Летом цены обычно растут медленнее, потому что часть продуктов дешевеет — например, овощи и фрукты. Но в этом году власти опасаются, что такого не будет. Причина — падение курса рубля, из-за чего увеличиваются затраты на производство. Пока цены сдерживаются благодаря запасам торговых сетей. Но если магазины и производители не будут «добровольно» ограничивать наценки, то государству придётся вводить специальные меры.
Цены на сезонные овощи, молочную продукцию, хлеб и сахар останутся на прежнем уровне. Региональные торговые сети согласились ограничить ценники на основные социально значимые товары, сообщает Минпромторг. До этого и федеральные ритейлеры (такие, как Х5, Магнит и другие) обязались не повышать цены более, чем на 5%. В ведомстве считают, что от этого выиграют все:
«Как показал опыт крупных игроков, система добровольного ограничения наценки на социально значимые товары выгодна всем участникам рынка, в том числе магазинам, ведь она позволяет успешно бороться за посетительский трафик и привлекать к себе большее количество покупателей»
По словам замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, пока ситуация стабильна — у торговли есть товарные запасы, но уже в сентябре вводные могут измениться, пишут «Известия». Поэтому министерство попросило магазины сообщать обо всех случаях повышения цен со стороны производителей.
За ситуацией следят и в Минсельхозе. В случае необходимости там готовы ввести госрегулирование в этой сфере. Но пока, по мнению ведомства, оснований для этого нет.
Тем временем производители чая и кофе «Май» (бренды «Майский», «Лисма», Curtis, Richard, Coffesso) предупредили о повышении с 1 сентября отпускных цен. Они вырастут на 6–9%, передаёт «Коммерсантъ». Производитель мясной продукции «Черкизово» заявил о подорожании с сентября индейки на 6,5%.
По словам главы Института развития предпринимательства и экономики Натальи Назаровой, одним из главных факторов повышения цен является ослабление рубля. Доллар активно растёт с конца июня и сегодня обновил очередной максимум, подобравшись к 97,5 рубля. Курс валют влияет на цены, так как российские производители закупают за границей различное оборудование, запчасти, семена и удобрения для производства сельскохозяйственной продукции и ветеринарные препараты для животноводства.