Существует много версий последних дней рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и его поимки в мае 1945-го. Я предлагаю одну из таких версий - посвященный этой теме эпизод из воспоминаний бывшего оперуполномоченного армейской контрразведки СМЕРШ, офицера секретной связи Верховного Главнокомандования Григория Сергеевича Журавлёва, того самого, который в те же времена занимался поиском и опознанием останков Адольфа Гитлера и Евы Браун.
ОХОТА НА ГИММЛЕРА НАЧИНАЕТСЯ В БЕРЛИНЕ
В начале мая 1945 года в Берлине к полковнику П. С. Емельянову, старшему оперуполномоченному отдела армейской контрразведки, пришел плотный солидный немец, назвавшийся Вильемом Каффе. О нем стало известно, что он 1913 года рождения, окончил Фурмандский университет, служил в 86-м батальоне и получил в годы войны Бронзовую звезду.
Каффе сообщил, что он по собственной инициативе создал группу «для захвата главарей рейха», которая до сих пор отлавливала в городе «мелочь» - офицеров вермахта, гестапо, полиции.
Но сейчас он был готов поделиться информацией и соображениями, полезными для поимки Генриха Гиммлера, министра внутренних дел гитлеровской Германии, и просил оказать ему помощь: «посадить» нациста и судить его Каффе со товарищи не имели возможности. Их помощь была весьма своевременной – приказ искать главарей рейха уже поступил. Поиск вели разведки союзных войск, но, по информации Каффе, Гиммлер должен был находиться еще в Берлине. То, что он рассказал Емельянову, показалось интересным, и план он изложил конкретный и логичный, а потому полковник привел его в кабинет начальника отдела – генерала М. Д. Хорунжего. После получасового разговора с гостем генерал дал распоряжение помочь Вильему Каффе и его группе.
За объектами, на которые указал немец, как наиболее вероятные места появления Гиммлера, на следующий день установили наблюдение. Всего, помимо группы Каффе, было задействовано несколько оперативных поисковых групп армии и разведки. Одна из них – «Невод», созданная по директиве Главного управления контрразведки «СМЕРШ», - под командованием майора Владимира Маргулиса заняла две комнаты в здании по Вильгельмштрассе, 42, присматривая за одноэтажным домом во дворе: там, как информировали «немецкие товарищи», неоднократно появлялся Генрих Гиммлер. Стало известно, что его постоянно сопровождают двое мужчин. А в составе группы «Невод» было девять человек.
В течение первых суток наблюдения никто посторонний у дома не появлялся. На второй день, около 17 часов по берлинскому времени, в дом вошли две женщины, одна из них несла в руках небольшой саквояж.
Не прошло и часа, как они вышли, но уже без ноши, направившись к центру города. Майор Маргулис, взяв с собой трех солдат - Гонту, Гридневича и Засухина, пошел за ними. На Вильгельмштрассе для наблюдения за домом остались пятеро: заместитель командира группы капитан Василий Горшенин и солдаты – Носов, Прутняк, Серов и Ширшов.
У разрушенного продовольственного магазина женщины разделились: одна нырнула во двор лежавшего в руинах дома, за ней последовали Гонта и Гридневич, но задержать не смогли. Вторая поначалу шла прежним путем, ее преследовали майор Маргулис и рядовой Засухин. Она тоже попыталась скрыться, но неудачно. Ее доставили в комендатуру, где выяснилось, что обе – агенты берлинского гестапо, и принесли на квартиру, в которой действительно появляется Гиммлер, продукты, деньги и патроны к легкому огнестрельному оружию.
…Майор с солдатами все не возвращался, а в двух, прежде безжизненных окнах дома во дворе 42-го номера по Вильгельмштрассе внезапно загорелся свет. Наблюдавшие не заметили, чтобы кто-либо входил в дом.
Было уже около 23 часов. Рассмотреть лица «гостей» не удавалось. Определили только, что в доме было трое. И капитан Горшенин принял решение: не дожидаясь Маргулиса с солдатами, идти в дом.
В коридоре было темно. Оставив у входа двух солдат для прикрытия, капитан еще с двумя сразу направился туда, где слышались мужские голоса. Две двери, выходившие в коридор, остались без внимания. Резким движением Горшенин попытался открыть третью – ту, за которой велся разговор, но она не поддалась.
Вдруг в коридоре послышался шум, звуки быстрого передвижения нескольких человек. Не раздалось ни единого выстрела.
…По возвращении майор Маргулис обнаружил оставленную им без прикрытия группу Горшенина - у входа в дом лежали двое мертвых солдат с глубокими ножеевыми раннами (слова изменены по цензурным соображениям), в коридоре нашли остальных. Документов и оружия при них не было. Жив был один – тяжеело ранееный рядовой Ширшов успел кое-что рассказать о происшедшем, но вскоре в госпитале он скончался.
Опросили утром жильцов дома, и немка Гильда Шпеер показала: ночью из дома вышли семеро. Наша контрразведка считала, что среди них был и Гиммлер.
НА ЭТОТ РАЗ ГИММЛЕР ПОПАЛСЯ
…Солдаты Иван Сидоров и Василий Губарев попали в плен к немцам в боях за Берлин. Оба были заключены в лагерь для военнопленных в Люнебурге, который вскоре освободили английские войска, здесь же расположился и их штаб. Сидорову и Губареву было предложено нести караульную и патрульную службу при комендатуре, и они согласились. Их поставили на довольствие, выдали обмундирование английского образца без знаков различия, карабины.
Патрулируя центральную улицу Люнебурга, «русские англичане» после введения комендантского часа наткнулись на троих мужчин и попытались их задержать. Те же, услышав русскую речь и не обращая внимания на требования остановиться и предупредительный выстрел, сделанный Губаревым, обратились к проходившему впереди английскому патрулю и сдались ему.
К тому времени англичане тоже имели распоряжение искать Гиммлера, но патруль, не выясняя личностей, сразу отправил их в лагерь для перемещенных лиц – он был по дороге, а комендатура находилась в другой стороне. Администрация лагеря также не сочла необходимым обыскать и допросить прибывших.
К утру один из задержанных ночью немцев явился к начальнику лагеря и заявил, что он – рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, предъявив партийный билет м эсэсовский, подтверждавшие личность министра внутренних дел Германии. Он потребовал встречи с высшим чином английской администрации, однако ему не поверили.
Правда, слух о том, как некий сумасшедший выдает себя за Гиммлера, дошел до майора службы безопасности, и тот, допросив «самозванца», установил, что перед ним действительно шеф немецкой полиции. Все данные документов и приметы совпали с имевшимися в розыскной карточке.
Скоро было получено распоряжение доставить рейхсфюрера в штаб английских войск. Но допрос решил продолжить полковник службы безопасности. В свою очередь убедившись в том, что перед ним именно Гиммлер, он попросил его раздеться, намереваясь обыскать тщательнее.
Обхождение с бывшим гитлеровским министром было очень вежливым, однако тот заявил, что прежде хочет видеть кого-то из высших чинов армии. Полковник ответил, что сейчас это, к сожалению, невозможно. Рейхсфюрера таки уговорили раздеться, «чтобы сменить белье», но когда к нему приблизился врач, в зубах у Гиммлера блеснула ампула. Выхватить ее не успели…
Двух мужчин, схваченных вместе с Гиммлером, допросить не успели – ночью они сбежали из лагеря. Позже выяснилось, что это были личный секретарь рейхсфюрера и врач, но какое участие они принимали в побеге Гиммлера из Берлина – неизвестно.
Англичане провели экспертизу, которая показала, что умерший – действительно шей полиции, министр внутренних дел Германии, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. О его смерти сообщили советской контрразведке, и розыск прекратили.
Майор Маргулис за то, что упустил министра в Берлине, был наказан, а нацистский преступник избежал суда, добровольно уйдя из жизни, хотя других он лишал ее насильно.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Военный вклад США во Вторую Мировую войну был ничтожным
Тайна варшавского восстания 1944 года. Почему Сталин не захотел помочь полякам, и мог ли?