В детстве у меня была кукла Барби - настоящая, брендовая (китайцы тогда еще не проснулись и не завалили мировую экономику копиями всего, чего только можно). Кукла была очень качественная и, что важно для девочки - красивая: густые русые волосы ПО ВСЕЙ ГОЛОВЕ (кто знаком с «китайщиной», поймут, о чём речь), выразительные зелёные глаза - их рисунок даже не стёрся за годы детских экспериментов, нормальной формы руки и ноги и, конечно, красивая одежда: бальные платья, сарафаны, джинсы и туфли! А когда производители «Барби» стали делать ещё и беременных кукол, малышей в колясках, целые дома с кухонными гарнитурами, диванами и трюмо - это было нечто! Сейчас, конечно, детей ничем таким не удивишь.
Лет через 15-20, когда я была студенткой, на прилавках появились своеобразные, на мой взгляд, куклы: похожие на Барби, только с раскосыми глазами и неестественно большими головами. Как вы поняли, это были Братс. Дерзкий характер и яркие броские наряды отвечали веяниям времени и быстро завоевали сердца девчонок, а среди своих знакомых с детьми я замечала просто Братс-бум.
Немного о Братс:
Если о Барби практически все имеют представление, то о Братс многие только слышали, так как не у всех есть дети, да и в нынешнем разнообразии кукол и других игрушек любой «хит» уже завтра будет покрыт пылью забвения. Поэтому давайте вспомним вместе:
Хло, Саша, Джейд и Жасмин, сёстры по фамилии Братц, представляли собой полную противоположность Барби как по внешнему виду, так и «образу жизни». Барби носила пышные платья или миловидные юбочки, сёстры Братц ходили с голыми животами в ажурных чулках и коротких мини-юбках, что у многих родителей вызывало шок. Маркетологи придумали такие образы как более соответствующие интересам современных подростков, чем «слишком взрослая» Барби из прошлого века. Сёстрам Братц нравится современная музыка, они любят клубы и шопинг. Это - официальная легенда Братс при выходе куколок на рынок.
Начало войны между Барби и Братс
Начать следует с того, что кукол Барби производила компания Mattel, в то время как Братс создавались фирмой MGA Entertainment. Для вашего удобства дальше по тексту предлагаю называть эти компании Barbie и Bratz, чтоб не перегружаться официальными наименованиями зарубежных бизнес-субъектов.
В общем, Barbie не очень обрадовались выходу Bratz на мировой рынок и вот почему:
Когда-то в компании работал молодой и креативный дизайнер Картер Брайант, который занимался покроем кукольной одежды для Барби. Однажды он решил уйти в «творческий отпуск», уволился и на время уехал из шумного Лос-Анджелеса к своим родителям, в городок Спрингфилд. Интересно, этот городок имеет отношение к «Симпсонам?»)))
Ну и вот: по словам Брайнта, однажды, проходя мимо спрингфилдской школы, он увидел модных девчонок-подростков: они были одеты в топы, мешковатые джинсы, на лицах - яркий макияж. Именно это вдохновило его на идею создания куклы Братс: находясь в Спрингфилде, он нарисовал эскизы подбоченившихся бойких девчонок с вьющимися волосами и голым животом. Брайнт хотел, чтобы кукла изображала современного подростка.
Через год Картер Брайант вернулся назад в Лос-Анджелес и снова устроился в Barbie, продолжил создавать наряды для всеми любимых кукол. По его словам, мысли о Братс не покидали его, он показал свои эскизы коллеге - Веронике Маслоу. С руководством Barbie своими идеями он не поделился - якобы посчитал, что из-за слишком консервативных взглядов внутри компании, они никого не заинтересуют.
Впоследствии оба дизайнера ушли в MGA Entertainment, где и стали выпускать принципиально новую куклу - куклу Братс. Картер подробно изучил, что носит молодёжь, желая сделать Братс ультрамодной и максимально современной. Новую куклу мгновенно заметили девочки-подростки, а за ними - СМИ и инвесторы с Wall Street. В итоге куклы сделали Брайанта богатым человеком, так как он получал 3% с их продаж. Однако, его авторство Bratz долго не афишировала, опасаясь судебных тяжб. Как оказалось, не зря.
