Заступник в недугах наших, великомученик и целитель Пантелеимон по рождении получил имя Пантолеон. «Пантолеон» переводится как «по всему лев». Святой изначально получил образование в языческой школе и обучался медицинским наукам у лучшего врача Никомидии.
Как-то раз он увидел мертвого ребенка, лежащего на дороге, укушенного ехидной. Святой принял решение, если ребенок воскреснет, а ехидна погибнет, то он примет святое Крещение. Пантолеон молил Господа о воскрешении малыша. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на мелкие кусочки в тот же момент. Пантолеон принял Крещение.
Призывая имя Господа, он исцелял многие болезни. Протягивал руку помощи нищим, узникам, всем, кому никто не мог и не хотел помочь, никогда не требуя за это плату. Господь нарек ему новое имя – Пантелеимон. Это значит «многомилостивый».
Обращаясь в молитвах к святому Пантелеимону о здоровье близких и своем собственном, можно поразмыслить о том, что тело важно, но что на первом месте? Не душа ли? Потому тот, кто отзывается на просьбы об исцелении тела, поможет излечить и душу. Исцелить сердечные раны, скорбь, обиды, сделать сердце чистым от настоящих ехидн – тех, что живут в наших сердцах. То есть грехов и страстей, в которых страшно признаться. Подобными озарениями иногда делятся те, кто молились святому и получили помощь, в итоге осознав, о чем в действительности стоило просить великомученика Пантелеимона.
Их опыт обращения ко святому вызывает интерес и желание подражать.
*
День памяти великомученика Пантелеимона (9 августа. – прим.) отмечают, я думаю, все, кому знакомо хотя бы имя этого святого. Отмечают кто в меньшей степени, может быть, просто тепло улыбнувшись, услышав о сегодняшней дате, кто в большей степени – посетив Литургию и причастившись. На Литургии в этот день я не была, но акафист святому читать буду обязательно.
У меня нет прямого свидетельства об исцелении по молитвам святого Пантелеимона, так как в то время, когда мой единственный сын был болен страшной болезнью, я молилась всем, кому могла, о ком мне кто-нибудь рассказал… И тогда, в 2002 году, я и крещеной-то не была. Но у кого нам искать защиты, когда и медицина шансов на выздоровление почти не дает? Вот и просят – кто Бога, а кто и всех «богов»… Так и я обращалась везде и ко всем, заходила во все храмы и церкви, где была открыта дверь.
И 9 августа случилось мне быть в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Именно «случилось»: я зашла, увидев по пути храм. Поняла, что день непростой: народа было много, а одна из икон была вся в цветах, и вокруг все было заставлено цветами. Я купила свечи и спросила матушку за прилавком, кому об исцелении больного молятся. Она поняла, что я совсем в религии ничего не понимаю, и ответила: «Богу. Ну, а раз уж ты здесь, в этой церкви, – так к чудотворной иконе Богородицы подойди. Ну, а раз в такой день пришла – так иди к иконе святого Пантелеимона Целителя, свечу поставь да от всего сердца проси об исцелении».
Я все так и сделала, только, не будучи христианкой на тот момент, начала с Пантелеимона Целителя, да и икона его была самой близкой от свечного ящика. И только я начала молиться, слезы ручьем покатились… горькие-горькие. На меня, рыдающую, обратила внимание старушка, снимающая воск от свечей, и пожалела: «Кто у тебя так сильно болен, детка?» Я рассказала о сыне. «Ну, молись, молись, он, Пантелеимон-то, не оставит, раз в такой день Бог тебя привел в церковь». И в этот момент с гладиолуса, которым была украшена икона, мне в руки падает один из цветков, который прямо над ликом святого был! И старушка, и я онемели. «А я что говорила! – радостно крестясь, затараторила старушка. – Будь теперь спокойна, терпи, молись и жди – будет святой Пантелеимон ходатайствовать за тебя перед Господом!»
Мои ощущения вы сами можете представить: крылья надежды за спиной. Как человек невежественный в отношении религии, я хоть и подошла к чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость» и Господу свечку поставила, но с той минуты и долгое время цветок гладиолуса был символом и как бы обещанием мне, что сын поправится. Так и случилось. Не знаю, как и что помогло его исцелению, но не без предстательства святого Пантелеимона он выздоровел. Хотя… мы же некрещеные тогда были, несмотря на то, что я молилась многим святым.
Прошло немало времени, и я стала христианкой, то есть прошла Таинство Крещения, а вот настоящей христианкой – это мне, наверное, и жизни не хватит. Взять хотя бы ту же мою благодарность святому Пантелеимону, который сразу ответил мне, некрещеной и многогрешной! Хоть в церковь и заходила уже часто после выздоровления сына, а вот подойти к иконе, свечу с молитвой поставить, поклониться – это я нередко… забывала! «Ведь все ж здоровы», – рассуждала я. И до недавнего времени так и продолжала спешить мимо его иконы, мельком бросив взгляд и чуть кивнув.
И все же укоры совести заставили меня однажды поинтересоваться, как ему молятся те, кто здоров. И было это для меня великим открытием, когда в чудесной молитве Преосвященного Иеремии Отшельника к нему я прочла, как и о чем надо его молить денно и нощно. И тогда телесные мои недуги, да и сына моего в его теперешнем здоровье, показались мне просто царапинами в сравнении с язвами грешной души моей.
Молитва епископа Иеремии отшельника (Соловьева)
Святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне! Моли Бога о нас (имена) и не допусти долее оставаться в нас болезням, коими болим душею и телом! Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими. Болим мы леностию и расслаблением – исцели ны. Болим влечением и пристрастием к земным предметам – исцели ны. Болим, о святый Пантелеимоне! Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях – исцели ны. Болим злопомнением, гневливостию, ненавистничеством – исцели, о целебниче Свято-Афонский и всемирный. Болим зависитию, гордостию, надменностию, превозношением, при всей скудости и непотребстве – исцели ны. Болим многими и разными припадками плотоугодия: чревоизлишеством, невоздержанностию, многоядением, сластолюбием – исцели ны. Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью – исцели ны, о святый Пантелеимоне! Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов – исцели ны. Болят руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни – исцели ны. Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских – исцели ны. Болит, зело болит язык наш, уста наши: пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия – исцели ны, о милостиве! От главы до ног болим мы: болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием; болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным; болит в нас память, забывшая наши прегрешения и содержа в себе неутратно согрешения и оскорбления ближних наших; болит в нас воображение, не умея и не желая живо представить нам нашу смерть, вечную муку грешных, блага Царствия Небесного, Божий гнев, крестные страдания Христовы, Его распятие – исцели ны, о святый Пантелеимоне! Все в нас болит. Немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями. Немоществует и тело наше все со всеми его членами. Исцели ны, о святый Пантелеимоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи: да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки. Аминь.
Из книги: Чудеса святых. XXI век.
Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
Подготовила Виктория Дорофеева