Он был похищен татарами-налётчиками из своего родимого дома. Его похитители выкормили и вырастили его могучим воином, который повзрослев, решил «отведать» своего рода-племени и отправиться в чистое поле, чтобы найти себе достойного противника. Однако он и представить себе не мог, с кем его сведет судьба…
Русские и не только
И кого только не встретишь среди русских богатырей – и хазары, и татары, и литовцы… Но это только при поверхностном взгляде и неумелой попытке соотнести имена и географические названия с реально существующими. Даже относительно удачные попытки – например, что богатырь Михайло Козарин может быть хазарином заставляет слишком много додумывать, создавать искусственную надстройку над известным сюжетом.
В реальности же любой положительный герой русской былины является собственно русским человеком, который готов на всё ради своего рода-племени и русского государства. Но в целом этническая принадлежность богатыря не является чем-то важным для сюжета былины, ведь мы сопереживаем герою не потому, что он русский, а потому что он олицетворяет важные для нас ценности – верность своей семье, вере, родной земле.
И вот, ещё одна пара наших богатырей, чья этническая принадлежность покрыта туманом – королевичи из Крякова (Кракова?).
Сразу отметим, что часто географические названия в былинах являются условно-эпическими. Святые и Сорочинские горы, Смородина-река и Подольское Царство находятся примерно там же, где Асгард, Авалон и Похъела. И даже Киев-град и Чистое поле (великая степь) уже были неизвестны сказителям и в пространстве былины они из реальных мест превращаются в фантастические.
Загадочный город Кряков
Почти все известные варианты былины упоминают некий город Кряков. Этот город не найти ни в русских летописях, ни даже на современной карте нашей страны. Однако от Петербурга до Смоленска можно насчитать пять сёл с названием «Кряково», название одного из которых, расположенного в Волосовском районе Ленинградской области, на картах XIX века обозначено как «Краково».
Однако, кажется фантастическим, что северный сказитель мог сделать одно из этих сел родиной двух богатырей-королевичей. Да и сам титул королевичей не является традиционным для русских витязей – в былинах они чаще всего крестьянские дети, реже князья и торговые гости, а королями чаще всего являются антагонисты – правители Литвы или Польши. А в варианте былины «Илья Муромец и Идолище» записанном от сказителя Щеголенка, город Кряков является городом, в котором правит это страшное чудовище.
Может былинный Кряков связан с польским королевским городом Краковом? Это могло бы объяснить, почему два этих богатыря являются королевичами, но сразу же возникают другие вопросы – почему тогда они воспринимаются сказителем, как русские люди? Почему традиционные былинные противники вдруг становятся положительными героями?
Ответов на эти вопросы нет, только предположения. До нас дошло слишком мало исторических документов о взаимодействии Древней Руси и Древней Польши, но быть может сюжет о двух королевичах и Кракова мог возникнуть в те времена, когда поляки ещё не стали для русов соперниками и представителями какого-то чужого государства, кто знает?
Королевичи из Крякова
Сама былина начинается с отъезда из города Крякова королевича Петра Петровича (в вариантах он может быть Василием Петровичем) на охоту. Сперва ему удается выследить на реке двух белых лебедей, но те умоляют его не стрелять в них и указывают дорогу к дубу Краколисту (один из сакральных центров мира в славянской мифологии и русских заговорах).
На дубу сидит ворон, который рассказывает богатырю, что тот должен держать свой путь в Чистое Поле, где его ждет его судьба. Петр верит вещей птице и натыкается в чистом поле на татарина. Этот татарин хвастается своей силой и обещает захватить Русь.
Начинается богатырский поединок в ходе которого Петр одерживает верх над татарином, но когда он уже готов зарезать своего врага ножом его рука немеет и останавливается. Он начинает выспрашивать татарина какого он рода-племени. Сперва татарин не хочет говорить, думая, что Петр просто издевается-потешается на ним, но на третий раз отвечает:
Родом я из города из Крякова,
А с той улицы Рогатицы,
Со того подворья богатырского,
Молодой Лука Петрович, королевский сын.
Увезен был маленьким ребеночком,
Увезли меня татары-то поганые
Да во ту во славную храбрую Литву.
И взрастили меня до полного возрасту,
Во плечах я стал иметь-то силушку великую,
Избрал коня себе я богатырского,
И поехал на матушку святую Русь
Поотведать своего да роду-племени.
Так неожиданно в чистом поле воссоединяются два брата. Когда Петр приводит брата домой, мать не узнает своего утраченного когда-то сына и начинает ругать Петра, что тот привел домой татарина:
Как наехал ты в чистом поле на татарина,
Ты не ествушкой кормил бы его сахарною,
Да не питьицем поил бы его медвяным
Лучше бил бы его палицей булатною,
Да и колол бы ты его копьем да острым.
Увезли у тебя братца они родного,
Увезли его малым ребеночком,
Увезли его татары-то поганые!
Но Петр в ответ только улыбается матушке и отвечает, что привел не татарина, а её родного сына, молодого Луку Петровича. Заканчивается былина полным воссоединением семьи и счастливым концом.
Занятно, что кажется, будто город Кряков может быть заменен на любой другой былинный город без какого-либо ущерба для сюжета, но чему-то во всех вариантах былины герои являются королевичами именно из Крякова, а значит это почему-то важно. Почему-то важно.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.