Найти тему
Муки Зву

Остановите Эрнста! Мы устали от потока неинтересного. Не дайте ему снять что-то дорогое – дешевое тоже не предлагать!

Оглавление

1972 г. на фоне нынешнего всесильного и всемогущего Первого канала, выдающего «шедевры» один за другим. Ретро-обзор. Окончание.

Каждый вечер телезритель начинает щелкать пультом в поисках интересного контента, но ответ на все один – смотреть нечего! Хотя у нас целых 20 государственных каналов, не считая спутниковых и интернет. Мы платим своими налогами за эту туфту, которая обеспечивает безбедную жизнь целого класса телечиновников.

Один хит от «Песняров» перебивает все творчество Эрнста на Первом канале. Продолжаем сравнивать советский 1972 г. с нынешним ТВ и кино.
Один хит от «Песняров» перебивает все творчество Эрнста на Первом канале. Продолжаем сравнивать советский 1972 г. с нынешним ТВ и кино.

Но ведь не сразу они такими стали – наглыми, циничными хапугами, не помнящими родства со своей социалистической Родиной.

Школьник Костя Эрнст в 1972 г. учился в ленинградской школе № 35 в пятом классе. Это была школа, знаменитая своей ученицей Таней Савичевой, написавшей скорбный дневник блокады. Уж кто кто, а Эрнст с детства хорошо знал, что значит для нашей Родины каждый ее шаг, каждое достижение, каждая победа.

Получил превосходное воспитание в семье, где его отец Лев Константинович был известным ученым, автором фундаментальных работ в области животноводства и генной инженерии, занимался исследованиями трансгенных животных. Длительное время трудился в должности вице-президента Российской академии сельхознаук (РАСХН) в степени доктора наук.

Поэтому ребенок, не задумываясь, пошел по стопам отца: в 1983-м окончил биофак Ленинградского университета, а после стал успешно заниматься научной деятельностью и даже стал кандидатом наук, написав диссертацию «Динамика созревания мРНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro». Получается, с детства любил зверюшек разных, как почтальон Печкин, только велосипеда творческой реализации не было.

Ему предлагали стажировку в Кембридже, блестящую научную карьеру, но Константин решил иначе. В его круг общения входили Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич, Леонид Парфенов. Под влиянием творческих друзей Константин начал задумываться – тот ли путь он избрал. Хотя тот же Макаревич не верил, что из Эрнста получится хороший режиссер ввиду его мягкого характера.

«Я вообще не собирался заниматься телевидением. Я поступал на Высшие режиссерские курсы, в мастерскую детского кино, которую набирал Ролан Быков. Из пяти сдавших окончательный экзамен он не взял двух, меня и Валеру Тодоровского. Где остальные трое? Один работает ассистентом на телевидении, второй снимает клипы, третий занимается бизнесом… У меня не было никаких родственных или каких-то иных завязок. Я пришел с улицы на студию «Видеофильм», говорю: мне бы снять клип. Очень, по тем временам, скромное пожелание; снял, после чего мне предложили работу». (К.Эрнст).

В 1989 году на одной из богемных «тусовок» Эрнста представили журналисту и телерепортеру, одному из первых ведущих программы «Взгляд» Евгению Додолеву. Клип «Алисы» на песню «Аэробика» авторства Константина показали в программе. Молодому режиссеру предложили сотрудничество.

Если внимательно смотреть видеоряд клипа, то сразу бросится в глаза избитый прием монтажа тех лет – когда с кадрами модного рок-певца перемежается старая хроника сталинского тоталитарного режима или радиопрограмма СССР. Парады, стройные ряды, железные лица. Это был перестроечный визуальный тренд, чтобы зритель воспринимал отторжение от мрачного прошлого с его коллективизмом на фоне яркого светлого индивидуализма капиталистического настоящего.

Дальше больше. «Взгляд», «Матадор», «Русский проект». Вначале он был генеральным продюсером ОРТ, а потом оказался у руля Первого канала. Пошли успокаивающие народ «Старые песни о главном», где на волне ретро-ностальгии современные эстрадные звезды пели душевные песни советского периода. Половина из этих певцов не прошли прошлогоднюю проверку СВО, даже называть их не буду, сами знаете.

А Константин Львович начал целенаправленное производство фильмов и сериалов, где многие исторические факты подавались так, что предположительные заключения выдавались за истину в последней инстанции (по последним историческим данным...) -- проще говоря, зомбировали население кровавой гэбней.

Хотя в 2000-х снималось немало хороших фильмов и телепроектов, но первые предупреждающие звоночки начали звенеть уже тогда. Начиная с неоткрывшегося пятого олимпийского кольца на сочинской зимней Олимпиаде 2014 г. -- мелочь вроде бы... Или фильма «Викинг» 2016 г., на который было потрачено 1,25 млрд рублей (видите, Константин Львович с тех пор любит цифры, близкие к лярду), историческая и общенациональная ценность которого явно завышена и деформирована (Bad Comedian не даст соврать!).

В 2018 году «Пусть говорят» и гендиректора канала обвинили в пропаганде подросткового алкоголизма и развратного поведения. Участницей скандального выпуска стала Диана Шурыгина. Девушка пережила изнасилование, но подача материала была выстроена так, что симпатии зрителей остались на стороне насильника. Эрнсту назначили выплату штрафа в размере пяти тысяч рублей, однако продюсер решил его не выплачивать.

Очередной удар по национальному сознанию россиян был нанесен фильмом «Союз спасения» 2019 г., историческую ценность которого в многочисленных интервью отстаивал Константин Эрнст. Однако даже поверхностный анализ фактов выявил расхождения с исторической правдой. В прессе фильм окрестили «идеологически подлым». Это уже были не звонки – это был набат, сродни колокольному звону по всей Руси. Спасите российское кино от Эрнста! Не давайте ему денег на кино!

На телевидении тоже оказалось многое шито белыми нитками, начиная от накруток в проекте «Голос» до давно умершего, но все еще агонизирующего КВН, где последние лет 10 выступающие команды делали реверансы (читай, лизали пятую точку!) Константину Львовичу наряду с самим мэтром-старшим Масляковым.

Телезритель устал от надоевшего всем лысого майора Черкасова (Алексей Смоляков) с его бесконечным «Мосгазом». Старого следака никак не убьют, хотя вокруг него все положительные персонажи мрут от рук злодеев, как мухи. Живет он подозрительно долго, ничего не меняется, шляпа и лысина все те же – аж с конца войны до самой перестройки, а его юная соратница (Марина Александрова 40 лет) только молодеет от серии к серии.

-2

Перечислять неудачные проекты великого и ужасного Эрнста можно очень долго, только ничего не меняется. Он хватается за все, что, по его мнению, может вернуть зрителя к экранам. Действуя, кстати по старинным лекалам Голливуда, который он так эффектно «разнес» своим заявлением по поводу производства дерьмовой продукции. А сам берется за явно сомнительные кино-стартапы.

Сейчас в руках генерального директора Первого канала такой проект, как новый сериал «Мастер и Маргарита». Ну скажите, кто-нибудь ему! Зачем?! Вам мало сериала Бортко или фильма Кары? Здесь даже мистические силы против этой темы. Сколько не было постановок Булгакова, кроме «Собачьего сердца» Бортко ничего пристойного больше не было. В советское время и то больше -- «Бег», «Дни Турбиных», «Иван Васильевич...»

Надо ведь просто остановиться и оглядеться вокруг. Все изменилось. Нельзя тупо гнать телепродукт, слово какое-то скоропортящееся и тухлое из подтоварки ТВ. Надо делать качественное кино, чтобы люди радовались и испытывали гордость за свою страну.

Вон даже Саша Петров (однотипный безликий тренд нашего кинопрома, невзрачный герой любого российского фильма) немного притормозил в своей многостаночности и попал в Голливуд к самому Роману Полански.

Не надо выдавать на гора много фильмов – получаются сплошные «опять кахи». А тем более плевать в историю своей страны, которая дала все и нам и тебе. Надо осмыслить самое лучшее из нашего великого прошлого и сделать новое творение с любовью и тщательностью. Тщательнее надо!

Ретро-обзор 1972 г. Часть 3. Окончание. Начало.

Знаменосцем олимпийской сборной Советского Союза на Олимпиаде-1972 в Мюнхене был двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь. Несмотря на околоспортивные приметы, согласно которым знаменосец на спортивном турнире не получает призовых наград, белорусский борец стал золотым призером. Самым непростым спортивным испытанием для Медведя стала схватка с американцем.

Крис Тейлор весил под 200 кг, тогда как сам Медведь – немного больше 100. Американский «Человек-гора», которого специально откармливали для этой схватки с русским «медведем», был повержен.

Советский борец Александр Медведь шел по стадиону, держа в руке флаг, за ним следовали остальные спортсмены из СССР. Всего они взяли 50 золотых медалей Игр в Мюнхене.

«Держал его в вытянутой руке. Знамя оказалось тяжёлым. Но у меня отец лесником был, и, чтобы топить печку, надо было раскалывать дубовые пни. Отец говорил: "Как расколешь пень, так пойдёшь кататься на лыжах!" Оттого руки у меня мощные были. И я с гордостью пронёс флаг по стадиону. Это была большая ответственность для меня». (А.Медведь).

Яростно официозный гимн Пахмутовой и Добронравова запомнился в первую очередь словами «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», ну и напором Муслима Магомаева. Если прислушаться, приходит понимание, что из этого можно было бы сделать преотличный рок’н’ролл. Но это уже было бы слишком для советской агитационной машины.

Для той памятной летней Олимпиады-72 Александра Пахмутова написала вдохновляющую песню «Герои Спорта». Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отказываться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви. Тогда роман Магомаева с Тамарой Синявской был на пике, что сыграло на руку Пахмутовой. Потом она написала для Магомаева песню «Мелодия».

Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм года для детей и юношества получает детская комедия «Чудак из пятого «Б» режиссера Ильи Фрэза. Душевный фильм полюбился не только советской детворе 70-80-х, но и на зарубежном ТВ.

При всей их настороженности в отношении потенциальной коммунистической пропаганды, фильм был показан по шведскому телевидению, а в 1978-1979 годах неоднократно на телеканале ВВС-1 в Великобритании. И в обеих странах фильм пользовался большим успехом у школьников. История озорника-пятиклассника Бори, неожиданно ставшим вожатым для первоклассников, покорила всех своей непосредственностью и добротой.

24 февраля 1972 года случилась очередная катастрофа с первым советским атомным подводным ракетоносцем К-19, прозванным на флоте за аварийность «Хиросимой». Пожар вспыхнул во время боевого дежурства субмарины в Атлантике на глубине свыше ста метров и стоил жизни тридцати подводникам из 104 человек экипажа. 12 моряков были вынуждены провести 23 дня в замурованном кормовом отсеке без света и почти без воды и пищи.

Первым в район аварии прибыл американский сторожевой корабль, но от предложенной им помощи командир К-19, капитан второго ранга Виктор Кулибаба отказался. Вторым — через двое суток — прибыл советский сухогруз «Ангарлес» и после этого началась спасательная операция. Около сорока человек удалось эвакуировать с К-19 вертолетами с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Дрозд», остальных передали на спасательный буксир СБ-38. Замурованных моряков из десятого отсека спасли только через 23 дня, когда лодку отбуксировали на базу за 4 тысячи километров.

На «Мосфильме» режиссер Александр Птушко снимает эпическое фентези по хрестоматийной поэме-сказке Александра Пушкина «Руслан и Людмила». С тех самых пор советский народ запомнил, что от женщины с именем Наина, ничего хорошего ждать не стоит (а в будущем и от ее мужа с именем Борис).

Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..

В фильме дебютирует в роли злодейского карлика-Черномора физик-ядерщик Владимир Федоров (будущий магнат Туранчокс, харизматичный повелитель планеты Десса, сгинувший под напором биомассы в фантастической ленте «Через тернии к звездам»). Вячеслав Невинный смотрится забавно в роли убийцы Руслана в компании злодеев-соперников, неудачливых соискателей руки Людмилы.

В фильме закадровую песню во дворце Черномора «Утешься, Милая Княжна» исполнил титулованный советский певец Муслим Магомаев, но по ошибке в титрах его не указали. Певец не расстроился и включил ее в свои официальные концерты.

Опубликован новый остросюжетный роман Юлиана Семенова «Огарева, 6», вторая книга из трилогии о работе МУРа. Советскому зрителю запомнился одноименным фильмом-экранизацией, где вновь встречаются актеры-«Офицеры» Василий Лановой и Георгий Юматов. Это даже воспринимается, как некоторый альтернативный оммаж знаменитому фильму – чтобы было, если бы они служили в милиции? Юлиан Семенов ввел в отечественную писательскую практику конструкцию «милицейской процессуальности», по аналогии с западной «полицейской».

Популярный певец и актер Олег Анофриев создает настоящий подлинно русский шлягер «Какая Песня Без Баяна», название которой стало народной присказкой. Он хотел отдать песню Людмиле Зыкиной. С ней он был знаком, когда певица была ещё никому не известна. Но прошли годы, Зыкина стала очень популярной (причём как в народе, так и у власти). При телефонном разговоре она начала разговаривать с Анофриевым на "Вы" (хотя раньше они были на "ты").

«И так вежливо, вежливо говорит мне: «Олег, вы пришлите ноты и текст моему помощнику». Я в ту же секунду послал ее на три буквы и положил трубку». (О.Анофриев).

Песню он отдал Александре Стрельченко, первой исполнительницей была именно она, а уж потом было множество других исполнителей.

Житейская история о любви, комедия «Здравствуй и прощай» стала кинохитом в Советском Союзе. Простые женщины узнавали себя в героине Людмилы Зайцевой и писали письма признательности. Роман между многодетной Шуркой и приезжим милиционером, в который все время впутывался бывший непутевый муж, зацепил за внутренние женские струны.

-- Не люблю я тебя, Митя, вот что. -- А раньше? Раньше вроде бы любила. -- Раньше не знала, что не любила.

Сценарий Виктора Мережко не сразу утвердили – ведь в простой южно-русской станице не было соцсоревнования и борьбы коллектива за личность. Зато был ансамбль великолепных советских актеров: Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков. И вся прелесть советского киностиля а-ля «сельский час».

Помните, как у кого-то из наших юмористов была смешная фраза «Чем пахнет одеколон «Турист»? – Туристом!» На самом деле вам любой парфюмер скажет, что если вы неправильно используете любой дорогой парфюм, хоть «Climat», хоть «Chanel № 5», то лучше озонировать пространство не будете. Все нужно индивидуально и в меру. Ленинградская фабрика «Северное сияние» в 1972 году представила одеколон цветочно-фантазийного направления «Турист».

Одеколон «Турист» воспроизводит аромат цветущих полей и прохладу лесного воздуха. Цитрусовая нота придает аромату особую свежесть и легкость. В парфюмерной композиции одеколона сочетаются теплые древесные ноты и дубовый мох, которые идеально дополняют лаванда, зелень, а также бодрящий лимон. Ноты: зелень, лаванда, лимон, дубовый мох, амбра.

Идеальный парфюм для советского офицера, умеющего щедрой ладонью оросить свежевыбритое лицо – обычно так и делали. Он полностью вытеснил из обихода молодых людей «Тройной одеколон» и «Шипр». Стоил флакон 1 руб. 60 коп.

