Эти три буквы приводят в ужас огромное количество школьников. И обычно одиннадцатиклассники делятся на два лагеря: те, кто маниакально готовятся к сдаче и учат миллион книг и те, кто не делает ничего и надеется на чудо. Я, в свое время, относилась к первому лагерю.
Я думаю, что все, кто учился в наших школах прекрасно понимают, как учителя любят запугать школьников по этому поводу. Наш класс, например, чуть ли не с 6 класса начали активно и систематически подпугивать страшными словами «ЕГЭ», «никуда не поступите» и «будете все дворниками». И на меня, как на отличницу, это подействовало очень хорошо.
Свой одиннадцатый класс я вспоминаю ни столько с ностальгией, сколько с ужасом и гнетущим чувством сожаления за потраченные нервы на многое, на что тратить их не стоило бы. Я готовилась к несчастному ЕГЭ день и ночь, учила все, не пропускала ни одного занятия. Всегда, когда можно было бы сделать какое-то дополнительное задание, я делала и хотела большего. Так вот, дорогие мои выпускники, не стоит так думать, потому что это отнимает как минимум 20% вашей эффективности при подготовке.
Неуверенность в себе – последнее, чем стоит заниматься при подготовке к экзаменам. Важно понять, что в моменте вы делаете все, что от вас зависит. Не нужно пытаться прыгнуть выше головы и читать истории, как девочка из города Х сдала ЕГЭ на 500 баллов из 300 и поступила в Гарвард. Вообще не нужно сравнивать себя с кем бы то ни было.
Да, ЕГЭ ненавидит и желает его отмены подавляющее количество выпускников, но! в этом экзамене есть очень много хорошего, за что я, например, без доли иронии люблю ЕГЭ и готова топить за его сохранение. Например, невероятно удобно, лежа на диване с телефоном в руке подавать документы сразу в 5 ВУЗов, да еще и на 10 направлений в каждом! А сейчас, с нововведением в госуслугах, можно даже не приезжать в сам ВУЗ, а подать согласие на зачисление также лежа на диване. То есть дети из российских глубинок могут поступить в топовые города и ВУЗы, не выезжая из своего дома. Истории наших бабушек и мам про поступление заслуживают отдельного места в этом рассуждении: я, например, искренне поражалась тому, как много им приходилось делать для того, чтобы поступить. И сдать экзамен в каждом ВУЗе, который они рассматривали, и доехать до этого учебного заведения, а если бы оно было в другом городе? Нашему поколению, в отличию от предшественников, намного и намного легче. И это нам подарила злосчастная система ЕГЭ, но удобно ведь?
Или рассмотрим следующее: ЕГЭ более или менее уравнивает всех в возможностях. Да, конечно нельзя отрицать фактор того, что ребенок мог выучить 90% информации, но попадется ему именно 10% оставшихся, но это уже отдельная тема для рассуждения о несправедливости случая. Но все же на экзамене не будет преподавателя, которому вы можете просто не понравиться. Не будет зрительного контакта или сурового взгляда учителя, который моментально выбивает все мысли из головы. Есть только вы и лист с заданиями, которые у всех распределены одинаково.
Важно понять, что ЕГЭ – система. Возможно дурацкая и совершенно несправедливая, но именно система. Даже в ЕГЭ по литературе, где, казалось бы должно высказываться свое мнение и красиво описываться события произведения с красочными монологами, но нет, и в этом экзамене все сводится к умению вписываться в рамки. Но это ведь совсем не плохо. От ученика требуется лишь научиться работать по шаблону и применить это на практике с заданными параметрами, и на основе его умения и будут выставляться баллы.
Я вот, например, в свое время не завышала свои ожидания от ЕГЭ, сдавала я литературу, русский язык и историю. Я знала, что литература - это достаточно сложный предмет для получения высоких баллов. У меня не было больших надежд, потому что я прекрасно понимала фактор субъективности во время проверки сочинений по литературе. Но, конечно, я готовилась, учила необходимый материал и делала всё, что зависело от меня. И как итог, мне удалось набрать заветные для многих школьников 100 баллов по этому предмету! Это помогло мне набрать достаточно высокое количество баллов и поступить на филологический факультет на бюджет.
Или, например, меня зацепила история одной девочки, которая пересдавала ЕГЭ по собственному желанию: В 11 классе она сдавала литературу, обществознание и русский язык. И именно на литературу у нее были самые большие амбиции. В итоге ей пришли 73 балла и полное разочарование в своих возможностях. Ну представьте себе: год подряд корпеть над книгами, ночами читать и учить 60 стихотворений, чтобы что?.. Я переживала, что и у меня будет так же, в свое время. Но уже в процессе переподготовки моя знакомая поняла, что настолько сильно стараться совсем не обязательно. Важно лишь вписываться в рамки требуемого и уметь делать так, как того хотели бы видеть проверяющие – как итог, 91 балл за экзамен.
А вы сдавали ЕГЭ? Довольны результатом? Считаете эту систему правильной? Пишите в комментариях!