Для одних родителей выбор, куда отправить ребёнка получать образование, уже очевиден: ближайшее к дому ГБОУ, школа, которую закончили несколько поколений семьи вплоть до прапрапра-, или та, в которой работает знакомый учитель, вызывающий доверие. Для других — поиск идеальной школы для ребёнка ещё только начинается, и обилие нюансов может ошеломлять.
Мы собрали главные вопросы, на которые следует ответить при выборе школы, в нашей статье.
1. Можно дойти пешком или нужно ехать?
Путь к школе имеет решающее значение для здоровья ребёнка и удобства родителей. Сможете ли вы без опасений отправить ребёнка в школу без сопровождения? Сколько времени займёт дорога?
Время, сэкономленное в пути, ребёнок может потратить на отдых, увлечения или сон, — последнего, как показывают исследования, очень не хватает современным детям.
Безопасность дороги не менее важна: проверьте, есть ли по пути светофоры, пешеходные переходы и хорошее освещение в тёмное время суток.
2. Обучение платное или бесплатное?
Сбор средств и платные услуги могут присутствовать даже в государственных бюджетных учреждениях. Уточните, будет ли регулярно взыматься плата на школьные нужды, платные ли кружки и потребуется ли доплатить за какие-то учебники.
3. Есть ли в школе дополнительное образование?
Различные курсы, кружки и секции, организованные при школе, — от театра и волейбола до робототехники и китайского — позволяют отказаться от репетиторов, серьёзно экономя семейный бюджет, и развить способности и таланты ребёнка в знакомой обстановке и коллективе.
В старших классах не менее важна подготовка к экзаменам — заранее уточните, готовят ли в школе к ОГЭ и ЕГЭ на факультативах.
4. Есть ли в школе профильное обучение?
Многие школы выбирают следовать программе углублённого изучения предметов. Такое распределение (например, в инженерный класс, медицинский, социально-экономический) может происходить уже при зачислении в пятый класс, однако чаще начинается с восьмого класса. Обучение по профилю позволяет начать подготовку к конкретной профессии и поступлению в вуз.
5. Организует ли школа экскурсии и поездки?
Экскурсии и музеи — естественное продолжение того, что дети изучают в школе. На экскурсии школьные знания оживают: можно провести раскопки в музее археологии или смастерить робопса в музее робототехники. Музейная педагогика часто помогает определиться с будущей профессией.
А совместные туристические поездки с классом носят воспитательный характер: они формируют умение договариваться и общаться со сверстниками — кто ставит палатку, кто готовит обед, а кому идти за водой — всё это учит самостоятельности и ответственности.
6. Можно ли ознакомиться с квалификацией учителей?
На сайте школы должна быть информация о квалификации учителя (обращайте внимания на слова «заслуженный учитель» и «почётный работник образования»), его стаже, курсах повышения квалификации, факультативных проектах и профессиональных увлечениях. Познакомиться с коллективом можно и лично, посетив дни открытых дверей.
7. Есть ли в школе продлёнка?
Группы продлённого дня есть не в каждой школе: решение, открывать ли продлёнку, остаётся по закону за учебным заведением. Уточнить этот момент точно стоит заранее.
8. Как организовано в школе питание?
Узнайте, есть ли в школе полноценная столовая, меню которой не ограничивается сосисками в тесте и пиццей. Стоит уточнить, насколько школа может прислушиваться к пожеланиям родителей и составить индивидуальное питание, например для детей с пищевой аллергией, или организовать халяльную пищу.
9. Насколько вовлечена родительская общественность?
Речь не только о регулярных родительских собраниях, но и об участии родителей в совете школы. Вовлеченность родителей может играть решающую роль в «лоббировании» интересов обучающихся, например, при составлении коллективного требования открыть группу продлённого дня или добиться у школы «лежачих полицейских».
10. Отвечает ли внешний вид и оснащение здания школы нуждам детей?
День открытых дверей позволяет родителям взглянуть на охраняемую территорию школы изнутри. Как только такая возможность представится, обратите внимание:
- как выглядит здание — не требует ли оно ремонта или санитарной проверки;
- спроектировано ли здание с учётом детских потребностей (например, находится ли расписание на уровне детских глаз, легко ли поддаются двери, не слишком ли высокие ступеньки);
- приятно ли находиться внутри — достаточно ли света и хорошо ли циркулирует воздух;
- оборудованы ли кабинеты современной техникой (электронные доски, компьютеры).
💡 Ещё один фактор, на который можно обратить внимание — рейтинги школ. Например, рейтинг школ, по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы агентства RAEX. Однако позиция в рейтингах не отражает полной картины и того, как комфортно будет учиться в школе конкретному ученику.
И напоследок, главное, что стоит учитывать родителям при выборе школы — это то, что школу возможно сменить. Ведь ключевой критерий выбора — хорошо ли в школе ребёнку.
А подготовиться к школе и приобрести все необходимое для учебы можно в Детском мире.