На «Союзмультфильме» выходит очередная серия режиссера Бориса Дежкина про спортсменов клуба «Метеор» (из популярной ленты «Шайбу! Шайбу!») «В гостях у лета». На этот раз троица носатых брюнетов отдыхает летом на речке возле деревни. В очередном противостоянии города и деревни, гитары и балалайки, футбола и «тарзанки» побеждает как всегда дружба.

-4

Многие кадры узнаваемы по своей прорисовке внимательным зрителем – особенно сцена погони собаки за забинтованным спортсменом один в один повторяет сцену из знаменитого мультика «Чипполино» 1961 г. того же режиссера Дежкина, где сыщик-Морковка бегает со своей собачонкой.

Одесская киностудия с режиссером Станиславом Говорухиным радуют советского зрителя экранизацией хрестоматийного романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». После роли эсэсовского офицера Айсмана в «17 мгновениях весны» Леонид Куравлев продолжил тенденцию смены комедийного амплуа – теперь он, знаменитый отшельник по воле случая, Робинзон Крузо.

Да, да, да, опять я Робинзон!
Ты, ты, ты, и ты Робинзон!
Он, он, он, и он Робинзон!
В этом сезоне поём о Робинзоне!

Чтобы еще больше не походить на прежние роли простых своих парней Куравлева озвучил другой актер, Алексей Консовский. Снятый в Абхазии фильм живописал трагическое одиночество Робинзона, усиленное классическими «Временами Года» Антонио Вивальди и борьбой с нетронутой природой. Меня больше всего тронула история с постройкой лодки – строил-строил себе корабль, а потом на тебе, и не вытянул его на воду. Да и Пятница прикольный получился.

Закончить свой небольшой экскурс в историю памятных дат 1972 г. я хотел бы бессмертным хитом «Песняров» «Косил Ясь Конюшину». Всем слушателям необъятного Советского Союза всегда хотелось узнать, что это за такая хрень конюшина? И зачем Ясь поглядал на дивчину? В детстве не все слова были хорошо понятны, поэтому выбор между Станиславой и Яниной был не столь очевиден.

В 1972 году «Песняры» исполнили песню в финале конкурса «Песня Года», что было равносильно премии «Грэмми» в тогдашнем СССР. Невероятный рок’н’ролльный драйв и высокопрофессиональное исполнение с лихим посвистом народной песни сделали шлягер визитной карточкой не только ВИА «Песняры», но и всей Белоруссии. А конюшина – это клевер. На русском языке песня звучала бы так:

Косил Иван клевер
И посматривал на девушку.
А девушка жала рожь
И посматривала на Ивана:
«Ты Иван или нет?
Приглянулся ты мне».

Бросил Иван косить,
Пошёл маму просить:
«Любимая мама моя,
Пожени же ты меня».

«Так бери Станиславу,
Чтоб сидела на всю скамью».
«Станиславу не хочу,
На неё и скамьи не хватит».
«Так бери же ты Иванну,
Работящую девушку».

Я так понимаю, бодишейминг в старину носил явный и открытый характер. Поэтому, девушки, следите за своей талией, пока молодые… А мужчины...

Не хватайтесь за чужие талии,
Вырвавшись из рук своих подруг!

Конец ретро-обзора. Ждите новых порций ностальгии.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Старые винилы»:

Диск 51: «Мир Эдит Пиаф» 1972 г. Самый яркий голос свободной Франции. Почему Юлиан Семенов включил сцену с песней Эдит Пиаф в сериал

Диск 21: «Зарубежная Эстрада. От Мелодии К Мелодии» 1973 г. Японка с ангельским голосом и троица итальянцев

Диск 26: «Поет Марк Бернес» 1968 г. «Мелодия» LP. Песни о Родине, которые близки нам с детства.