустеть и в 1798 году был упразднен указом Синода, а его церкви стали приходскими.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но в 1924 году был закрыт вновь, теперь уже окончательно.
После закрытия монастыря в его стенах был организован музей, который в последствии был переформирован и с 1975 года превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.
В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современная жизнь и культурное наследие
В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, который является филиалом «Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». На основании Указа Президента в 1997 году он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Именно в этот музей полюбоваться фресками великого мастера и стекаются толпы туристов со всего света. Фрески, созданные в 1502 году, находятся в соборе Рождества Богородицы. Чудо, что с этого времени роспись сохранилась в первозданном виде.
Надпись о времени создания росписи и ее мастерах расположена на поверхности арки северного входа собора. В ней сообщается о времени создания (1502 год) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады».
Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом.
Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.
Площадь стенописи собора около 600 квадратных метров. Как показали научно-исследовательские работы, она имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.
С 1981 года в соборе Рождества Богородицы ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры.