История вооруженной борьбы в воздухе знает огромное число знаменитых пилотов, имена которых известны многим. С авиационными подразделениями ситуация куда хуже: это уже удел интересующихся и профессионалов. За одним исключением: «Летающие тигры» или AVG ( American Volunteer Group), со своими харизматичными, «зубастыми» «Томагавками» известны даже людям, далеким от авиационной истории (но это не точно).
** Формально, подразделений American Volunteer Group (далее AVG) должно было быть три. Речь пойдет о 1-ой, самой известной и единственной из реально действовавших. Две оставшихся по факту умерли так и не родившись с началом войны на Тихом Океане.
А дело было так.
В 1937-го в Китае, ведущему крайне неудачную (в том числе и в воздухе) войну с Японией, был советник по подготовке местных ВВС. Отставной майор американских ВВС, человек незаурядных организаторских способностей и дурного характера, Клэр Ли Шеннолт (Claire Lee Chennault), был на «короткой ноге» с Чан Кайши и, главное, с его женой, что обусловило его участие в принятии и осуществлении многих важных решений по авиации Китая.
Дела у подопечных советника шли настолько хорошо (нет), что в 40-м году китайские представители обратились к США по поводу предоставления уже не только техники, но и летно-технического состава. Решение о создании китайских частей, но с американским персоналом и под американским управлением было таки принято, что выразилось в секретном приказе Рузвельта от 23 декабря 40-го года. Шеннолт принимал самое деятельное участие в процессе организации и, естественно, стал командиром нового подразделения.
Официальным прикрытием была китайская компания CAMCO (Central Aircraft Manufacturing Company), куда летно-технический состав набирался в качестве сотрудников. Силами той-же компании (без малого, филиала фирмы Curtiss) на заводе в Бирме осуществлялась сборка поставленных комплектов истребителей Curtiss P-40 (о модификации будет рассказано ниже). Всего 99 штук (было 100, но два планера были повреждены: из двух удалось собрать один).
С летным составом, правда, возникли сложности. Первоначальная идея нанять летчиков-истребителей немножко провалилась и брали всех, вплоть до пилотов летающих лодок. Из 99-и нанятых пилотов, примерно половина была летчиками-истребителями и только двенадцать были знакомы с P-40. 59 пилотов представляли флот, 33 – армию и 7 – корпус морской пехоты.
То, что пилоты не были знакомы с мат-частью, вполне естественно принесло свои плоды: во время обучения (пилоты группы налетали аж 3293 часа), аварии были явлением постоянным. Данные недоразумения, вкупе с недостатком запчастей и фактом, что самолеты были отгружены некомплектными (прицелы, крыльевое вооружение, да много чего) привело к тому, что к декабрю 41-го, моменту "готовности" группы, из 99-и машин (это больше соответствует нашей авиа-дивизии) боеспособными считались только 62 самолета. А полностью подготовленными считались не более 25-ти пилотов.
Причем, во время обучения особое внимание уделялось тактике, которая определялась командиром (Шеннолт), на основе многолетнего китайского опыта последнего. Советник Шеннолт был одним из немногих, заметивших триумфальное появление в Китае нового японского истребителя (речь о A6M2 «Zero»), а главное, сделавшего правильные выводы.
Соответственно главной "фишкой" было тактика "бей-беги" (Hit@Run, Dive@Zoom, как угодно), а именно, атака пар истребителей с пикирования с последующим уходом: никаких "каруселей" в стиле Первой Мировой , что выгодно отличало группу от любых прочих подразделений союзников на театре.
Подготовка проводилась на авиабазе в Тоунгу (Бирма): английской вотчине, что имело особый смысл. Одной из основных задач была защита не столько Китая, сколько Бирмы - "мягкого подбрюшья" Китая, а главное, местной "дороги жизни" -Бирманской дороги, обеспечивавшей снабжение Китая. После нефтяного эмбарго против Японии от 26-го июля 1941 года никто иллюзий не строил: японцы НЕ могли НЕ воевать (что -то напоминает).
Забегая вперед, так оно и получилось: бои группы именно над Китаем носили единичный характер.
«Заработная плата» добровольцев должна была варьироваться от 250 $(техник) до 750 $ (комэск) в месяц плюс 30$ на питание. Хотя в контракте это не было прописано, по факту, за каждый уничтоженный что в воздухе, что на земле самолет китайским правительством выплачивалось 500$.
Оговаривалась система штрафов за всевозможные нарушения. За неподчинение, употребление наркотиков-алкоголя, разглашение информации следовало увольнение. Известно об одном массовом "нарушении". 22 апреля 42-го года произошла маленькая "революция": более 20-ти пилотов отказались выполнять действительно идиотские миссии (по личной просьбе Чан Кайши, между прочим): накручивать на низкой высоте круги над китайскими позициями, показывая китайские опознавательные знаки - как бы для поднятия боевого духа наземных войск. Миссии по-тихому отменили, дело замяли.
C мат-частью тоже было все не так однозначно. Самолеты отгружались из трех заводских поставок Британского заказа и, по многим данным, несли «родовые черты» и P-40B (заводской модификации Curtiss H81A-2 или британского Tomahawk IIA), и P-40C (Curtiss H81A-3 - Tomahawk IIB). C марта 42-го в группу стали поступать более совершенные Curtiss P-40E (всего 50 штук). Еще одного возможного кандидата – Republic P-43A-1 “Lancer” отверг лично Шеннолт.
Естественно и самолеты, и оплата персонала китайским правительством происходила на заемные американские деньги (что -то опять напоминает).
Формально, группа прекратила свое существование 4-го июля 1942-го года, хотя члены группы совершали полеты до 9-го июля, когда AVG была трансформирована в 23-ю истребительную группу (23th Figter Group (FG) ), сначала подчиняющуюся хитрому образованию CATF (Chine Air Task Force), которое в марте 43-го стало 14-ой воздушной армией ВВС США.
Из 87-и пилотов AVG, только пять сразу присоединились к 23-ей группе Армии. Еще девятнадцать продлили с «работадателем» (CAMCO) контракт на две недели.
И о проделанной работе.
Во время боевых вылетов погибло одиннадцать пилотов , плюс трое попало в плен (двое с фатальным финалом) . Авиакатастрофы добавили в список девять пилотов.
По потерянной мат- части: двенадцать P-40 было потеряно в воздушных боях, тоже двенадцать стали жертвой наземного ПВО, тринадцать были уничтожены во время японских ударов по аэродромам, двадцать два в не летном состоянии были сожжены американцами при эвакуации из Лоевинга (Loiwing), еще двадцать три списали, как результат аварий. Итого 82 машины.
Заявки группы не подкачали: официально заявлено 296 воздушных и наземных побед (читай, оплачено компанией CAMCO). Восемнадцать пилотов были признаны асами (пять и более воздушных побед).
Разбор полетов, в меру сил и возможностей, оставим на "сладкое", но как янки добились таких высоких результатов? Ведь даже западные скептики признают AVG самым эффективным авиационным подразделением союзников на Дальнем Востоке начального периода войны.
Отчасти помогли в этом ... японцы, со своим уровнем развития авиа-техники и взглядами на воздушный бой как таковой.
Основной противник: Nakajima Ki-27 Type 97 ( в коде союзников Nate) был хорошим конкурентом машинам класса И-16, но никак на истребителям нового поколения вроде Curtiss P-40B\С, уступая по всем параметрам кроме маневренности и скороподъемности, а маневренные бои янки не вели от слова "вообще".
Такими машинами были укомплектованы 11-ый, 50-ый, 77-ой полки (11st, 50st, 77st Sentai) в Бирме, вынесшие основную нагрузку по посильному противодействию AVG.
Новинка, Nakajima Ki-43-I "Hayabusa" Type 1 ( в коде союзников Oscar) был по сути "Ki-27 на максималках": немного быстрее, немного лучше вооружен, так же без какой-либо пассивной защиты, так же плохо пикирует. Соответственно Ki-43 ровно так же и в том же уступал P-40 любой модификации, поэтому разработанная Клэром Шеннолтом тактика группы отлично работала и против этих машин.
По факту, активно использовавшему такие машины 64-ому полку (64st Sentai) тоже досталось на орехи, несмотря на высокую квалификацию летного состава.
Встреча с машинами, которые были потенциально опасны для Hawk 81 и которых было всего одна неполная эскадрилья на всю Армию (Nakajima Ki-44, ( в коде союзников Tojo)) была единична и закончилась ничем, а встреч с Mitsubishi A6M2 Zero, под которые и "затачивалась" тактика группы, не было вообще. Ни в воздухе, ни на земле. За Зеро постоянно принимали Ki-43 идентифицируя последний как "Тип 0".
Японская бомбардировочная компонента так же, скажем так, не блистала.
Основной, по японской классификации "тяжелый", бомбардировщик Mitsubishi Ki-21 Type 97 ( в коде союзников Sally) живучестью "сверхкрепости" никак не отличался, а оборонительное вооружение из пулеметов винтовочного калибра было так себе защитой.
Справедливости ради надо сказать, что самые большие и известные потери 23-го и 25-го декабря 1941-го года ( за два дня реально было потеряно 11 Ki-21) имели место быть из-за грубейших ошибок истребителей сопровождения, оставлявших подопечных без присмотра.
Все описанные по Ki-21 "неудобства" в полной мере касались более легких собратьев: "среднего" Kawasaki Ki-48 Type 99 (в коде союзников Lily) и "легкого" Mitsubishi Ki-30 Type 97 (в коде союзников Ann).
Итак что имеем.
В литературе описаны 307 заявок на воздушные и наземные победы "Летающих тигров" (очевидно не все были признаны CAMCO) .
Из них по 273-ом заявкам (214 заявок на воздушные победы) есть информация от противной стороны (японцев, в общем) . Японская сторона подтверждает потерю 74 самолетов в воздухе (31 Ki-27, 10 Ki-43, 2 Ki-45, 17 Ki-21, 6 Ki-48, 6 Ki-30, 1 Ki-15 + у одного самолета тип не указан (просто "бомбардировщик")) и 35 самолетов на земле (9 Ki-27, 13 Ki-43, 2 Ki-21, 1 Ki-48, 5 Ki-30, 2 Ki-15, 1 "транспортный самолет", без указания типа, еще по двум наземным потерям тип самолета не указан (американцы были уверены, что атакуют затрофеенные японцами Brewster Buffalo)).
По проверяемым воздушным заявкам оверклайм ( превышение заявленного над реальным) составил 2.89:1, что совсем не рекорд со знаком "минус" как для Тихоокеанского ТВД, так и для других фронтов.
Есть правда "ложка дегтя". В части учтенных боев "Летающих тигров" участвовали подразделения RAF, преимущественно Brewster Buffalo Mk I 67-ой эскадрильи (67st Sqn RAF) и Hawker Harricane IIB 17-ой и 135-ой эскадрилей RAF, претендующих на 24 воздушные и две наземные победы. Отделить реальные победы англичан от американцев в большинстве случаев уже невозможно, ссылка на то, что у англичан более строгая система учета - не более чем лирика.
В сухом остатке имеем талантливого организатора, создавшего вероятно самое боеспособное истребительное подразделение начального периода Тихоокеанской войны, квалифицированных исполнителей, в имеющихся воспоминаниях не скрывавших, что записались в группу ради денег, но в реалиях не отличавшихся каким-то особым завышением собственных успехов и действительно, достигших значительных результатов.
Сейчас такую структуру вероятно назвали бы ЧВК.
Всем добра.
*** Вся использованная информация получена из открытых источников.