Часть 1:
Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) воплотил в своих художественных работах появившийся новый поэтический стиль Данте Алигьери (1265-1321), со всем спектром чувств свойственных человеку.
У Джотто могли быть близкие отношения с Данте, когда поэт был сослан в Падую, и, хотя некоторые биографы и сомневаются в том, что Данте и Джотто пересекались в Падуе, нет никаких сомнений в их дружбе и взаимной привязанности.
В некоторых своих стихах Данте восхвалял художника, а Джотто, в свою очередь, написал портрет поэта на фресках дворца Podestá.
Эти двое также совпали в том, что позволили увлечь себя страстным силам природы: Данте, безжалостный к слабым, выражал глубокую жалость к тем, кто был уличен в страсти, и поэтому в своих произведениях он плакал, тронутый братской любовью, которую испытывал к своему врагу Фаринате в Аду; а Джотто — художник, вложивший человеческие эмоции — боль, горе, любовь и страсть — в свои картины.
Три детали, которые помогают описать художественные настроения Джотто, — это его зависимость от Чимабуэ (1240-1302) как учителя, его любовь к изучению природы и его дружба с Данте, которая ясно указывает на его интерес к живым проявлениям человеческих страстей.
Еще одной особенностью этого мастера, которого некоторые считают одним из величайших гениев живописи всех времен, является изобилие и легкость его художественного творчества: он работал в Ассизи, в древней церкви Святого Петра в Риме, в Падуе, во Флоренции и в Неаполе, и везде он писал большими сериями из оригинальных композиций, многие из которых полностью повествовательны и наполнены творчеством и страстным духом.
Джотто также обладал некоторыми сильными личностными чертами, типичными для деревенского темперамента. Его острая речь славилась, по-видимому, изобретательностью, которую он проявлял, обращаясь с властями с типично крестьянской фамильярностью.
Говорят, что король Неаполя, увидев, как он рисует в очень жаркий день, сказал: “Если бы я был Джотто, то сейчас бы немного отдохнул”. “Я бы тоже, если бы был королем”, — ответил Джотто, подразумевая разный интерес к искусству для обоих.
Мы мало знаем о первых юношеских работах Джотт.
Его самыми старыми работами, должно быть, были фрески Ассизи.
Эта базилика, которую начали украшать Пьетро Каваллини (1240-1330) и Чимабуэ и которая позже была дополнена фресками Джотто, является святилищем истоков итальянской живописи, настоящим художественным музеем Треченто.
В ней всего один неф с высокими окнами, что оставляет широкие открытые стены для работы художников.
Пьетро Каваллини нарисовал традиционные сцены из Ветхого и Нового Заветов на левой стене.
Чимабуэ изобразил Богородицу, сидящую среди ангелов в средокрестии.
Джотто, нарушив традицию, отважился на совершенно оригинальный репертуар, изобразив на 28 больших панно на правой стене наиболее кульминационные сцены из жизни святого Франциска Ассизского: они составляют почти всю легенду об основателе францисканского ордена, который к тому времени ещё развивался и не был представлен в искусстве.
Фрески Джотто в Ассизи были написаны в последние годы 13-го века и в начале 14-го (между 1297-1300 годами), святой Франциск к тому времени умер чуть более полувека назад (в 1226 году), народная преданность апостолу бедности росла с каждым днем.
Джотто одну за другой изобразил на стенах базилики, построенной над его могилой, графические сцены, которые образуют серию "Жизнь бедняков Ассизи".
Первая сцена изображает сына богатого купца, который уже начинал отходить от легкомысленной жизни и расстилает перед будущим Святым свой плащ, чтобы он служил ковром для ходьбы будущего святого. Всё это представлено в центре городской площади, где четверо местных буржуа комментируют происходящее.
С другой стороны, интересно отметить, что сам Джотто, способный столь живо воспроизвести действительность, потерпел неудачу, изображая римский храм, расположенный на площади Ассизи, поскольку он нарисовал его с пятью колоннами вместо шести и дополнительно украшает его.
На следующей панели Франциск отдает свою мантию бедному человеку. Затем следуют сцены его призвания, спор с отцом Бондоне, сон, в котором Христос призывает его поддерживать Церковь, его чудеса и проповеди, его отступления от покаяния, отношения с его товарищами и, наконец, его смерть и различные чудеса, совершенные благодаря его заступничеству. Во всех этих сценах второстепенные фигуры с впечатляющей ясностью выражают духовное волнение, вызванное непосредственным присутствием святости Франциска.
Авторство цикла фресок из жизни святого Франциска в Верхней базилике Ассизи, традиционно приписываемого Джотто, было одним из самых спорных среди искусствоведов с 1912 года.
Документы францисканских монахов, относящиеся к художественным заказам этого периода, были уничтожены войсками Наполеона около 1800 года, поэтому ученые спорят об их принадлежности Джотто.
Сегодня общепризнано, что на фресках Святого Франциска Ассизского можно опознать четыре разные руки. Но, тем не менее, традиция и многие искусствоведы приписывают Джотто, самому известному художнику своего времени, авторство этих работ или, по крайней мере, заслугу в их создании.
Независимо от того, написал их Джотто или нет, фрески Ассизи представляли собой завершенное создание нового мотива, который будет повторять на протяжении всего XIV века.
Францисканская легенда будет воспроизведена с небольшими вариациями учениками Джотто в том виде, в каком она была создана их мастером.
Это свидетельствует о силе художественного таланта великого флорентийского живописца.
Продолжение: