Найти тему
Тихий океан 1/72

Йохеи Хиноки Скромный японский Маресьев.

Основными движущей силой всех прошедших, настоящих и будущих войн всегда были, есть и будут скромные, в лучшем случае малоизвестные, в худшем, безымянные работяги-ремесленники военного дела, а никак не распаренные богатыри, асы и прочие джедаи. Этот рассказ о таком пилоте, скромном офицере, прошедшим Тихоокеанскую войну от начала до конца, в отличие от коллег по цеху, не оставившем фолиантов мемуаров со 100500 непонятно откуда взявшихся "побед", ограничившись редкими послевоенными интервью профильным историкам и им сочувствующим.

Йохеи Хиноки с разницей в каких то сорок с лишним лет: правое фото от 1985-го года
Йохеи Хиноки с разницей в каких то сорок с лишним лет: правое фото от 1985-го года

Молодой человек, 1919-го года рождения, закончил кузницу комсостава ВВС, Императорскую Армейскую Авиа-Академию (Rikugun Kōkū Shikan Gakkō) летом 40-го года в звании лейтенанта и осенью того же года получил назначение в 64-ый полк (64th Sentai), где подготовка продолжилась, причем полк, один из двух на всю Армию, к началу Большой Войны был оснащен "перспективной новинкой", Nakajima Ki-43-I "Hayabusa" (в коде союзников - "Oscar").

Персональную агрессию в воздухе ограничивала должность: пилот был ведомым (читай, "телохранителем") комполка, майора Татео Като (Tateo Kato) - полу-легендарной и раскрученной силами масс-медиа личности, поэтому всегда находился в тени последнего.
Тем не менее, на начальном, победоносном этапе войны (Малайя-Сингапур-Голландская Ост-Индия) личный счет пилота составил пять побед, включая одну групповую.

Слева вверху "Хаябуса" Хиноки начала 42-го года (по мнению историка Ясухо Изава). Справа вверху - сам герой. С мечом. "Ободранный" до невозможности борт и "беговая дорожка" - не результат ковыряния ЛКП мечом, забегов в шиповках или козней тех-состава: самолеты поступали в часть полностью неокрашенные, камуфляж наносился на месте, в части, красками  "что бог послал". О грунтовке речи не шло. Совсем. Результат налицо. Боковичок - "средний по больнице" камуфлированный Ki-43 64-го полка.
Слева вверху "Хаябуса" Хиноки начала 42-го года (по мнению историка Ясухо Изава). Справа вверху - сам герой. С мечом. "Ободранный" до невозможности борт и "беговая дорожка" - не результат ковыряния ЛКП мечом, забегов в шиповках или козней тех-состава: самолеты поступали в часть полностью неокрашенные, камуфляж наносился на месте, в части, красками "что бог послал". О грунтовке речи не шло. Совсем. Результат налицо. Боковичок - "средний по больнице" камуфлированный Ki-43 64-го полка.

Но жизнь - это боль и уже 10-го апреля 42-го над китайских Лоевингом (Loiwing) пилоту пришлось познакомиться с "Летающими Тиграми" (AVG), "Томахоками" (Curtiss Hawk 81A) и тактикой Boom@Zoom, которой японцам противопоставить было в общем-то нечего. Основательно побитую "Хаябусу" Хиноки удалось привести домой, правда с двадцать одной лишней дыркой в планере, еще одной в руке пилота ну и одной ... в филейной части.

По результатам исследования Flight Report  боя 10-го апреля, победителем Хиноки был назначен вот этот вот "Весельчак-У", Роберт Смит из 3-ей эскадрильи "Летающих тигров", закончивший службу в AVG с девятью "победами". Слово "победы" взято в кавычки например потому, что в данном конкретном бою англичане с американцами совместно заявили пять побед, при реальных японских потерях в две "Хаябусы".
По результатам исследования Flight Report боя 10-го апреля, победителем Хиноки был назначен вот этот вот "Весельчак-У", Роберт Смит из 3-ей эскадрильи "Летающих тигров", закончивший службу в AVG с девятью "победами". Слово "победы" взято в кавычки например потому, что в данном конкретном бою англичане с американцами совместно заявили пять побед, при реальных японских потерях в две "Хаябусы".

Проведя месяц в госпитале и подлечившись, Хиноки был отправлен на командирские курсы в Акено, после чего, весной 43-го, вернулся в Бирму, в свой 64-ый полк на командование 3-ей эскадрильей. Бирманский этап ознаменовался пятью заявленными победами, в том числе первым сбитым 25-го ноября 43-го на ТВД North American P-51A Mustang и тяжелым ранением через два дня, 27-го ноября, опять в бою с Мустангами: правая нога была раздроблена крупнокалиберной пулей, до аэродрома дотянуть удалось, но ногу пришлось ампутировать.

Изображения, как и боковичка, сбитого Хиноки 25.11.43 "Мустанга" нет (это был P-51A-1, с/н  43-6069, 331-ой группы (311 FBG)). Поэтому опять фото "средне-статистического" P-51A 530 FBS, 311 FBG.  Пилот "Мустанга",  комполка (Commanding Officer) полковник Гарри Мелтон младший (Harry R.Melton Jr) попал в плен, который не пережил: 12-го сентября 44-го транспорт "Rakuyo Maru", перевозивший 1318 военнопленных из Сингапур в Метрополию,  был торпедирован американской подводной лодкой USS "Sealion".   Погибло 1159 военнопленных, в том числе и Мелтон.
Изображения, как и боковичка, сбитого Хиноки 25.11.43 "Мустанга" нет (это был P-51A-1, с/н 43-6069, 331-ой группы (311 FBG)). Поэтому опять фото "средне-статистического" P-51A 530 FBS, 311 FBG. Пилот "Мустанга", комполка (Commanding Officer) полковник Гарри Мелтон младший (Harry R.Melton Jr) попал в плен, который не пережил: 12-го сентября 44-го транспорт "Rakuyo Maru", перевозивший 1318 военнопленных из Сингапур в Метрополию, был торпедирован американской подводной лодкой USS "Sealion". Погибло 1159 военнопленных, в том числе и Мелтон.

После долгого лечения, освоившись с протезом, пилот с ноября 44-го занимался подготовкой курсантов в летной школе Такаматсу, а с апреля 45-го, в звании капитана, возглавил оснащенный истребителями Kawasaki Ki-100 2-ой батальон двух-эскадрильного состава "Учебной авиа-дивизии Акено" (Akeno Kyodo Hikoshidan), бывшей Летной школы Акено, ставшей летом 45-го года 111-ым полком (111th Sentai) - японцам стало не до учебных заведений. В бой шли не только "старики", но и все, включая инвалидов.

Kawasaki Ki-100 тип 5 капитана Хиноки периода Акено и 111-го полка. Фотографии машины нет, "боковичек" составлен по воспоминаниям пилота.
Kawasaki Ki-100 тип 5 капитана Хиноки периода Акено и 111-го полка. Фотографии машины нет, "боковичек" составлен по воспоминаниям пилота.

Одержав в небе Метрополии еще две победы, Йохеи Хиноки пережил войну в звании майора с двенадцатью официальными победами.

С официозом закончили. Начинаем "разбор полетов".

Из двенадцати "официальных" побед пилота есть возможность проверить все двенадцать.

Противной стороной однозначно подтверждаются четыре личные победы (уже упомянутый P-51A 311 FBG, один Lockheed P-38 Lightning 459 FS, один Consolidated B-24 Liberator 308 BG и один North American P-51D Mustang 506 FG) плюс две групповые победы (Bristol Blenheim Mk IV 34th Sqn RAF и Boeing B-29 Superfortress 330BG).

С последней победой Хиноки, одержанной 16-го июля 45-го года у Нагойи, а именно, P-51D Mustang 457 FS, 506FG, пилот: капитан Джон Бенбоу (John W. Benbow), произошла редкая, для истории войны на Тихом океане, история. После войны, сослуживцы и родственники погибшего капитана проявили бурную и непонятную активность по превращению боевой потери в не боевую (вот не сбивали его и все тут, сам упал). Зачем им это было нужно, не понятно, погиб и погиб, но факт имеет место быть.
С последней победой Хиноки, одержанной 16-го июля 45-го года у Нагойи, а именно, P-51D Mustang 457 FS, 506FG, пилот: капитан Джон Бенбоу (John W. Benbow), произошла редкая, для истории войны на Тихом океане, история. После войны, сослуживцы и родственники погибшего капитана проявили бурную и непонятную активность по превращению боевой потери в не боевую (вот не сбивали его и все тут, сам упал). Зачем им это было нужно, не понятно, погиб и погиб, но факт имеет место быть.

Оставшиеся шесть побед (один Brewster Buffalo Mk I, четыре Hawker Hurricane Mk IIb и один North American P-51A Mustang) заявлены на даты проведения конкретных боев, где союзники действительно понесли потери в ЛА соответствующих типов. Беда в том, что количество реально потерянных машин меньше общего количества заявленных японцами побед (т.н. оверклайм). Завышение варьировалось от почетных 2:1, до чудесатых 5:1.

Экипажу сбитой 4-го июня 45-го , не без участия Хиноки,  "Сверхкрепости ", с/н 44-69766 "City of Burbank". не то, чтобы сильно повезло. Шесть членов экипажа успели покинуть избитого гиганта, однако четверо впоследствии были казнены военной полицией.
Экипажу сбитой 4-го июня 45-го , не без участия Хиноки, "Сверхкрепости ", с/н 44-69766 "City of Burbank". не то, чтобы сильно повезло. Шесть членов экипажа успели покинуть избитого гиганта, однако четверо впоследствии были казнены военной полицией.

В сухом остатке имеем не редкий случай, когда якобы двойной оверклайм (завышение успехов) профессионального и по-своему удачливого пилота, таковым не является, так как доказать или опровергнуть реальность конкретной победы не представляется возможным.

Всем добра.

* В статье использована информация из открытых источников.