Иран является крупнейшим государством, где шиитская ветвь исламского учения утвердилась в качестве доминирующей веры. В известной степени, она сохранила свое широкое распространение во всем мире лишь благодаря политике и завоеваниям этой страны.
Но так было не всегда, и процесс утверждения этого течения продолжался около восьмисот лет, т.е., его принятие было далеко не одномоментным. Почему же Иран стал шиитским и оказался в оппозиции ко всему исламскому миру?
Тут нужно начать с того, как этот народ вообще перешел в ислам. Арабские завоеватели в 7-8-м столетиях теоретически присвоили иранским зороастрийцам статус зимми, что гарантировало им безопасность при условии уплаты налогов.
Однако, по политическим причинам аравитяне время от времени устраивали акции устрашения, в ходе которых приобщали новых подданных к своей религии силой меча. Ко всему прочему, в ислам переходила старая персидская аристократия, которая намеревалась таким путем сохранить свое привилегированное положение. Другие надеялись на те или иные бонусы, которые обещали новым мусульманам. И, несомненно, было немало людей, что не устояли перед духовной силой исламской веры, ее демократизмом и идеей равенства всех народов.
В результате завоевания Средней Азии в конце 7-го и начале 8-го века проводили уже исламизированные персы при незначительной поддержке арабов.
Проблема была в том, что для тогдашнего ислама все народы были равными, но соплеменники пророка - равней. Персы, несмотря на то, что они нередко занимали высокие посты в армии и особенно администрации, чувствовали себя ущемленными.
И тогда среди них получило распространение незначительное на тот момент шиитское течение, которое было придумано еще в первые десятилетия существования Арабского халифата. Тем более, что династия Аббасидов устраивала гонения на шиитских имамов, и те были вынуждены уходить с отдаленные области исламских владений, главным образом, в Восточный Иран.
Впрочем, и при дворе багдадских халифов было много персов - тайных шиитов. Поэтому через некоторое время это течение стало восприниматься, как народная вера иранцев. Главной причиной была их политическая оппозиция арабским элитам.
В 11-м столетии состоялось сельджукское завоевание, и правители новой империи поддерживали суннизм, поскольку пришли на Ближний Восток, как союзники Багдада. Но, будучи недавно обращенными, они не слишком боролись с противостоящими духовными течениями. Видимо, считали, что те тоже имеют право на существование.
А когда тюрки укоренились в Персии, многие из них стали воспринимать шиизм, как часть своей собственной культуры. Тем более, что религия являлась способом сплочения своих рядов и выступала предлогом для территориальной экспансии.
Олджейту, один из последних монгольских ханов Ирана, в течение своей жизни успел побывать и христианином, и буддистом, и суннитом, и шиитом. А влиятельное государство Кара-Коюнлу, одна из сильнейших тюркских конфедераций позднего средневековья, возвысила шиизм до статуса главного течения.
В 14-15-м столетии в изрядно тюркизированном городе Ардебиле сформировался религиозный орден, получивший по имени своего основателя название Сефевийе. Сначала его шейхи были суннитами, но после бегства от государства Ак-Коюнлу в традиционно шиитскую Восточную Анатолию, перешли во вторую по влиянию ветвь ислама.
Вскоре они были вытеснены на восток - на этот раз уже силами Османской империи. Но вернулись домой не как изгнанники, а как завоеватели. Экспансия Сефевидов, которые стали во главе всех крупнейших тюркских племен Ирана и Азербайджана, привела к формированию пороховой империи нового времени с шиизмом в качестве государственной религии.