Реклама этого круиза разбудила моё природное любопытство:
«Москва – не морской порт. Как доплыть от неё до архипелага в Белом море? По суше что ли их корабль ходит?»
Подумала и решила исследовать этот вопрос детально.
Красное vs Белое
Первое предположение было такое: едем по земле до Питера, там пересаживаемся на корабль и плывем вокруг Скандинавии, огибаем Кольский полуостров и входим в Белое море. Но расписание поездки содержало лишь названия российских населенных пунктов: Горицы, Кижи, Мышкин. Значит ни о какой Скандинавии и речи быть не может, весь путь пролегает по территории России.
Я раскрыла Google карты так, чтобы были видны одновременно Москва и Соловецкие острова, затем стала укрупнять изображение, пытаясь разглядеть на зеленой земле прожилки синих рек, которые могли бы быть достаточно глубокими, чтобы по ним ходили много-палубные круизные лайнеры. При этом реки должны были соединяться между собой таким образом, чтобы составить нужный маршрут.
В какой-то момент я не выдержала и позвонила в круизную компанию:
— Нет никакой загадки, — дружелюбно ответила женщина на том конце провода, — мы идем через 3 рукотворных канала, соединяющих реки и озёра, проходим систему из нескольких десятков шлюзов и выходим в Белое море. Обратите внимание, что мы не делаем пересадку на морской лайнер при выходе в море. Наш корабль действительно доставит вас от Москвы прямо к Соловецким островам.
Ого! С этого момента мысли были заняты только этой поездкой. Я снова и снова отыскивала в интернете информацию о круизе Москва-Соловки, изучала маршрут, предлагаемые экскурсии, варианты размещения и стоимость.
В процессе поисков выяснила, что можно выбирать круизный флот, маршрут, корабль, каюту, время отправления, порт назначения и многое другое. Глаза разбегались от обилия возможностей и я поняла, что открыла для себя новый мир — мир речных круизов.
Тем, кто давно знаком с круизной темой, моё удивление покажется смешным. Но в тот «докризисный» момент я и представить не могла, что променяю жаркие пляжи и комфорт пятизвездочных отелей Красного моря на пробирающие до костей холодные ветра Белого.
Признаюсь, я вовсе не была уверена в том, что летний отпуск на Белом море — хорошая идея. Но жажда новизны оказалась настолько сильной, что пришлось сдаться.
Исследовав изрядное количество форумов, блогов и сайтов круизных компаний, я вернулась к первоначальному варианту, который так растревожил моё любопытство. В нем было сразу несколько значительных преимуществ, повлиявших на итоговый выбор.
Русь Великая – наш теплоход!
Русь Великая — именно такое название получил теплоход, на котором мне предстояло отправиться в путь. Не смотря на то, что маршрут «Москва – Соловки» предлагают несколько круизных компаний, но лишь считанные единицы теплоходов выполняют этот рейс от начала до конца без пересадок. Обычно в Беломорске туристов высаживают. Пересекать Белое море приходится либо на другом корабле, либо самолётом.
Есть ряд причин, по которым необходима пересадка:
- Одни комфортабельные лайнеры слишком широки для старых узких шлюзов Беломоро-Балтийского канала.
- Другие предназначены только для речных круизов и не могут выходить в море.
Русь Великая относится к универсальному типу «река – море» и имеет ширину, обеспечивающую возможность прохождения шлюзов ББК. Он был специально построен для организации путешествий на Соловецкие острова. Цитирую:
«Идея построить собственный теплоход для организации путешествий на Соловецкие острова родилась у нас несколько лет назад. Когда мы приступали к строительству теплохода «Русь Великая», нами двигало желание открыть всем жителям России, удивительной красоты места, посещение которых дарит бесценный опыт самопознания»
Так как в России долгое время не строили речные круизные лайнеры, то до сих пор огромная часть российского пассажирского речного флота состоит из модернизированных судов ещё советских времен. Не является исключением и Русь Великая.
Корабль перестроен на 90%. Старым остался лишь «скелет», на который нарастили новое «тело». Абсолютно всё, включая механику, оборудование, системы навигации, внутреннюю отделку, мебель в каютах, было заменено. В результате такой грандиозной и масштабной работы корабль полностью преобразился.
Нет, он не стал похож на плавающий дворец, но получил всё необходимое для тех самых путешествий, ради которых был создан. Когда я впервые увидела Русь Великую у причала Северного Речного вокзала Москвы, то в первый момент даже немного расстроилась. Корабль выглядел ОЧЕНЬ скромно. Однако он имеет всё необходимое:
- Удобства (туалет, душ), а также современный телевизор и холодильник в каждой каюте;
- При заселении выдали халат и одноразовые тапочки;
- Есть ресторан с трехразовым питанием и бар;
- Питьевая вода, врач и так далее.
Меня немного напрягало общее кондиционирование, из-за которого было сложно установить собственный микроклимат в каюте. Ещё не понравился скользкий пол, что очень важно в морских путешествиях, так как является вопросом безопасности. Всё остальное — еда в ресторане, обслуживание, ассортимент местного бара и другие мелочи — на мой взгляд, являются вполне приемлемыми.
Сравнив полученные удобства с отелями в разных уголках мира, я мысленно оценила уровень комфорта на простецкие 3*** и осталась довольна. Ведь не ради комфорта я сюда явилась, а ради той программы, которую предлагает круизный флот Русич. Уникальные маршруты и авторские экскурсионные программы являются отличительной особенностью и основным преимуществом этой организации. Таких маршрутов и программ нет больше нигде!
Курс на север
Отправляясь в круиз, я ничего не знала о маршруте и о том, насколько увлекательной, великой, славной и одновременно трагической является история буквально каждого километра нашего пути. Меня влекло простое любопытство.
Уже потом, после возвращения, вновь и вновь пересказывая друзьям и знакомым все подробности своего двухнедельного путешествия, я со стыдом задумывалась над тем, как же мы не внимательны к родной стране! Мы даже географию Средиземноморья знаем лучше, чем географию земель, подаривших силу нашим предкам.
Русский север всегда ассоциировался в наших умах со стойкостью тела, духовной зрелостью и чистотой ума. Он не терпит ничего лишнего, не принимает пустого бахвальства и показухи, но, как рентгеновский луч просвечивает тело, так Русский Север обнажает глубочайшие тайны человеческой души.
Странно, но этот суровый и молчаливый край волшебным образом является самой уютной и теплой колыбелью, заботливо берегущей саму основу русской духовности. Путешествуя по этим краям мы словно рождаемся заново, очищаемся и закаляемся, удивляясь тому, откуда вдруг берутся силы и как меняется наше отношение к повседневным событиям.
Экскурсионная программа круиза включала посещение музея-заповедника Кижи, мемориального комплекса в Медвежьегорске, удивительных древних лабиринтов Заяцкого острова и Беломорских петроглифов, а также множества местных музеев и достопримечательностей в таких популярных туристических городах, как Углич, Мышкин и другие.
Маршрут круиза пролегал через всю Карелию, что давало возможность полюбоваться первобытно-чистой красотой этого сказочного края в достаточно комфортных условиях — не покидая теплохода.
Для меня это было идеально, так как на тот момент я не была готова ночевать в Карелии в палатке, а мне очень хотелось увидеть собственными глазами этот край, многократно воспетый поэтами и восторженно прославляемый путешественниками всех мастей.
Как я уже упоминала выше, маршрут проходил через 3 рукотворных канала, а также сеть естественных водоёмов.
До описания путешествия я добралась лишь через несколько лет. Многие воспоминания стерлись, зато появились новые знания. Продолжение следует...