Найти тему

Пианист, как человек-оркестр. Важность слушания симфонической музыки для полноценного формирования музыканта

Оглавление

Почему для выработки фортепианной исполнительской школы и развития слухового восприятия пианиста, как и любого музыканта (и не музыканта) важно посещать концерты симфонической музыки?

Полноценное музыкальное развитие возможно лишь в процессе комплексного знакомства с различными формами её проявления.

В этой заметке хочется рассказать конкретно о симфонической.

Большой зал Ростовской государственной филармонии
Большой зал Ростовской государственной филармонии

Ассоциативное восприятие музыкального слуха

Если говорить об исполнительских навыках пианиста, ученика, то значительную роль в их наработке играет слух: его развитие и ассоциативное слуховое восприятие.

Когда, например, конкретная тема в фортепианной музыке, фактура её изложения и прочее возможно услышать как тему в исполнении оркестра, его определённой группы инструментов и т.д.

Ведь каждый музыкальный инструмент имеет свою уникальную характеристику, тесситуру (рабочий звуковысотный диапазон), особую техническую, тембральную специфику и многое другое.

Ввиду того, что фортепианная музыкальная литература отражает абсолютно все выразительные и технические средства исполнительских возможностей — пианисту просто необходимо понимать всю эту «многофункциональну кухню», владеть ею, иметь тот самый слуховой опыт, багаж впечатлений, которые сохраняются в слуховой памяти исполнителя и помогают ему наполнять собственную игру всем этим оркестровым разнообразием!

Из издания «Воспитание ученика-пианиста» 1982, Б. Милич
Из издания «Воспитание ученика-пианиста» 1982, Б. Милич

Образно говоря, быть пианистом, означает бесконечное путешествие во всём многообразии звуковых возможностей.

А быть хорошим пианистом, значит, играя на фортепиано уметь быть и вокалистом, и скрипачом, и волторнистом, и дирижёром...

Безусловно существует чисто фортепианная музыка, раскрывающая исключительно технические и звуковые возможности именно фортепиано. Такой, например, принято считать музыку Шопена. Однако, и внутри его огромного фортепианного наследия можно встретить и вокальные темы, и инструментальные, которые вполне могли бы оказаться реализованными в оперной и камерной музыке.

Развитый слух, как залог овладения пианистической техникой

Зачастую та или иная проблема исполнения музыки заключена по большей части не в технической сложности, а именно в уровне её восприятия непосредственно слухом самого исполнителя.

И далее важно насколько развита координация слуха и рук.

Очень важно развивать и укреплять скорость и качество передачи сигнала, если можно так выразиться, от слуха к рукам.

Чем богаче слуховой опыт — тем разнообразнее "туше" (франц. touchér - прикосновение), тем ярче исполнительский образ музыканта, его владение искусством точного звукоизвлечения, соответствующего замыслу произведения и его стилю.

Вопрос в том, откуда взять этот слуховой опыт? Каким образом возможно его обогащать?

Из издания «Воспитание ученика-пианиста» 1982, Б. Милич
Из издания «Воспитание ученика-пианиста» 1982, Б. Милич

Вывод

Знакомство с симфонической а также инструментальной, камерной музыкой, посещение концертов, владение по крайней мере общими знаниями об инструментах и другой музыке помимо фортепианной всё это является неотъемлемой частью на пути становления пианистом.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также образовательные материалы канала:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Размышления пианистки, композитора | Дзен

И другие статьи о профессиональной жизни пианиста и композитора:

О ПРОФЕССИИ | Размышления пианистки, композитора | Дзен