Найти тему
Бизнес - это люди

Первый нефтяной магнат Российской империи, кто он?

Оглавление

Несколько фактов о купце и инженере из Нижнего Новгорода Дмитрии Сироткине и его мировом наследии, которые вас точно удивят! Заинтриговали? Тогда скорее читайте материал!

Дмитрий Васильевич Сироткин (1864 - 1953 гг.) был одним из крупнейших судостроителей и судовладельцев России с конца XIX по начало XX века, изобретатель и новатор, который внес значительный вклад в развитие судоходства на реке Волга.

Судостроение было его страстью и жизненной потребностью.

Дмитрий Васильевич Сироткин
Дмитрий Васильевич Сироткин

История мальчика из крестьянской семьи

Родился Дмитрий в крестьянской семье в деревне Остапово Нижегородской губернии.

Его отец Василий Иванович торговал «щепным товаром» - мелкими токарными и резными деревянными изделиями, а затем завёл два небольших пароходика: купил старую паровую машину и построил деревянный товаро-пассажирский пароход, назвав его «Многострадальный». Судно начало работать с большим успехом и в несколько лет окупило себя.

Пример резного деревянного изделия
Пример резного деревянного изделия

Записавшись в купцы и переехав в Нижний Новгород, Василий Иванович Сироткин завел и другой пароход, назвав его в память об отмене крепостного права «Воля».

На этот пароход и был определен наш герой Дмитрий Сироткин, будучи подростком. Поставили его на должность матроса-чернорабочего, где он смог досконально изучить практику судоходства.

Предпринимательская деятельность

В 1890 году в 25 лет Дмитрий женился на дочери казанского купца-пароходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова. В начале 90-х годов XIX века, отделившись от отца, он поступил на службу к своему тестю, с помощью которого начал своё дело.

В 1895 году Дмитрий Сироткин смог купить свой первый буксир и назвал его в честь отцовского «Воля».

Кроме перевозки обычных грузов, Сироткин занялся выгодным делом транспортировкой каспийской нефти по Волге. Затем приобрёл в собственность нефтетранспортное дело компании С. М. Шибаева: 4 буксира.

В 1907 году было образовано «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей.

В него входили 15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж.

Сам Дмитрий Васильевич стал видной авторитетной фигурой в судоходном деле всего Поволжья.

Дом Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде
Дом Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде

В 1910 году Сироткин объединил свои капиталы с тремя другими пароходствами. Новое огромное пароходство получило название «Волга» и имело 6 млн. рублей уставного капитала. Дмитрий Васильевич был избран его директором-распорядителем.

Под его руководством за 2 года капиталы пароходства увеличились в 2 раза.

История о двух братьях - создателях пароходного товарищества на Урале в 19 веке:

Изобретательская жилка и неуёмная жизненная энергия

Дмитрий Сироткин внес значительный вклад в развитие волжского судоходства. Он следил за всеми техническими новинками, постоянно повышал свой культурный уровень. И оказался не только талантливым предпринимателем, но и изобретательным инженером.

Начиная с конца 90-х гг. XIX века по его эскизам было построено несколько деревянных барж новой конструкции, которая до настоящего времени остается непревзойденной по своим судоходным достоинствам.

Но настоящий переворот был совершён Дмитрием Васильевиче в 1907 году, когда по его личному эскизному проекту Судостроительным заводом И.А.Шорина была построена металлическая нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» - небывалых на Волге размеров и грузоподъемности.

Марфа Посадница
Марфа Посадница
Длина такой баржи была 172 метра, ширина 24 метра, высота борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность достигала 9 150 тонн!

Баржа «Марфа Посадница» смело шла по мелководью, её нос почти не создавал волны, поэтому она мог легко буксировать даже обычный пароход.

«Марфа Посадница» позволила снизить себестоимость перевозки на 50% и более и положила начало массовому строительству крупнотоннажных наливных барж грузоподъемностью от 400 000 до 720 000 пудов (6 500 – 11 700 тонн). Ею заинтересовались даже в Германии.

Сам Сироткин считал достижение в данной области одним из главнейших успехов своей жизни, прибавляя при этом, что это успех не только его личный, но и «совокупный: целой плеяды судоходных семейств, населявших родную реку и вырабатывавших формы волжских судов».

Завод «Нижегородский теплоход»

Дмитрий Васильевич задумал модернизацию всего флота общества «Волга».

По его инициативе были заменены на буксирах паровые двигатели на более экономичные тепловые (дизели). Затем Сироткин компаньонам общества «Волга» предоставил убедительные расчеты о необходимости создания собственного судостроительного завода.

Такой завод был заложен в 1911 году на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода. Назвали его «Нижегородский теплоход». Верфь предназначалась для строительства самоходных танкеров и буксиров с дизельными двигателями - теплоходов, а также нефтеналивных барж для Каспия, Волги и Мариинской системы.

Кстати, этот завод существует и функционирует до сих пор!

Сегодня «Завод Нижегородский теплоход» – это современная компактная судоверфь, которая проектирует, строит и технически сопровождает суда.

Первый нефтяной магнат Российской империи, кто он?
Первый нефтяной магнат Российской империи, кто он?

За 111 лет истории этот завод освоил самые разные направления в производстве речной и морской техники. В перечне выпущенной продукции - нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, патрульные и прогулочные катера, рейдовые водолазные катера, сухогрузы.

Городской голова Нижнего Новгорода

29 марта 1913 года Дмитрий Сироткин был избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок до 1917 года. При этом он сразу отказался от жалованья главы города, предложив эти деньги тратить на городские нужды.

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Здание, где была чайная "Столбы"
Здание, где была чайная "Столбы"

Дмитрий Васильевич предложил Горькому устроить для безработных дневное пристанище - чайную, знаменитые «Столбы». Деньги на устройство были выделены думой и известным благотворителем Н. А. Бугровым.

Прочитать историю Бугрова:

После Октябрьской революции

В 1918 году завод «Нижегородский теплоход» был национализирован и начал выполнять заказы для нужд молодой Страны Советов.

В конце 1919 года Дмитрий Сироткин уехал во Францию. В 1920-е годы он поселился в Югославии вместе с семьёй, где жил доходами от эксплуатации двух небольших пароходов, примерно таких же, с которых начиналось его семейное дело. Эти пароходы осуществляли пассажирские перевозки по Дунаю.

О последних годах жизни Дмитрия Васильевича практически ничего не известно. Умер он в 1953 году и до последних дней тосковал по России и по Волге.

Вид на соединение Волги и Оки в Нижнем Новгороде
Вид на соединение Волги и Оки в Нижнем Новгороде

Память о Дмитрии Сироткине

Память о талантливом предпринимателе и изобретателе с большой жизненной энергией Дмитрии Васильевиче Сироткине жива до сих пор, живёт и его детище - «Завод Нижегородский теплоход».

Спустя почти 60 лет, в 2011 году в Белграде был открыт памятник на могиле Дмитрия Васильевича, который изготовили по заказу администрации Нижнего Новгорода. Работы финансировались «Завод Нижегородский теплоход».

Лоцмейстерское судно "Дмитрий Сироткин"
Лоцмейстерское судно "Дмитрий Сироткин"

В 2011 году в память своего создателя «Завод Нижегородский теплоход» выпустил лоцмейстерское судно под названием «Дмитрий Сироткин».

В 2012 году в Нижнем Новгороде был установлен памятник Дмитрию Васильевичу, напротив его бывшего особняка на Верхневолжской набережной.

Первый нефтяной магнат Российской империи, кто он?
Первый нефтяной магнат Российской империи, кто он?

Читайте также: