Многие слышали, что Александр Ханжонков, сын сотника и сам подъесаул Всевеликого войска Донского, был первым организатором кинопроцесса в России. Имение его в 20 км от Донецка, где установлен памятник работы Церетели, давно стало местом кинопоклонения.
Но мало кто осознает, что 8 августа 1877 года на донбасской земле родился великий реформатор художественных исторических смыслов.
▪️ О вкладе Ханжонкова в практический синематограф можно говорить много, но все-таки кроме явных вех - кинотеатра на Триумфальной площади и Ялтинской киностудии, на развалинах которой он умер в победном для его родины 1945-ом, - Ханжонков создал незыблемую духовную крепость - снял первую в мире киноэпопею.
▪️ "Оборона Севастополя" (1911) была создана всего полвека спустя после самого подвига Севастополя. Для русских того времени Первая оборона была пока еще единственной, у многих участников съемок деды, прадеды - воевали. Крымская война воспринималась в России так, как сейчас Великая Отечественная.
▪️ Сняв масштабное эпическое полотно о русской Трое, Ханжонков стал не только первопроходцем в кино, но и создателем великого киномифа, вложившего еще один стержень в стальной канат русской души.
▪️ Сделанное Ханжонковым было настолько убедительным, что в лозунг тов. Ленина "Из всех искусств кино для нас является главнейшим" с тех пор верят легко и безмятежно.
Создатель смыслов русского кино: жизнь, судьба и творчество Александра Ханжонкова
8 августа 20238 авг 2023
16
1 мин