Найти тему
Бизнес - это люди

Братья Каменские: путь от крепостных ямщиков до владельцев пароходами

В новом материале про купцов Российской империи расскажем, как два брата сменили конные перевозки грузов на пароходные.

Старшим из братьев известной купеческой семьи из Перми был Фёдор Козьмич Каменский (1810 – 1883 гг.). Был он российским предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Вместе с младшим братом Григорием (1814 – 1893 гг.) в 19 веке занимался строительством пароходов и транспортировкой грузов.

Фёдор и Григорий Каменские - 19 век
Фёдор и Григорий Каменские - 19 век

Как всё начиналось?

Братья Фёдор и Григорий были крепостными крестьянами. Они продолжили своё родовое дело — занимались перевозкой товаров по городам и ярмаркам Урала и Сибири. Это позволило им накопить достаточный капитал. И в 1857 году они смогли выкупить себя из крепостной зависимости.

Став свободными, сначала продолжили перевозить товар на лошадях, но на этот раз расстояния стали длиннее: от Москвы до Китая – с перевалочными базами и сменными извозчиками. Потом решили заняться пароходством и перевозить грузы по воде.

В 1858 г. пермский купец Фёдор Каменский построил свой первый буксирный пароход «Работник».

Буксирный пароход "Работник"
Буксирный пароход "Работник"

К 1862 году у братьев появилось два пассажирских теплохода. С навигации 1865 г. Фёдор и Григорий Каменские открыли новое пассажирское пароходство от Перми до Нижнего Новгорода. Их первые пассажирские пароходы: «Иоанн», «Михаил», «Александр» и «Василий», названые так в честь их сыновей.

Таким образом в 1860-х годах братья Каменские стали крупными пароходовладельцами. Также одним из источников их дохода была выдача денежных займов с процентами.
Пароход Александр
Пароход Александр

Пароходство и грузоперевозки приносили Каменским большую прибыль, что дало возможность расширить дело.

В 1871 году они зарегистрировали торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские». Главной деятельностью торгового дома являлась перевозка грузов по России преимущественно водным путем.

Контора «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские»
Контора «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские»

В 1874 году на берегу Камы Каменские запустили литейно-механический завод, где, кроме производства железа, осуществляли постройку и ремонт речных судов. Сам завод был построен англичанином Гектором Гуллетом на основе английских и американских технологий.

Часть своих доходов от прибыльного бизнеса братья вкладывали в развитие дела – строительство новых пароходов, а часть направляли на благотворительные цели.

Были ли продолжатели дела братьев Каменских?

Были - их сыновья. Дети Фёдора и Григория Каменских для ведения дел компании разъехались по стране: Василий Фёдорович занимался делами компании в Петербургской конторе, Михаил Фёдорович — в Нижнем Новгороде, Алексей Григорьевич — в Москве.

-5

Яркая благотворительная деятельность

В 1859 году на прибыль, полученную от эксплуатации буксирного парохода «Работник», братья Каменские купили здание в Перми, произвели его полную перепланировку и подарили в 1860 году первому женскому училищу, потом преобразованному в Мариинскую женскую гимназию, которая размещалась в этом здании 27 лет.

Мариинская женская гимназия г. Пермь
Мариинская женская гимназия г. Пермь

Они пожертвовали деньги на строительство Воскресенской церкви в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Также на средства Каменских была построена и содержалась церковь при пересыльной тюрьме во имя Николая Чудотворца.

В 1882 году купцы-благотворители приобрели на свои средства каменный двухэтажный дом для убежища детей бедных.

Наиболее крупные пожертвования были произведены в 1870–1880 гг. на устройство каменного Успенского женского монастыря.

Успенский соборный храм в Перми
Успенский соборный храм в Перми

Фёдор Каменский умер в 1883 году и захоронен в родовой усыпальнице Успенского женского храма.

Что стало с пароходством братьев?

В 1893 году «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские» перешло в руки сыновей старшего из братьев Фёдора Каменского — Михаила и Василия, а также младшего Григория — Алексея, Александра и Ивана.

На рубеж XIX−XX веков пришлось время наивысшего развития семейного дела Каменских. Они приобрели хлопковые плантации в Ташкентском уезде, а в самом Ташкенте – хлопковый и канатовитейные заводы.

Почтово-пассажирское пароходство Каменских - Пермская пристань
Почтово-пассажирское пароходство Каменских - Пермская пристань
Во многих городах их пароходная фирма имела пристани и склады. В Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Риге действовали отделения Товарищества.

По состоянию на 1914 год в пароходной компании Каменских было более 15 судов.

Однако к 1914 г. Товарищество запуталось в финансах из-за многочисленных разногласий между двоюродными братьями. И было куплено другим купцом - Николаем Мешковым. После чего получило название «Товарищество братья Ф. и Г. Каменские и Н. В. Мешков».

А в 1918 г. по декрету о национализации многомиллионное хозяйство компании полностью перешло в собственность государства.

Тем не менее здание конторы товарищества братьев Каменских сохранилось в Перьми до наших дней. Сейчас в нём располагается ресторанно-гостиничный комплекс.

-9

Подписывайтесь на наш канал!

Спасибо, что ставите лайки и пишете комментарии.

Читайте ещё:

Мы в соц. сетях:

Вконтакте

Телеграм