"Листья травы" - название книги Уолта Уитмена, поэта, классика американской литературы. С фотографии смотрит автор - ни дать ни взять деревенский дед с могучей бородищей. Ан нет. Цепкий, суровый взгляд у "деда": один из провидцев девятнадцатого века.
"Электрическое тело я пою!" - знаменитая строчка из "Листьев травы".
Кстати, давшая название повести Рэя Брэдбери, тонкой, пронзительной и грустной - как почти все его произведения.
А я про траву. "Травяное тело я пою" - если разобраться, траве мы обязаны всем. То есть, абсолютно всем.
Как у Уитмена: "Верю, что лист травы не менее важен, чем вечное коловращение звёзд".
Это ведь она, травка невнятного поначалу зелененького цвета выбралась из первобытного океана и начала победное шествие по суше. За ней, при здравом размышлении, двинулись кистеперые рыбы, а там и пошло-поехало. Разумеется, травка та была не той, что мы выдираем нещадно в саду: по первости это были мхи, хвощи и плауны. Настал момент - и папоротнички возникли, поначалу ма-аленькие. Это уж много позже, в девонском, кажется, периоде, вознесли они свои гигантские кроны-опахала в палеозойские небеса. Да что папоротники - в каменноугольном периоде и мхи были древовидными - ствол высотой до 30 метров! Правда, там уже и хвойные подтягивались, тоже деревья, типа араукарий. И очень кстати: а то как бы мы праздновали Новый год?
В юрском периоде выходил, бывало, на папоротниковую опушку ящер-тиранозавр. Поводил вокруг узкозрачковым ящеричным оком - не видать ли чего съедобного? Не торчит ли средь папоротниковых кущ гибкая шея брахиозавра? Не сидит ли в гнезде на папоротниковой макушке археоптерикс - предок птиц?
А ведь там, у подножия папоротников-гигантов, в доминирующем папоротниковом подлеске, уже вовсю копошились существа, смахивающие на крысу - первые млекопитающие. Такая "трава" - мы-то папоротники знаем как травянистые растения - давала прибежище тем, кому очень скоро предстояло завоевать планету. Сумчатые крысы, мелкие собакообразные хищники; разматывалась цепочка эволюции ли, перерождений - кому как нравится - чтобы в итоге побежал, размахивая палкой, по саванне с победным воплем примат. Скоро застучат по мамонтовой шкуре кремнёвые скребки; зажгут свои печи гончары.
А там и садоводы пойдут - немного осталось.
Но я о траве. Настоящая трава, какой мы её знаем, это достижение кайнозоя - эры новой жизни. Орехи - хорошо, но ягодки-то лучше....Которым, как известно, предшествуют цветочки.
Вот и добрались до покрытосемянных. До цветковых. Вот и ладушки.
Ребенок сказал: "Что такое трава?" - и принёс мне полные горсти травы,
Что мог я ответить ребёнку? Я знаю не больше его, что такое трава.
Может быть, это флаг моих чувств, сотканный из зелёной материи - цвета надежды .
Или, может быть, это платочек от Бога,
Надушенный, нарочно брошенный нам на память, в подарок....
У. Уитмен, перевод К. Чуковского
Продолжение следует