Найти тему
Russian Natasha

Круиз «Москва – Соловки» на теплоходе «Русь Великая»

Оглавление
Личный выбор
Личный выбор

Реклама этого круиза разбудила моё природное любопытство: 

«Москва – не морской порт. Как доплыть от неё до архипелага в Белом море? По суше что ли их корабль ходит?» 

Подумала и решила исследовать этот вопрос детально.

Последний шлюз пройден!
Последний шлюз пройден!

Красное vs Белое

Первое предположение было такое: едем по земле до Питера, там пересаживаемся на корабль и плывем вокруг Скандинавии, огибаем Кольский полуостров и входим в Белое море. Но расписание поездки содержало лишь названия российских населенных пунктов: Горицы, Кижи, Мышкин. Значит ни о какой Скандинавии и речи быть не может, весь путь пролегает по территории России.

Я раскрыла Google карты так, чтобы были видны одновременно Москва и Соловецкие острова, затем стала укрупнять изображение, пытаясь разглядеть на зеленой земле прожилки синих рек, которые могли бы быть достаточно глубокими, чтобы по ним ходили много-палубные круизные лайнеры. При этом реки должны были соединяться между собой таким образом, чтобы составить нужный маршрут.

Вход в шлюз
Вход в шлюз

В какой-то момент я не выдержала и позвонила в круизную компанию:

— Нет никакой загадки, — дружелюбно ответила женщина на том конце провода, — мы идем через 3 рукотворных канала, соединяющих реки и озёра, проходим систему из нескольких десятков шлюзов и выходим в Белое море. Обратите внимание, что мы не делаем пересадку на морской лайнер при выходе в море. Наш корабль действительно доставит вас от Москвы прямо к Соловецким островам.

В пути по рекам России
В пути по рекам России

Ого! С этого момента мысли были заняты только этой поездкой. Я снова и снова отыскивала в интернете информацию о круизе Москва-Соловки, изучала маршрут, предлагаемые экскурсии, варианты размещения и стоимость.

В процессе поисков выяснила, что можно выбирать круизный флот, маршрут, корабль, каюту, время отправления, порт назначения и многое другое. Глаза разбегались от обилия возможностей и я поняла, что открыла для себя новый мир мир речных круизов.

В шлюзе
В шлюзе

Тем, кто давно знаком с круизной темой, моё удивление покажется смешным. Но в тот «докризисный» момент я и представить не могла, что променяю жаркие пляжи и комфорт пятизвездочных отелей Красного моря на пробирающие до костей холодные ветра Белого.

Признаюсь, я вовсе не была уверена в том, что летний отпуск на Белом море — хорошая идея. Но жажда новизны оказалась настолько сильной, что пришлось сдаться.

Соловецкий пейзаж
Соловецкий пейзаж

Исследовав изрядное количество форумов, блогов и сайтов круизных компаний, я вернулась к первоначальному варианту, который так растревожил моё любопытство. В нем было сразу несколько значительных преимуществ, повлиявших на итоговый выбор.

Русь Великая – наш теплоход!

Русь Великая — именно такое название получил теплоход, на котором мне предстояло отправиться в путь. Не смотря на то, что маршрут «Москва – Соловки» предлагают несколько круизных компаний, но лишь считанные единицы теплоходов выполняют этот рейс от начала до конца без пересадок. Обычно в Беломорске туристов высаживают. Пересекать Белое море приходится либо на другом корабле, либо самолётом.

Есть ряд причин, по которым необходима пересадка:

  • Одни комфортабельные лайнеры слишком широки для старых узких шлюзов Беломоро-Балтийского канала.
  • Другие предназначены только для речных круизов и не могут выходить в море.
Русь Великая на Соловках
Русь Великая на Соловках

Русь Великая относится к универсальному типу «река – море» и имеет ширину, обеспечивающую возможность прохождения шлюзов ББК. Он был специально построен для организации путешествий на Соловецкие острова. Цитирую:

«Идея построить собственный теплоход для организации путешествий на Соловецкие острова родилась у нас несколько лет назад. Когда мы приступали к строительству теплохода «Русь Великая», нами двигало желание открыть всем жителям России, удивительной красоты места, посещение которых дарит бесценный опыт самопознания»
На задней палубе в пасмурный день
На задней палубе в пасмурный день

Так как в России долгое время не строили речные круизные лайнеры, то до сих пор огромная часть российского пассажирского речного флота состоит из модернизированных судов ещё советских времен. Не является исключением и Русь Великая.