Внутри Barbie.
У производителей Барби того времени были популярны два лозунга:
1) Ни одна игрушка не живёт вечно;
2) Кроме Барби.
Как вы понимаете, Bratz серьёзно подорвали их самоуверенность.
В 2004 г. Barbie спешно создали новую серию кукол, изображающих городских девчонок - более ярких и дерзких по сравнению с классической Барби. Тогда же доля продаж Bratz на полках Walmart выросла на 180%, а доля Барби упала на 39%. Поэтому Barbie всерьёз начали готовиться к суду и взялись за расследование «кражи». Составили подробное досье на владельца MGA Entertainment с деталями его личной жизни, следили за одним из своих собственных директоров, Рональдом Броуером, который якобы шпионил и продавал секреты компании наружу. Кстати, позже он тоже ушел работать в Bratz, и судебное дело против него Barbie проиграла.
Barbie подаёт в суд на Bratz.
Когда куклы Братс завоевали мир и серьёзно потеснили Барби на прилавках магазинов, «Mattel» (Barbie) обратилась в суд с иском к «MGA Entertainment» (Bratz), где указывали, что создание идеи кукол Братс произошло в их компании. Также Barbie пыталась доказать суду факт кражи идеи куклы Братс и требовала целых 500 миллионов долларов годового дохода в качестве возмещения - именно столько (а то и больше) Bratz зарабатывала тогда на хитовой игрушке. Но Bratz, естественно, никаких нарушений авторских прав за собой не признавало.
Bratz не только отрицала утверждения Barbie, но и подала встречный иск, в котором обвинила оппонента в промышленном шпионаже и нечестной конкуренции. Barbie, говорилось во встречном иске, угрожала покупателям прекратить с ними сотрудничество, если они будут покупать куклы у Братц.
Суды продолжались с 2004 по 2008 год. Изначально суд признал производителей кукол Братс виновными в плагиате и постановил выплатить в пользу Barbie 100 миллионов долларов! При этом было подчёркнуто, что авторские права нарушило только первое поколение кукол Братс, другие модели были настолько изменены и модифицированы, что выявить нарушение не представляется возможным.
Однако вскоре всё неожиданно изменилось. Апелляционный суд встал на сторону компании Bratz: он отменил предыдущее решение и направил дело на повторное рассмотрение, где суд пришел к выводу, что Barbie не только не смогла доказать нарушение авторских прав, но и сама занималась промышленным шпионажем, похитив 26 из 114 коммерческих секретов, принадлежащих Bratz. В частности, компания нанимала детективов, которые шпионили за Bratz на выставках.
В результате Barbie было предписано выплатить Bratz 85 миллионов долларов. К ним прибавились еще 85 миллионов за моральный ущерб и 137 миллионов долларов судебных издержек.
Лично я считаю, что победили не Bratz и не Barbie - победили их адвокаты! По некоторым данным за 4 года судебных тяжб адвокаты Barbie получили гонорары на общую сумму 18,2 млн долларов! А юристы, болевшие за интересы Bratz - лучше присядьте - 130 млн долларов! Это же мечта! Начинать каждый день мыслями о куклах! Дескать, до свидания, семья, я на работу - любоваться куклами, разглядывать их глаза, волосы и одежду. У меня один вопрос к Вселенной: почему не я?!
P.S. Такая интересная для меня тема статьи. Я будто вернулась в детство) Надеюсь, вам тоже понравится. Ещё я поймала себя на консерватизме и поняла, что классические Барби с собаками, колясками, домиками с ванной и малышами, мне ближе)
А на самом деле, какими бы не были у детей куклы, лишь бы у них было счастливое детство!
ЕЩЕ НЕМНОГО КУКОЛ: