4,2K подписчиков

Boom Supersonic – сверхзвуковая увертюра

506 прочитали

История компании Boom Supersonic – ведущего разработчика в области пассажирских сверхзвуковых международных и межконтинентальных перелетов

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

“Будьте настойчивы. Будьте настойчивее, чем, как вам кажется, следует. Будьте настолько настойчивыми, чтобы раздражать. Если чувствуете, что раздражаете, то вы все делаете правильно.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

Прототип Overture
Прототип Overture

26 ноября 2003-го года отправился в последний рейс легендарный Concorde. Самолет, который мог преодолеть расстояние от Парижа до Нью-Йорка за 3 часа, преодолев скорость звука. Но вот уже 20 лет, как сверхзвуковые грузопассажирские перевозки недоступны, а самолеты Concorde украшают собой музеи авиации и аэропорты. Но это не значит, что мечта умерла. Появились люди, которые решились попробовать не только создать современную альтернативу легендарному джету, но сделать перелеты экологичными и доступными всем желающим. Компания Boom Supersonic – на данный момент лидер среди авиаконструкторских бюро сверхзвуковых гражданских самолетов – объявляет, что в этом году начнет летные испытания первого подобного лайнера собственного производства.

Немного об истории сверхзвуковой гражданской авиации

“Concorde был технологическим чудом 1960-х годов. Но создатели не были сосредоточены на экономике. Летать стало слишком дорого.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

Concorde в аэропорту Шарль де Голль
Concorde в аэропорту Шарль де Голль

В 1956-м году французские и британские инженеры начали разработку первого в истории сверхзвукового пассажирского самолета. Он получил гордое имя Concorde – “Согласие”, так как являлся плодом труда и разума конструкторов двух стран, исторически находившихся не в самых хороших отношениях, и залогом будущего научно-технического сотрудничества. Первый коммерческий рейс джета состоялся 21 января 1976 года по маршрутам: Лондон – Бахрейн и Париж – Рио-де-Жанейро.

Так началась 27-летняя история Concorde, за время которой 14 постоянно эксплуатируемых самолетов из построенных 20-ти перевезли примерно 3 миллиона пассажиров: бизнесменов, спешащих на важные переговоры, светских персон, отправляющихся на курорты, политиков, которым необходимо срочно оказаться в гуще событий, звезд спорта, кино, музыки. Например, благодаря Concorde Фил Коллинз в 1985-м году умудрился выступить сразу на двух площадках благотворительного фестиваля Live Aid в Нью-Йорке и Лондоне в один день.

Фил Коллинз на Live Aid
Фил Коллинз на Live Aid

Стоимость билета на рейс в среднем была в 30 раз выше обычной. За один полет он мог перевозить 144 пассажира и сжигал 8 тонн топлива. С учетом цены билета джеты редко бывали полны, поэтому Air France и British Airways постоянно несли убытки. Формально конец истории Concorde положила катастрофа, произошедшая во Франции в 2000-м году. При взлете загорелся один из топливных баков, самолет, считавшийся безаварийным – “Титаником” среди воздушных судов – рухнул, унеся жизни 113 человек. В 2003-м году авиакомпании объявили о полном прекращении полетов.

Сверхзвуковой ТУ-144
Сверхзвуковой ТУ-144

Стоит сказать, что и в Советском Союзе был разработан собственный сверхзвуковой лайнер ТУ-144 и его испытания на аэродроме города Жуковский состоялись 31 декабря 1968 года – на два месяца раньше пробного полета Concorde. Изначально он выполнял грузовые и почтовые рейсы между городами Москва и Алма-Ата. Пассажирские перелеты по тому же маршруту открылись в 1977-м. Всего было выполнено 55 рейсов. После катастрофы во время тестового полета в 1978-м году история пассажирских сверхзвуковых полетов в СССР завершилась, а сам проект был свернут окончательно в 1983-м.

Мечтатель у штурвала

“У меня был игрушечный самолет Fisher Price, и родители рассказывают, что я поднял его и понял, что он похож на те, что летают в небе. После этого я постоянно делал наброски самолетов и думал о том, как их построить.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

Самолетик Fisher Price
Самолетик Fisher Price

Блейк Шолл “болел” самолетами с самого детства, с тех пор, как родители первый раз отвезли его на небольшой частный аэродром, расположенный недалеко от их дома в Цинциннати, посмотреть как взлетают маленькие и красивые Cessna. В школе Блейк учился очень неровно, а за два года до выпускного вообще её бросил. А это была лучшая школа в штате Огайо. Его гораздо больше интересовала собственная фирма – интернет-провайдер, которую подросток организовал в подвале родительского дома, и научные лагеря для одаренных ребят. Тем не менее, Блейк, не окончивший среднюю школу, получил высшее образование.

В то время в университете Карнеги-Меллон существовала программа, в рамках которой человек, не получивший среднего образования, мог подать заявку на обучение. К ней было необходимо приложить эссе и объяснить в письменной форме как и почему он бросил учебу. Блейк написал, что ушел, потому, что в школе ему уже нечего было учить – он и так все знал. Молодой человек выиграл стипендию и в 1998-м поступил на факультет информатики. Но мечту о небе не оставил. В колледже он получил лицензию пилота и во время каникул работал в небольших частных авиакомпаниях. Но Шолл понимал, что летать – это одно, а строить самолеты или владеть авиакомпанией – совершенно другая история. Поэтому после университета решил развивать карьеру в сторону программирования.

Блейк Шолл
Блейк Шолл

В 21 год Блейк устроился в Amazon, где работал разработчиком в нескольких ответственных проектах, который курировал лично Джефф Безос. Через три года он управлял подразделением с оборотом в $300 млн. Но он оставил работу в корпорации ради должности директора по разработке в финтех-стартапе Pelago, который финансировали Kleiner Perkins и Джефф Безос и который в итоге в 2011-м приобрела компания Groupon. Параллельно Шолл был соучредителем фирмы Kima Labs, создавшей приложения для считывания штрих-кодов и которую в 2012-м тоже приобрел Groupon.

Сам Блейк перешел на работу к покупателю, но мечты о сверхзвуковых полетах никуда не делись. Он видел Concorde только в музее и был так впечатлен, что большую часть свободного времени посвящал изучению истории авиации и аэрокосмической инженерии. Читал все, что можно было достать, посещал занятия в университете. В 2014-м Шолл уволился из Groupon с намерением снова открыть собственную компанию.

Основание Boom Supersonic

“Никто не торопился возрождать сверхзвуковые путешествия, поэтому это решил сделать я.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

Джо Уайлдинг, главный инженер Boom, и Блейк Шолль, основатель и CEO Boom, сидят в макете кабины, сделанной из картона и фанеры.
Джо Уайлдинг, главный инженер Boom, и Блейк Шолль, основатель и CEO Boom, сидят в макете кабины, сделанной из картона и фанеры.

Согласно учебнику стартапера и одной из своих любимых книг “Легко не будет” Бена Хоровица, Блейк составил список самых, на его взгляд, перспективных направлений в IT-бизнесе и тех, которые были ему интересны. Шолл разместил их по степени того, насколько он был бы счастлив, занимаясь тем или другим, возможно, всю оставшуюся жизнь. На вершине списка оказалась сверхзвуковая авиация и, по его собственным словам: “Пришло время наконец выяснить, почему все считают это настолько плохой идеей.”

Две недели Блейк посвятил детальному изучению вопроса и пришел к выводу, что идея все же имеет право на существование. Первую мастерскую он оборудовал в собственном подвале, а первых аэрокосмических инженеров – шесть специалистов – нанял на деньги, полученные после продажи Kima Labs. Шолл потратил половину своего капитала прежде, чем решился обратиться к инвесторам. Люди, поддержавшие два его первых начинания, вложили $1 млн. Кто-то потому, что верил в Блейка, а кое-кто в память о Concorde.

Сэм Альтман, в то время руководитель Y Combinator
Сэм Альтман, в то время руководитель Y Combinator

Но этой поддержки было явно недостаточно для такого амбициозного проекта. В 2016-м один из знакомых бизнесменов посоветовал Шоллу и его партнерам обратиться в Y Combinator к Сэму Альтману. Блейк к отнесся к предложению скептически – чем может помочь инкубатор стартапов компании, которая ориентирована не на написание приложений и чего-то подобного, а на создание сверхзвукового самолета. Но Альтман убедил его, что опыт, который дает YC, бесценен – Boom научится представлять себя и получит доступ к потенциальным инвесторам, которые будут обязаны посмотреть их презентацию в “день демонстрации”. Это было важно, так как привлечение капитала было самой большой проблемой.

Выпускники Y Combinator демонстрируют свои проекты два дня. Boom Supersonic выступали на второй и готовились стать главным посмешищем. Но за несколько часов до презентации Блейк получил письмо от самого Ричарда Брэнсона. Он перечитал сообщение несколько раз, прежде чем озвучил команде. Миллиардер разрешил им заявить, что покупает первые 10 самолетов производства Boom и просит оформить резерв. На презентации заявление Брэнсона произвело фурор: это был первый подобный случай – письмо о намерениях, стоимостью $2 млрд. Можно подумать, что ситуация фантастическая. Конечно, доля удачи есть, но в основном это результат смелости и в какой-то мере наглости Шолла и его коллег.

Ричард Брэнсон
Ричард Брэнсон

За два месяца до “дня демонстрации” они узнали, что Брэнсон лично приедет на испытания нового космолета Virgin Galactic. Партнеры получили приглашения и смогли пробиться через охрану и проверяющих разных сортов к самому Ричарду. Он завтракал с матерью, но смог уделить им 15 минут. Блейк описал то, чем занимается Воом, и поинтересовался. Поинтересовался не тем, хочет ли миллиардер дать им много денег, а тем, как он посмотрит на то, чтобы на новых сверхзвуковых джетах красовались логотипы Virgin. Ричард Брэнсон захотел видеть свои эмблемы и написал письмо о намерениях. Доверие Брэнсона позволило привлечь летчиков-испытателей, “рок-звезд” ВМС и ВВС Билла Шумейкера и Криса Гуаренте, а также внимание других инвесторов.

Инвесторы и бизнес-модель Boom Supersonic

“Boom производит пассажирские сверхзвуковые самолеты, полеты на которых сможет себе позволить большинство людей. С момента создания Concorde прошло 50 лет, и у нас наконец появилась технология, которая позволит сделать высокоскоростные полеты экономными для авиакомпаний и доступными для пассажиров. Мы сделаем весь мир более доступным.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

Блейк Шолл
Блейк Шолл

В 2017-м году несколько венчурных фондов вложили в Воом Supersonic $41 млн, и еще $10 млн стартап получил от Japan Airlines, увеличив капитал до $51 млн, что уже позволяло начать постройку первого прототипа, осуществить испытания и заняться проектированием лайнера. Через 2 года инвесторы вложили еще $100 млн, а в 2020-м еще $50 млн. В 2022-м общая сумма финансирования достигла $600 млн, а оценка – $1 млрд. Среди бизнес-ангелов авиакомпании: Сэм Альтман, Пол Грэм, Рон Конвей. Бизнес-модель фирмы проста – она как КБ конструирует и производит сверхзвуковые самолеты, а потом продает их другим авиакомпаниям. На данный момент средняя цена пассажирского лайнера от Boom – $200 млн.

Что предлагает Boom Supersonic

“Я буду знать, что мы добились успеха, когда высокоскоростной полет будет считаться нормальным.” (с) Блейк Шолл, основатель Boom Supersonic

“Baby-Boom” – XB-1
“Baby-Boom” – XB-1

Первая модель – XB-1, на которой проводятся все тесты. Концепция дизайна была представлена в 2016-м году. Самолет сконструирован из легких композитных материалов, которые производятся компанией Toray Advanced Composites – поставщиком SpaceX. Задняя часть корпуса, в которой расположены двигатели, на 90% состоит из титана. Он может развивать скорость 2335 км/ч и преодолеть расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа. Джет прошел наземные испытания и проверки в аэродинамической трубе. Впереди – летные испытания в пустыне Мохаве, которые три раза переносились и назначены на осень 2023 года.

Overture
Overture

Флагманская модель компании – лайнер Overture – “Увертюра”. Он сможет развивать скорость до 2037 км/ч и перевозить 80 пассажиров. Дальность полета – 7870 км. Материалы – также композиты, углеродное волокно и титан. Турбовинтовые двигатели работают гораздо тише, чем у Concorde, топливо – 100% экологичное с практически нулевым выбросом углеводорода. Для самолета нет необходимости строить специальные терминалы и взлетные полосы – он будет обслуживаться уже существующими. Предполагаемая стоимость “проезда” от Нью-Йорка до Лондона – $5 тыс., что соответствует дозвуковому бизнес-классу и в 4 раза дешевле, чем билет на Concorde. Летные испытания запланированы на 2026-й год, а первый коммерческий рейс – на 2029-й.

Салон Overture
Салон Overture

Джетами Boom Supersonic интересуется не только эксцентричный Ричард Брэнсон. В 2017-м Japan Airlines сделала предварительный заказ на 20 самолетов, в 2021-м году был заключен договор с United Airlines на 15 самолетов, а в 2022-м America Airlines подписала контракт на покупку 20 лайнеров и опцион еще на 40. Также в прошлом году КБ заключило договор с ВВС США на разработку самолета специального назначения. В январе этого года Воом приступила к строительству собственного завода в городе Гринсборо, штат Каролина. Место, кстати, выбрано не случайно. Именно там в 1903-м году братья Райт совершили первый полет.

Конкуренты, риски и перспективы

“Люди, достаточно сумасшедшие, чтобы думать, что могут изменить мир – те, кто действительно это делает.” (с) Блейк Шолл

Самолет Spike
Самолет Spike

Уже давно устарело мнение, что рынок частных аэрокосмических компаний – некая пустыня, в которой существуют 2-3 проекта. Последнее десятилетие фирмы растут как грибы и конкуренция становится ощутимой. Это неудивительно – по прогнозам экономистов объем мирового рынка этой отрасли растет и за прошлый год вырос на 6,6% – с $261 млрд до $278 млрд и при таком темпе к 2027-му составит $358 млрд. Главные конкуренты Boom:

  • Spike Aerospace – базируется в Бостоне. С 2014-го разрабатывает сверхзвуковой бизнес-джет S-512, рассчитанный на 18 пассажиров. Работает в скрытом режиме.
  • Hermeus Corporation – базируется в Атланте. Основана в 2018-м году и привлекла финансирование в размере $276 млн. Работает над сверхзвуковыми беспилотными самолетами, в планах – коммерческие пассажирские лайнеры Halcyon (контракт с BBC) для президентского флота.
  • Exosonic – основана в 2019-м и занимается разработкой беспилотных самолетов для ВВС. Предполагается, так как работает в скрытом режиме, что компания ведет разработки сверхзвукового “Борта №1”.
Overture
Overture

Однако, эксперты видят не только перспективы рынка, но и риски с ним связанные.

  • Подорожание топлива, так как сверхзвуковые самолеты будут сжигать его в разы больше, чем обычные.
  • Недостаток финансирования, так как затраты на производство и испытания очень велики, а стоимость сертификации с ними почти сопоставима.
  • Нехватка кадров – по оценке кадровых консалтинговых фирм, к 2032 году по всему миру будет не хватать 80 тыс. квалифицированных пилотов.
Двигатель Symphony
Двигатель Symphony

Несмотря на предполагаемые риски, Boom Supersonic смотрит вперед с оптимизмом: продолжается строительство производства, которое обеспечит рабочими местами 2,5 тыс. человек. Компания на авиасалоне в Париже заявила о значительном прогрессе в работе с Overture и новым двигателем Symphony, портфель коммерческих заказов стартапа – 130 самолетов. К 2025-му она планирует достичь нулевого выброса углерода, а к 2040-му – парниковых газов.

А когда же начнутся сверхзвуковые полеты? Во многом сейчас это зависит от подразделения NASA – NASA Quesst. Это исследовательская группа, занимающаяся сбором данных по уровню шума, производимого сверхзвуковыми самолетами во время полета над сушей. Они планируют создать собственный летательный аппарат с самым низким уровнем шума и облететь в тестовом режиме 59 населенных пунктов. Собрать данные и представить государственным регуляторам к 2027-му году. Поэтому Boom надеется к этому времени завершить испытания, чтобы в 2029-м выйти на рынок первыми. Ждать не так уж и долго, возможно, мы действительно увидим появление новых скоростей, которое сделает людей немного ближе друг к другу.

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!