Корабль перестроен на 90%. Старым остался лишь «скелет», на который нарастили новое «тело». Абсолютно всё, включая механику, оборудование, системы навигации, внутреннюю отделку, мебель в каютах, было заменено. В результате такой грандиозной и масштабной работы корабль полностью преобразился.

Причаливаем
Причаливаем

Нет, он не стал похож на плавающий дворец, но получил всё необходимое для тех самых путешествий, ради которых был создан. Когда я впервые увидела Русь Великую у причала Северного Речного вокзала Москвы, то в первый момент даже немного расстроилась. Корабль выглядел ОЧЕНЬ скромно. Однако он имеет всё необходимое:

  • Удобства (туалет, душ), а также современный телевизор и холодильник в каждой каюте;
  • При заселении выдали халат и одноразовые тапочки;
  • Есть ресторан с трехразовым питанием и бар;
  • Питьевая вода, врач и так далее.
Теплоход Русь Великая у причала
Теплоход Русь Великая у причала

Меня немного напрягало общее кондиционирование, из-за которого было сложно установить собственный микроклимат в каюте. Ещё не понравился скользкий пол, что очень важно в морских путешествиях, так как является вопросом безопасности. Всё остальное — еда в ресторане, обслуживание, ассортимент местного бара и другие мелочи — на мой взгляд, являются вполне приемлемыми.

Сравнив полученные удобства с отелями в разных уголках мира, я мысленно оценила уровень комфорта на простецкие 3*** и осталась довольна. Ведь не ради комфорта я сюда явилась, а ради той программы, которую предлагает круизный флот Русич. Уникальные маршруты и авторские экскурсионные программы являются отличительной особенностью и основным преимуществом этой организации. Таких маршрутов и программ нет больше нигде!

Идём смотреть фрески Дионисия
Идём смотреть фрески Дионисия

Курс на север

Отправляясь в круиз, я ничего не знала о маршруте и о том, насколько увлекательной, великой, славной и одновременно трагической является история буквально каждого километра нашего пути. Меня влекло простое любопытство.

«Сандармох» – интернациональная точка памяти.
«Сандармох» – интернациональная точка памяти.

Уже потом, после возвращения, вновь и вновь пересказывая друзьям и знакомым все подробности своего двухнедельного путешествия, я со стыдом задумывалась над тем, как же мы не внимательны к родной стране! Мы даже географию Средиземноморья знаем лучше, чем географию земель, подаривших силу нашим предкам.

Постройка на Секирной горе
Постройка на Секирной горе

Русский север всегда ассоциировался в наших умах со стойкостью тела, духовной зрелостью и чистотой ума. Он не терпит ничего лишнего, не принимает пустого бахвальства и показухи, но, как рентгеновский луч просвечивает тело, так Русский Север обнажает глубочайшие тайны человеческой души.

Медвежья гора
Медвежья гора

Странно, но этот суровый и молчаливый край волшебным образом является самой уютной и теплой колыбелью, заботливо берегущей саму основу русской духовности. Путешествуя по этим краям мы словно рождаемся заново, очищаемся и закаляемся, удивляясь тому, откуда вдруг берутся силы и как меняется наше отношение к повседневным событиям.

Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Экскурсионная программа круиза включала посещение музея-заповедника Кижи, мемориального комплекса в Медвежьегорске, удивительных древних лабиринтов Заяцкого острова и Беломорских петроглифов, а также множества местных музеев и достопримечательностей в таких популярных туристических городах, как Углич, Мышкин и другие.

Кижи
Кижи

Маршрут круиза пролегал через всю Карелию, что давало возможность полюбоваться первобытно-чистой красотой этого сказочного края в достаточно комфортных условиях  не покидая теплохода.

Для меня это было идеально, так как на тот момент я не была готова ночевать в Карелии в палатке, а мне очень хотелось увидеть собственными глазами этот край, многократно воспетый поэтами и восторженно прославляемый путешественниками всех мастей.

На носу теплохода
На носу теплохода

Как я уже упоминала выше, маршрут проходил через 3 рукотворных канала, а также сеть естественных водоёмов.

До описания путешествия я добралась лишь через несколько лет. Многие воспоминания стерлись, зато появились новые знания. Продолжение следует...

Экскурсии на маршруте: