Найти тему

К вопросу о становлении христианской церкви.

Первым сообществом христиан стала небольшая Иерусалимская община верующих Христу-Спасителю. По Деяниям, апостолы Петр, Павел, Иаков и Иоанн стали основателями первых христианских общин-церквей – Иерусалимской, Антиохийской и Римской.

Деяния апостолов греческими церковными историками IV-V вв. Евсевием, Епифанием и другими, писались не по первоисточникам, но по преданиям многовековой давности. О жизни и деятельности апостолов мало сохранилось каких-либо достоверных сведений. Евсевий [1] сообщает о них явно неуверенно: «их дел записанными не осталось, но по преданиям собраны». [2]

Евсевий был обласкан императором Константином, которому посвятил свой приторно подобострастный хвалебный труд «Жизнь Константина», наполненный «многочисленными извращениями, утайками и выдумками».[3]

В начале II века святой Игнатий Антиохийский выступил с положением о вселенском (catholica) характере христианства. В 313 году при римском императоре Константине христианство обрело статус полноправной религии. В 330 году Константин освятил новую столицу – Константинополь, что разделило античный Рим на Западную и Восточную империю, а христианство, спустя века, на католицизм и православие.

Врата Рима в 410 г. открыли варварам Алариха восставшие в городе рабы. Возможно, что Аларих был христианином, поскольку христианские храмы Рима и священство не пострадали. Сложилась ситуация, когда Римская империи пала, наступило многовековое варварство, но христианская церковь осталась. Беспорядочное положение дел в Италии вследствие государственного безвластия привели к тому, что папы Рима приняли широкое участие в делах гражданского управления уже с половины V века.

Во время нашествий на Италию, папы выступали защитниками населения от варварского разграбления, как это сделал Лев I в 451 г. при нашествии Аттилы, и наводили в стране порядок. Таким образом, папы получали не только высокий духовный авторитет, но и политическую власть. Укреплению власти римского папы способствовало и то, что Рим был местом гибели апостолов – Петра и Павла, и их погребения, и вследствие этого, сложившееся апостольское преемство унаследованных от них епископами Римскими. С VI века папой стали называть только Римского епископа.

Идейно политическую роль католической церкви обосновал античный мыслитель епископ Аврелий Августин (354-430), который учил, что власть светских государств (земных градов) временна и непрочна, власть же церкви (града божьего) вечна и непреходяща, поэтому государство должно быть подчинено церкви. Опираясь на учение Августина «Римские епископы не раз в своих посланиях к императорам Византии высказывали со всею определенностью традиционный принцип независимости Церкви в делах веры и церковного управления».[4]

Из учения Христа следует, что согласно воле Единого Господа, истинны только одна Церковь и одно учение. Расколы, согласно Его словам об одном пастыре и одном стаде (Ин. 17, 21: ut omnes unum sint -"Да будет всё едино") - прямо противоречат Его воле.

Если не считать церковный раскол эпохи Реформации, то католическая церковь на протяжении всей истории была единой, централизованной, наднациональной мировой организацией.

Иная ситуация сложилась в православии. Восточные православные церкви представляли, и представляют собой, сообщество национальных церквей, в том числе автокефальных (самоназначаемых), как Церквей-сестер, числом более двадцати. Для обоснования их организационного единства, был выдвинут догмат кефалического («вселенского») характера мировой православной церкви, нивелирующий автокефальный вид ее поместных частей. Но это единство следует понимать только в духовном смысле, не имея в виду какое-либо юридическое главенство или подчинение. Единство в том смысле, как оно существует в католической церкви, не имело места среди восточных церквей.

Принцип соборности Восточной церкви подразумевает систему, по которой «Церквями-сестрами» коллегиально управляют пять патриархов древнейших церквей, среди которых выделяются Константинопольский Вселенский патриарх, и Вселенские соборы.

Проблема апостольского характера Церкви стала одна из главных в отношениях католической и православной церквей, в частности, в вопросе епископского апостольского преемства.

В начале, на Западе была лишь одна основанная апостолом Петром Церковь - Римская. Исторически достоверен весь ряд римских епископов, идущий от апостола Петра, начиная от первого римского епископа Лина 67-79 гг.

Римский папа, не без основания, гордился апостольским от Петра и Павла именем Первого Рима. По католической легенде апостол Петр лично вручил ключи от власти на земле и на небе первому римскому папе.

Многие восточные древнейшие церкви, основанные в I веке, также были апостольскими – Иерусалимская, Антиохийская, Сирийская и другие.

При основании Константинополя, церковная христианская община Византии не имела апостольского статуса. Своего первого епископа она получила в 315 г., и был он суфраганом - епископом одной из не главных епархий, входящих в церковный округ Гераклеи. В Х веке Византии подчинялись 600 епископов в Малой Азии, Причерноморье, Руси, Сербии, Болгарии, Греции, Румынии, Венгрии.

История патриаршества Византии была непростой, среди патриархов было много еретиков, «иконоборцев», ставленников светских властей. Из числа епископов Византии, со времени основания Константинополя до разделения Церквей, из 76 человек - 18 было еретиков; из 58 остальных, явно православных 49. Вопиющий случай имел место в 381 году на Константинопольском Соборе когда, после отказа Григория Богослова, пришлось сделать архиепископом светского вельможу Нектария, к тому же некрещеного.[5]

История папского Рима также была далека от святости. И.Н. Болтин приводит множество примеров гнусной безнравственности и продажности римского папства.[6]

История отношений восточной и западной церкви отлична спорами о главенстве этих церквей. Начало раздоров относят к появлению знаменитых даров Константина и последующим вековым спорам об их подлинности.

По легенде, папа Сильвестр I крестил императора Константина и тем избавил его от проказы; в благодарность император щедро одарил папу, дав ему Латеранский дворец. Эта легенда легла в основу документа о даре Константина, появление которого неясно и по месту и по времени. Документ составлен как грамота, данная императором папе Сильвестру и его преемникам до скончания века сего. За благодеяние крещения, оказанные Сильвестром, император вручил наместнику Сына Божия на земле всю полноту власти и тем самым возвысил престол святого Петра над своим императорским троном. Папа стал иметь главенство над всеми Церквями земли, а храм Спасителя, построенный Константином в Латеранском дворце, был объявлен главой всех церквей мира. По этой причине, Константин решил перенести свою резиденцию в Византию: «не подобает земному царю властвовать там, где небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской».[7]

Патриархи Востока игнорировали легенду о дарах Константина, считая себя главами Нового Рима в противовес Риму ветхому. Православные иерархи выдвинули ряд апостольских национальных легенд. По ним, в частности, рождение болгарского православия связано с апостолом Павлом, а русского православия - с апостолом Андреем.

В конце VI века патриарх Византии Иоанн IV (582-595) начал тяжбу с папой Григорием Великим (590-604) о права на титул "вселенский патриарх". Папа руководствовался идеей, что, поскольку апостол Петр есть князь апостолов, то эта власть от него перешла к власти римских первосвященников, которые на этом основании, есть духовные князья всего христианства: «Ибо гласомъ Господнимъ сказано: ты еси Петръ и на семъ камнъ созижду церковь Мою».[8]

При патриархе Фотии (†891) и папе Николае I усилились раздоры между православной и католической церквями. Фотий, до своего избрания патриархом, был государственным секретарём и командующим императорской лейб-гвардией, пройдя за шесть дней, в нарушение церковных канонов, все степени священства: монаха, чтеца, иподъякона, дьякона, священника.

Фотий был патриархом дважды: 857-867 и 877- 886 гг., приняв активное участие в столь выгодном для Византии православном обращении Болгарии и Руси. Речь шла о христианизации славян, о новых больших церковных доходах.

Прежде всего, встал вопрос с обращением болгар, которые, заботясь о своей политической независимости, долго не делали окончательного выбора между Византией и Римом.

В начале, на радость Фотию, болгары решили присоединиться к православию. Болгарский царь Борис крестился в Царьграде в 865 году. Акт крещения Бориса и приближенных к нему сановников был совершен в тайне от поданных. Борис принял имя Михаил в честь императора Византии Михаила III, став его «духовным сыном», то есть вассалом. Греки, желая подчинить себе Болгарию, не дали ей своего епископства, посылая на ее земли греческих священников. Это национальное унижение было оскорбительно для свободолюбивых болгар. В 865 году в ходе крещения населения вспыхнул мятеж знати, который был подавлен силой.

Вскоре, события в Моравии потребовали союза Бориса с немецким императором, ревностным католиком Людовиком Благочестивым. В 866 году Борис обратился к Риму. Папа сразу направил в Болгарию двух католических епископов. Византийский обычай подвергся критике и был заменен римским. Греческим священникам пришлось покинуть страну. Рим распространил свое влияние, чуть ли не до Константинополя. Греки сочли это недопустимым.

Фотий, при поддержке восточных патриархов, представил возникшую ситуацию, как борьбу всех восточных церквей против посягательств Рима. «Фотий открыто заявляет, что церковь Константинопольская считает себя свободной от правил чуждого для нее происхождения».[9]

В ответ Рим объявил об отлучении Фотия от Церкви. Папа презрительно именовал Фотия «vestra prudential» («простой мирянин»). Собор в Риме (869) и последовавший за ним VIII Вселенский Собор в Константинополе (869-870) под водительством трех папских легатов утвердили анафему Фотию, своим змеиным языком, подобно «Люциферу, собравшего сборище злых и обагренную кровью синагогу».[10]

Однако, тяжелая ситуация в Италии, подвергавшейся набегам сарацин, вынудили Рим пойти на примирение с Византией – восточного форпоста Запада в борьбе с исламом. Патриарх Фотий Софийским собором (879-880) был восстановлен в своих правах, а к берегам Италии подошел флот Византии.

Последующие раздоры между православием и католицизмом перешли от личностей иерархов к самим церквям, приведя к церковному разрыву 1054 года, когда римский папа Лев IХ и патриарх Византии Михаил Керуларий посредством взаимных анафем окончательно сокрушили единство христианской церквей Востока и Запада.

Русские митрополиты, как ставленники Византии, принесли с собой на Русь ненависть к латинству. Уже в XI веке православная церковь всеми силами старалась не допустить союза Руси с Западом, призывая паству всячески избегать латинян.

Влиятельный грек митрополит Киевский Георгий, став главой Русской Православной Церкви в 1062 году, написал характерный труд, озаглавленный: «Состязание с латиной, 70 обвинений». В «Слове о вере христианской и о латинской» Феодосий Печерский обрушивается на католиков с совершенно дикими нападками: «они едят с собаками и кошками и пьют свою мочу… развращена и полна погибели вера их. Даже Иудеи не делают того, что они творят».[11]

Владимир Мономах спросил митрополита Никифора: «в чем причина отлучения латинян-католиков от православной церкви? - Никифор ответил - не приемлет их святая соборная Церковь в единение и общение, но, как член гнилой и неисцельный, отрезала от себя и отвергла; нам же, православным христианам, не должно с ними ни есть, ни пить, ни приветствовать их».[12]

В ответах святого Феодосия Печерского великому князю Изяславу по поводу веры латинской или варяжской сквозит ненависть и физиологическое отвращение к католикам: «Вера их зла и закон их не чист: они икон не целуют и в пост мясо едят… христианам не следует отдавать за них своих дочерей и брать их дочерей за себя замуж; не должно ни брататься с ними, ни кумиться, ни есть, ни пить из одного сосуда…. (а если они пили из них), то вымойти эти сосуды и молитву над ними прочтите…. Вера их и закон не чисты, множеством ересей своих они всю землю обесчестили».[13] Н.И. Костомаров пишет: «духовные негодовали за общение с Латинами и усвоение чужих обычаев; они хотели поддержать в народе мысль о поганстве всех не православных, и с этой целью приказывали предавать церковному освящению съестные припасы, полученные из-за границы, прежде их употребления в пищу».[14]

Католицизм и православие кардинально различает вопрос об отношении к власти государства. Различие это отразилось в характере иерархического действия. На Западе сложился тип активного церковного иерарха, на Востоке - пассивного.

Папство, упирая на исторические дары Константина, стремилось к политическому главенству над светской властью. В.Н. Татищев, говоря о неистовстве пап, пишет: «Довольно всем известно, что римские архиепископы дерзнули власть над государями и народами требовать, с государями нечестивым образом поступать, народ от учиненной государем присяги увольнять, на них возмущать и престола лишать».[15] Историк XVIII века И.Н. Болтин пишет: «Целестин III, желая показать миру, власть свою над Государями, велел вложить в ноги свои Императорскую корону, и ими возложил ее на главу Императора Генриха VI-го, стоящего перед ним на коленях; и непосредственно после столкнул ее ногою с головы его, в доказательство, что он столь же легко отнимает как и давать ее может.… В церемониале Римском написано, что Император должен поклониться папе в землю, поцеловать его в ногу… Папа Александр III приказал высечь Английского Короля Генриха II, неповинно подозреваемого в убийстве архиепископа Кентерберийского Фомы Бекета … кровь текла со спины Короля ручьями. Вот до какого неистовства папы, упоенные своей властью, возвели свои излишества... Шапка, которую папа, во время церемониальных выходов своих, надевает, представляет вид трех корон, и называется Римлянами Triregno, трицарственная, означая три власти, Императорскую, Королевскую и Духовную, то есть, могущество полное и неограниченное над целым миром».[16]

Иначе было на Востоке, Константин лично ввел христианство в Византии, выступив первым источником власти относительно церкви. Когда в 325 году Константин открыл Вселенский Никейский собор, он был «как посланец Бога»,[17] перед которым 250 епископов, сидевших вдоль стен, в благоговейном молчании поднялись со своих мест.

В высокопарных титулах Константина Великого, которые мы встречаем у Евсевия Кесарийского («богоизбранный» и пр.), император представлен как законный юридический владыка Церкви. Выбор патриарха фактически определялся императором. Подчинение христиан государству закреплено в догмате «согласия церкви и верующих с любой властью».

В Византии в 1204 году 40 тыс. священников, 14 тыс. монахов, 3 тыс. служителей храма святой Софии не оказали ни малейшего сопротивления нескольким тысячам крестоносцев: «Восточная церковь довела покорность до крайности, она всячески стремилась… преклонять колени перед всеми государями, каковыми бы они ни были, верные или не верные, православные или схизматики, монголы или сельджуки… редко умела она прибегнуть к иному средству, кроме как заливать слезами церковную паперть, или же, повергнувшись в прах, призывать помощь небесную в тихой молитве».[18]

«Падение Константинополя также подтверждает, что Восточная Церковь была не Церковью борьбы, но Церковью терпения (возможно вследствие глубокой зависимости и даже угнетения со стороны империи). Для этой Восточной Церкви характерно, что ее верующие в страшном мае 1453 года тоже по настоящему храбро воевали; но, прежде всего они устремились в храм святой Софии, чтобы там, в молитве ожидать помощи от ангелов».[19]

Отличия католицизма и православия видны на массовом монашеском уровне: «На Западе возникали монашеские ордена, получившие свое название от известного рода занятий, которым посвящали свою деятельность. На Востоке, в Греции, напротив, монахи отличались одни от других по способу само умерщвления. Одни жили в пещерах и назывались пещерники; другие жили в дуплах и назывались дендриты, - другие на столбах – столпники, некоторые обрекали себя ходить нагими, другие – лежать в земле, третьи – всегда молчать, и назывались молчальники; иные давали зарок никогда не мыть ног и назывались нечистоногими, а некоторые для большей святости проживали в постоянной нечистоте и очень многие оковывали себя железными веригами и назывались железоносители».[20]

[1] Евсевий Памфил жил между 260 и 340 гг. – греческий церковный историк, епископ Кесарийский в Палестине, В.Н. Татищев ссылается на труд Евсевия "Historia ecclesiastica" в 10 томах, написанном около 325 г. Евсевий считается отцом церковной истории, как Геродот отцом истории светской.

[2] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1768, книга I, часть I, гл 3, с. 25.

[3] Лебедев А.П. Церковная историография. - СПБ., 1903, с. 103. Известно, что борьбе за власть император Константин Великий убил сына, жену, тестя и зятя – Авт.

[4] Раннехристианские церковные писатели. - М., 1990, с. 63-64.

[5] Поснов М.Э. История христианской церкви. - М., 2005, ч. II, гл. III.

[6] Болтин И.Н. Примечания на историю древней и нынешней России Г. Леклерка. - СПБ., 1788, том II, с. 273-282.

[7] Лортц Иозеф. История церкви. - М., 1999, §39 «Папство и франки. Разрыв с Византией».

[8] Лебедев А.П. История разделения церквей в IX-XI вв. - М., 1900, с. 44.

[9] Там же, с. 66.

[10] Там же, с. 118-119.

[11] Нестеренко А.Н. Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище. - М., 2006, с. 274.

[12] Митрополит Макарий. История русской церкви. - СПБ., 1857, том II, гл. VI, c. 258.

[13] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1989, том III, гл. 1, с. 74.

[14] Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. - СПБ, 1863, том 1, «Две русские народности», с. 264.

[15] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1769, кн. I, ч. II, гл. 48, с. 569-570.

[16] Болтин И.Н. Примечания на историю древней и нынешней России Г. Леклерка. - СПБ., 1788, том II, с. 268-285.

[17] Лортц Иозеф. История церкви. - М., 1999, «Тринитарный вопрос», §26.

[18] Чаадаев П.Я. Собрание сочинений в 2-х томах. - М., 1991, том 1, с. 501.

[19] Лортц Иозеф. История церкви. - М., 1999, §66.

[20] Костомаров Н.И. История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада. - СПБ., 1868, том 2, с. 418-419.

=====================================================

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.