В среду 9 августа в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция по внедрению пилотного проекта «цифровой рубль», где солировала вице-президент ЦБ, выпускница Калифорнийского университета Ольга Скоробогатова. Основной задачей эмиссара МВФ и Всемирного банка и примкнувших к ней представителей банков и Дептранса Москвы было успокоить граждан, рассказать о неких новых возможностях, которые якобы откроются у всех при внедрении ЦР. Но получилось все наоборот – Скоробогатова несколько раз прямо подтвердила, что говорили ранее в ЦБ и Минфине: цифровой рубль – это замена наличному рублю, причем его внедрение и использование будут повсеместными и обязательными к 2025 году. Разберем основные тезисы цифролоббистов, потому что готовящиеся ими изменения являются важным этапом глобальной финансовой трансформации.
Ольга Скоробогатова начала выступление на конференции-презентации с оды ЦР:
«Цифровой рубль выводит нас на новый уровень с т.з. наших платежных технологий в целом в стране и дает нам возможность строить с другими странами трансграничные платежи, когда другие страны также начнут выпускать цифровые валюты.
Пилот начнется 15 августа… Что меня радует – участие крупнейших банков, сразу изъявивших желание войти с нами в этот проект. 13 банков прошли все мероприятия и готовы с нами начать операции с нашими клиентами. Эта интеграция платформы Банка России с системами банков и встраивание сложных механизмов безопасности дает нам возможность говорить, что платформа будет безопасной и комфортной для клиента».
Вадим Кулик, зампрезидента-председателя правления ПАО «Банк ВТБ» попытался расписать новые возможности от ЦР для компаний и банков:
«С ЦР вы можете построить много продуктов и много услуг, с которыми вы можете заработать деньги, поставляя клиенту эти новые возможности. Пока в рамках пилота у нас ограниченное число продуктов – это в основном переводы и оплата. Но тем не менее, в саму технологию встроена возможность использовать алгоритмы – «смарт-контракты», которые можно встраивать в ту или иную услугу. Что это может дать? Например, корпоративное казначейство, чтобы деньги раскрывались только при определенных условиях.
Например, только на выплату зарплаты, или платеж по определенной дате. Для управления финансами внутри групп компаний открывается океан возможностей. Для банков также все становится дешевле, потому что управляет этими операциями машина, а не люди.
Для физлиц тоже появятся новые возможности. Например, управление финансами семьи, можно запретить себе расходы на определенные вещи.
Мы очень надеемся, что вход в ЦР – это вообще большой сдвиг в цифровых платежах. Другие страны тоже делают свои цифровые валюты. И в тот момент, когда будут построены мосты между государствами, наступит новая эпоха децентрализованных расчетов, где не будет монополистов, которые не могут диктовать кому-то свои условия. Приятно, что наш ЦБ движется в лидерах этого процесса. На новом горизонте для нас фактически наступит новый мир».
Интересный «новый мир» - где запрещаются расходы денег на определенные вещи. Фактически речь идет о тотальном финансовом контроле, в том числе – трансграничном. Какие преимущества у нового вида денег для простых граждан? Внятного ответа не получается. Кстати, смарт-контракты – это один из главных элементов экономики, лоббируемый Клаусом Швабом и Всемирным экономическим форумом. По сути, это перевод всех финансовых операций, включая крупные сделки, в автоматический цифровой режим. О безопасности финансов в таких условиях говорить не приходится.
Затем еще один член команды цифросектантов, первый замруководителя Минтранса Москвы Роман Латыпов рассказал, как будут внедрять оплату ЦР в метро и на столичном транспорте в целом:
«В час пик в нашем метро одновременно находится до миллиона человек. Есть у нас консервативные люди, но есть и те, которые с радостью используют любые новинки. Есть у нас сейчас возможность оплаты по лицу, мы запустили ее в прошлом году. Сейчас запускаем проект ЦР, пока в форме пилота, в виде закрытой фокус-группы. Можно будет приобрести карту «Тройка» с ЦР, надеюсь, что по итогу мы поймем, как это все происходит. Потом будем расширять пилот на другие виды транспорта и уже будем пассажиров в открытую вовлекать. Надеемся, что это понравится всем, кто будет испытывать…»
Зачем нужна «Тройка» с цифровыми рублями, если сегодня ее можно спокойно пополнить имеющимися средствами? В чем тут новое удобство и комфорт? Ответа нет.
Сергей Хотимский, совладелец и первый зампредседателя правления ПАО «Совкомбанк» выступил застрельщиком ЦР от частных банков, которые явно ждут проблемы с внедрением ЦР:
«Многие коллеги говорят, что ЦБ вступает в прямую конкуренцию с банками. Ведь новая форма денег исходит непосредственно от ЦБ, она не создает пассивов в банковской системе. Мир меняется, и возникают определенные потребности, которые являются большим международным трендом, мы не можем их не обслуживать. Да, нам конечно форма обычного безнала выгоднее, мы продолжим конкурировать с ЦР. Мы хотим, чтобы главным счетом человека был банковский счет. Но, с другой стороны, мы не можем не воспринимать этот тренд, который имеет и огромное международное значение, особенно в контексте международных санкций.
Кто предложит новые формы работы с ЦР, со смарт-контрактами, тот получит преимущество. Мы будем чувствовать конкуренцию, но это хорошо. Мы доверяем ЦБ в том смысле, что будет проходить внедрение адекватное запросу клиентов. Но конечно безналичный рубль мы никому не отдадим».
Хотимский озвучил главную причину внедрения ЦР в России: «возникают потребности как часть международного тренда», то есть директивы глобалистов, которые в России не могут не обслуживать. И банки уже ждет борьба за ставший привычным для многих электронный рубль, который ЦР начнет вытеснять вместе с наличкой.
Д.э.н. Валентин Катасонов прямо рассказывал «Катюше» три года назад, что CBDC – это конец частных банков, поэтапный конец «традиционного» уже банковского безнала:
«…коммерческие банки при введении цифровых валют становятся пятым колесом в телеге. Они не очень нужны в этой новой валютной модели. Я читал комментарии чиновников ЦБ по этому поводу – не думаю, что госпожа Набиуллина хорошо понимает, что делает. Скорее всего, они просто получают какие-то команды, и как дрессированные хомяки исполняют их», - отмечал Катасонов, и все его тезисы подтверждаются.
Далее Скоробогатова вернулась к рассказу о свойствах ЦР:
«Цифровой рубль – это именно новое средство платежа, а не средство сбережения, на него не будут начисляться проценты, нельзя будет взять им кредит. То, что у нас падает объем наличных, не могло не привести нас к мысли, что надо дать людям аналог наличных, но уже цифровой. С одной стороны ЦР – это замена нала в другом виде, в цифровом коде, с другой – это новое средство платежа, которое для людей и бизнеса будет работать как наличные.
Если представить, что мы уходим от наличных, и у нас был бы только безнал, то мы были бы лишены этой гибкости, свободы. А цифровой рубль дает нам возможность чувствовать себя абсолютно свободными, имея аналог наличных, но в цифровом кошельке».
Тут Скоробогатова очень сильно лукавит, потому аналог наличных по определению не может находиться в цифровом кошельке. Соответственно, для операции с этим «аналогом» нужна инфраструктура, нужны гаджеты, связь и проч. Цифровой рубль не передашь, как бумажку или монетку (реальные дензнаки) из рук в руки, без всяких «костылей». Какая же эта адекватная замена наличных? Это просто компьютерная программа от ЦБ, который волен бесконечно менять правила ее пользования. Более того, Скоробогатова прямо говорит, что ЦР задумывался как «замена нала». Значит, он неизбежно будет вытеснять нал усилиями цифролоббистов. О чем мы и предупреждали.
Лукавство еще и в том, что россияне сегодня на самом деле очень активно снимают и пользуются наличными, о чем свидетельствуют данные самого ЦБ:
«Объем наличных рублей на руках россиян на конец первого полугодия впервые превысил 16 трлн. рублей, следует из данных Банка России, которые изучило РИА Новости. По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, годовой темп роста запаса наличных у населения стал самым высоким с апреля 2021 года».
Последовал вопрос от СМИ: «Правильно ли мы понимаем, что будет опция программирования ЦР с точки зрения целевых трат, и кто будет их устанавливать?»
Скоробогатова: «Слово «ограничения» тут не очень применимо. Просто речь идет о шаблонах платежей, которые мы разработаем на своей платформе. Сам клиент будет выбираться, хочет он использовать шаблоны или нет. Далее будем понимать, как нам расширять этот перечень шаблонов. Мы видим тут даже расширение возможностей человека управлять своими платежами, если он действительно захочет ей воспользоваться».
Но как известно, те же самые функции шаблонов автооплаты сегодня имеются в опциях в мобильных приложениях банков. Если они есть, зачем дублировать все это с ЦР? Кроме того, есть уже звоночки, свидетельствующие, что целевые траты с ЦР будут программироваться не только по выбору граждан. Обратимся к недавним комментариям экспертов РИА «Новости»:
«Очистит» цифровой рубль и бытовые расходы россиян. Например, дети не смогут потратить деньги на сигареты и алкоголь, чипсы или конфеты, если они предназначались для покупки учебников. Кроме того, по мнению Грибкова, цифровой рубль не может использоваться в запрещенных транзакциях, например, ставках или азартных играх».
Целевые траты ЦР для разных категорий граждан по правилам ЦБ, превращение его в талоны на определенные товары – это прямой путь к цифровой сегрегации и уничтожение основной функции денег как универсальной меры стоимости товаров и услуг. А мы хотели такого «очищения» собственных расходов – чтобы за нас решал ЦБ, на что потратить заработанное? Нас просто не спросили.
«Может цифровой рубль повлиять и на трудовые отношения граждан и бизнеса, сократив объем "серых" зарплат, уверены эксперты. "Многие меры со стороны государства направлены на сокращение возможной "серой зоны" с целью получения работниками социальной защищенности и большего количества гарантий. Стимулирование использования цифрового рубля работодателями для прозрачного отслеживания расчетов с сотрудниками видится одной из таких мер», - сообщил директор по развитию платформы «Авито Работа» Дмитрий Пучков.
«Стимулирование использования цифрового рубля работодателями» - это каким образом будет происходить? На данный момент в ФЗ ничего прямо не сказано об обязательном использовании ЦР. Но судя по тому, что анонсируют эксперты в СМИ, оно уже запланировано как неизбежность. Если ваш работодатель перейдет на выплаты в ЦР без согласования с вами, останется либо согласиться на эти условия, либо искать новое место работы. И что-то нам подсказывает, что со временем таких мест будет все меньше. А Центробанк, между прочим, получит гешефт до 0,3% с каждой операции бизнеса с ЦР. Как можно от такого отказаться?
Далее Скоробогатову спросили об обязательности использования ЦР для всех банков.
Скоробогатова: «Цифровой рубль в будущем должен стать обязательным и повсеместным средством платежа, сообщила на пресс-конференции первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, передает корреспондент Forbes. «Поскольку это третья форма национальной валюты, то, безусловно, она должна иметь хождение всегда и везде, начиная с определенного периода».
«Если мы будем понимать, что все готовы: отрасль готова, для клиента мы сделали ровно то, что нужно, а физлица и юрлица видят преимущества и активно пользуются [цифровым рублем], то, конечно, встанет вопрос о том, чтобы это была обязательная форма национальной валюты к приему везде, это абсолютно логично, так как наличные принимаются везде», - пояснила первый зампред ЦБ, добавив, что широкое внедрение цифрового рубля планируется на горизонте 2025–2027 годов.
То, что вчера внедрялось как абсолютно добровольное, чаяниями обслуги глобалистов скоро становится обязательным. Поэтому еще больше настораживает сравнение Скоробогатовой цифрового рубля именно с наличными деньгами. Для тех, кто не понял, напомним слова замминистра финансов Моисеева:
«Да, мы с Банком России находимся в контакте. Понимаем, что рубль как валюта — это исключительно конституционные полномочия Центробанка. Мы просто участвуем в дискуссиях, но, как правило, решение принимает ЦБ. И в целом мы видим, что он прислушивается к мнениям, которые озвучиваются. Цифровой рубль, по сути, не является заменой обычному рублю. Цифровой рубль — это замена наличному рублю. Это означает, что у вас будет кошелек, но он никак не будет зависеть от банка. С наличным рублем по-другому — вы с банком заключаете договор, и деньги принадлежат банку. С юридической точки зрения, цифровой рубль всегда будет ваш, банк здесь выступает только как ячейка. Банк будет оказывать лишь клиентский сервис...».
В конце еще одни журналистом был задан очень хороший, прямой вопрос: «Вот у нас есть наличные, есть безналичные рубли. Можете просто на пальцах объяснить, что выиграют люди от появления ЦР. Какие для них плюсы? И вопрос по поводу тестируемой карты «Тройка» с цифровым рублем. Чем это отличается от обычной «Тройки», чем это будет выгоднее/интереснее людям?»
Представитель «Совкомбанка» ответил:
«Когда мы говорим о третьей форме, может быть, каких-то выгод у вас не будет. Но самое главное – все возможности, всех банков и финтехкомпаний, будут перед вами на столе, и вы сможете выбирать. Вы будете видеть новые выгоды и максимально быстро переключать свои средства без заборов, которые для вас выстроил отдельно взятый банк. Наверное, слово «свобода» - самое главное преимущество третьей формы денег».
Сразу вспоминается известный тезис из романа «Оруэлла» как квинтэссенция лжи народу: «Свобода – это рабство».
Латыпов из Дептранса Москвы не смог рассказать о выгоде ничего, кроме «создания возможности пользоваться новым продуктом»:
«У нас люди сегодня спокойно оплачивают проезд, прикладывая телефон, и это многим нравится, не говорю уже о биометрии. Наша задача как метрополитена дать возможность пользоваться человеку свободой платить за проезд, если у человека есть счет в ЦР. Именно в возможности пользоваться этим продуктом есть выгода для человека».
Скоробогатова рассказала, что внедрению ЦР якобы очень способствует выбор самого народа, которые предпочитает безналичные расчеты:
«Порядка 82% расчетов в розничной торговле сегодня безналичные. И мы отмечаем, что граждане как физлица очень просят банки и нас как можно скорее вернуть платежные сервисы в приложениях, которые бы работали по принципу «платеж в одно касание». Эта потребность заставляет нас двигаться очень быстро», - заявила вице-президент ЦБ.
Что ж, остается заметить, что если граждане на самом деле будут активно пользоваться безналом, то они сами и войдут в электронно-банковский концлагерь, вроде как совершенно добровольно. О выгодах в виде кэшбэков и процентов на электронных счетах в банках можно будет быстро забыть. По душу безналичных денег уже пришли, и за них возьмутся очень жестко. Будем внимательно следить, не появятся ли директивы переводить на зарплату ЦР бюджетников/госслужащих – это будет уже печальным симптомом. И пусть ЦБ сам как-то живет с такой «свободой», которую они нам уготовили.
P.S. Кстати, из образца договора-счета на открытие цифрового кошелька с ЦР, выложенного на сайте ЦБ, видим, что для пользования ЦР надо обязательно зарегистрироваться на портале Госуслуг (в ЕСИА). Все для нашего комфорта, удобства и безопасности.
РИА Катюша
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ ЧТОБЫ БЫТЬ В КУРСЕ