Российский эскадренный броненосец/линейный корабль "Князь Потемкин-Таврический/Пантелеймон" и известнейшие в мире военные корабли додредноутной эпохи, сохранившиеся до нашего времени в качестве музеев - японский эскадренный броненосец/линейный корабль "Микаса" и российский бронепалубный крейсер "Аврора". Знаменитый черноморский броненосец стоит особо в ряду этих кораблей, как имевший в свое время достаточно хороший шанс также быть сохраненным в качестве памятника. Окончание срока его службы (активная служба военного корабля в начале XX века составляла около 20 лет) совпало с падением Российской Империи, против которой он бунтовал и которой служил, и возникновением СССР. Революционная глава его биографии могла бы обеспечить ему жизнь после "отставки" не менее, чем "Авроре" (участие которой в российском революционном деле было поскромнее). С революционной славой он сочетал и военную, "универсальную" для пропаганды при разных политических режимах. Броненосец причастен к, пожалуй, самым стоящим (небольшого масштаба, но лучших и не было) морским победам России при Николае II - у Сарыча и Босфора, в годы Первой Мировой войны. Привлекателен, наконец, он был и как памятник отечественного и - с оговорками - мирового судостроения, ибо на момент закладки и спуска на воду был одним из сильнейших в своём классе по вооружению (16 орудий среднего калибра - один из возможных максимумов вспомогательной артиллерии линейного корабля на рубеже веков), хотя имел устаревшую схему бронирования (современная качественная броня не прикрывала ватерлинию по всей длине корпуса). И ограниченные скорость и запас топлива, хорошие лишь для закрытого моря.
Все как будто делало "Пантелеймон/Потемкин" самым достойным "увековечивания" российским додредноутом из имевшихся в СССР. Но дело было очень осложнено тем, что незадолго до конца своей уставной "жизни", в 1920 г., корабль был взорван (отступающие в ходе Гражданской войны из Крыма британские и французские силы не пожелали оставлять в целости ту матчасть "белогвардейского" флота, что не ушла с ними). И, конечно, бедственным состоянием советского государства сразу после Гражданской войны. Несмотря на то, что взрыв прежде всего разрушил двигатели корабля, оставив его в относительной целости, правительство СССР не смогло/захотело спасать "флагман революции" (тут напрашивается сравнение опять с японским одноклассником российского броненосца, который правительство Японии все же нашло силы и средства восстановить в непростое для страны время американской оккупации и экономической разрухи). "Пантелеймон" (в последний период своей службы носивший имя "Борец за свободу"), формально войдя в состав Красного Флота, не восстанавливался и был разобран в 1925 г.