Найти в Дзене

Комментарий к молитве святому князю Владимиру

Оглавление

Сонм святых Русской Православной Церкви велик. Мы почитаем ветхозаветных и новозаветных праведников: праотцев Ноя и Авраама, пророков Илию и Иоанна Предтечу, первоверховных апостолов Петра и Павла. Почитаем общехристианских святых: священномученика Игнатия Богоносца, великомученика Георгия Богоносца, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, святого Константинопольского Патриарха Фотия и святых Римских пап Льва и Георгия Великих.

Источник: www.pravmir.ru
Источник: www.pravmir.ru

Но есть у Русской Православной Церкви и свои собственные святые, которые трудами и подвигами в деле устроения Святого Православия на Руси снискали у Господа и людей особенную славу. И одним из первых русских святых принято называть святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. И это понятно, ведь, как мы знаем, именно этому святому Киевскому князю принадлежит величайшая заслуга — Крещение Руси, без которого наши предки, возможно, никогда бы не узнали о Истинном Боге, оставаясь во мраке, ибо ходящий во тьме не знает, куда идет (Ин 12:35).

В этой заметке мы рассмотрим подвиги великого русского святого князя, прочитаем молитву, посвященную ему и дадим филологические и богословские комментарии церковнославянской молитве равноапостольному князю Владимиру.

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире!

Начиная молитву, православные верующие чаще всего обращаются к адресату своих слов. Так, данная молитва открывается следующими словами: О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! В них мы видим перечисление всех земных и небесных титулов этого святого.

Великий угодниче Божий — это небесный титул святого, говорящий о том, что он удостоился стоять одесную славы Божией. Из жития князя Владимира мы знаем, что в начале своего правления он был лютым язычником и идолопоклонником. При нем приносились человеческие жертвы, процветали грабеж и человекоубийство, были замучены первые русские святые — варяг Федор и его сын Иоанн.

Однако, встав на путь исправления своей жизни, равноапостольный князь Владимир не только принял Православную Церковь, но и смог исправить плачевное состояние общества Древней Руси. То есть угодник — тот, кто не только сам спасается, но и спасает вокруг себя множество людей. Среди прочих угодников Русской Православной Церкви известен святой XIX века — преподобный Серафим Саровский. Ему принадлежат такие слова: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Молитва также называет Владимира крестителя Руси князем. Обращаясь к нему, автор использует звательную форму церковнославянского языка княже. Именно это наименование — земной титул святого. Князь — это глава государства, военный предводитель. У каждого древнерусского города был свой правитель, князь. Владимир Святославович (Святослав — отец князя Владимира) изначально получил в свое правление Новгородский удел, а затем стал князем Киевским. В самый ранний период киевский князь был великим русским князем — «отцом» других князей, старшим среди них, «солнцем» среди «звезд».

Третий титул святого князя Владимира — равноапостольный. Равноапостольный — то есть по своей святости равный апостолам. Это человек, потрудившийся на поприще распространения христианства среди языческих народов. Сам Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20).

Православная Церковь знает и других равноапостольных святых. Самыми известными среди них являются равноапостольный император Константин Великий и его мать Елена, которые утвердили христианство в Римской империи.

Показательно, что вместе с князем Владимиром в чине равноапостольной почитается его бабушка — святая Ольга, подтолкнувшая своего внука к великому делу крещения Руси. В Святом же Крещении она получила имя матери императора Константина — Елена.

Источник: k-a-r-t-i-n-a.ru
Источник: k-a-r-t-i-n-a.ru

Таким образом, равноапостольный — это наименование святого князя Владимира, который связывает два других его звания: князь и угодник Божий. Связывает его земные почести с почестями Небесными.

Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго

Вторая часть молитвы является просительной. В ней каждый верующий, обращаясь к святому равноапостольному князю Владимиру, просит его о заступничестве перед Богом.

Итак: Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати.

Мы просим святого угодника Божьего обратить взор свой на немощи (слабости, недуги и болезни) наши и ходатайствовать за нас перед Богом. Мы желаем, чтобы посредством такого сильного заступника Господь да не прогневается (это желательное наклонение; частица да на русский язык переводится словом пусть) на ны зело (очень, сильно) и да не погубит нас со беззаконьми (страстями и грехами) нашими.

Важными являются и просьбы о ниспослании православным христианам благословения Господа нашего Иисуса Христа. Так, мы надеемся, что Спаситель:

  1. да помилует и спасет нас по милости Своей. Господь в Евангелии так сказал книжникам и фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет эти слова Спасителя так: «Иными словами, Господь пришел для того, чтобы грешники покаялись и исправились, Он пришел призвать к покаянию не тех, кто считает себя праведником и воображает, будто ему не в чем каяться, но тех, кто смиренно сознает себя грешником и просит у Бога милости».

Таким образом, каждый из нас должен понимать свою греховность и неправедность перед Господом. Мы не избранные Им праведники, а грешники, ради которых Иисус Христос был распят, сокрушил ад и воскрес и которых призвал следовать Его примеру кротости, милосердия и любви, потому что в них — святость и Он Сам;

  1. да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий — то есть наши сердца и наши души покаются и будут постоянно находиться в состоянии страха Божия. Однако это не значит бояться самого Бога, а значит, бояться своего недостоинства, бояться оказаться осужденными грехами перед лицом нашего Творца, а также постоянно каяться в своих прегрешениях и согрешениях;
  2. да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Эти слова чрезвычайно важны в контексте обращения к святому князю. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Смирение и рождающееся из него покаяние — единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние — единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние — единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние — единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50:18-19)».

Наши предки до принятия истинной веры были язычниками. Они совершали многие тяжкие согрешения. Поэтому Господь изволил через смирение и покаяние, изменение состояния ума и сердца их правителя — равноапостольного Владимира, открыть Себя славянскому народу, даровать нам Свою любовь и принять в лоно Своей Святой Церкви.

Моли, благосерде, Человеколюбца Бога

Завершается молитва князю Владимиру еще одним прошением: Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Источник: cdn.culture.ru
Источник: cdn.culture.ru

Так, через святого мы просим Человеколюбца Бога проявить великую милость Свою, избавить нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, спасти от всех козней (злых, коварных умыслов) и наветов (клеветы и ложных обвинений) вражиих. Все это необходимо нам, чтобы сподобиться вечнаго блаженства и нахождения с Господом в Царствии Небесном, где мы будем почивать в блаженном состоянии, всегда хваляще (восхваляя) и превозносяще (в молитвах превознося) Бога.

В своих «Мыслях на каждый день» святитель Феофан Затворник, помимо прочего, размышлял и о жизни братоубийцы Каина: «Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, — а он не поддается, и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все, печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть это дело внутреннее, которое совершается в совести... Да внемлют этому ныне в особенности, да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие».

Святой равноапостольный Владимир был схож с Каином. Он убивал православных людей. Убивал их из-за зависти и злобы, из-за того, что их вера и их жертва была угодна Богу, а его — нет. Но, в отличие от братоубийцы, князь исправил свои пути и за это был награжден Богом.

***

Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного и хлебосольного князя, Красного Солнышка. При нем не только была крещена Древняя Русь, но и произошел огромный скачок в развитии практически всех важных направлений. Но самое главное – он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.

Поэтому все мы должны внять примеру святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси и сделать его одним из ориентиров своей духовной жизни.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Иван Беляев.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram