История усадьбы, сейчас имеющей адрес Галактионовская, 107, прослеживается с середины позапрошлого века. Из рук в руки дворовое место не переходило, оставаясь на протяжении долгих лет в собственности сменявших друг друга поколений мещанской семьи Аржановых. Фамилия первым делом ассоциируется с миллионерами –«процентовщиками», великими мастерами «лихоимственных изворотов» в коммерческих делах – правда, позже преуспевших и в благотворительности.
Однако стоит вспомнить, что основатель клана самарских миллионеров отставной уральский казак Ларион (Илларион) Иванович Аржанов впервые был упомянут в самарских имущественных ведомостях только в 1851-м году как владелец салотопенного заводика на два чана за рекой Самарой и деревянного дома со службами там же. Прошение в городскую Управу о записи «... самарским временным купцом 2 гильдии» Ларион Аржанов подал только в 1855-м.
Что касается семейства мещан Аржановых – основатель династии Афанасий Алексеевич значился в уездных сословных списках еще в конце 18-го столетия. Почтенное мещанское семейство было не слишком богатым и заметным – зато многочисленным, благополучным и связанным через браки родственными узами со многими мещанскими и купеческими фамилиями города.
Застраивали усадьбу на тогдашней Троицкой Аржановы неспешно - с начала 1870-х до 1879-го возвели только каменный полуэтаж. В 1880-м окладные книги зафиксировали появление «дома каменного», и лишь спустя еще два десятка лет – к 1899-му году, когда достроился храм Христа Спасителя, а район по периметру Кафедральной площади стал престижным, на участке поднялся нарядный «каменный в два с половиной этажа дом», выстроенный по тогдашнему – очень неплохому – «образцовому» проекту.
Первоначальное архитектурное решение предполагало дополнение традиционной схемы позднего классицизма декоративными элементами эклектики – но в процессе строительства заказчики, похоже, решили на отделке сэкономить и в итоге штукатурить фасад не стали, а декор выполнили в «кирпичном» стиле. Выходивший на Кафедральную площадь главный фасад имел двухчастную 6-осевую фронтальную композицию, фланкировался рустованными в уровне первого этажа лопатками.
Проем парадного входа, так же отмеченный лопатками, изначально располагался по крайней правой оси. Горизонтальное членение выполнено профилированными междуэтажными поясками с сухариками, венчающий карниз опирается на фигурные кирпичные кронштейны. Оконные проемы с клинчатыми лучковыми перемычками оформлены наличниками с прямыми сандриками, в подоконных поясах обоих этажей размещены ниши-ширинки с угловыми выкружками и филенчатым заполнением в виде небольших кругов и ромбиков. Каждый этаж занимала одна просторная четырехкомнатная квартира.
К 1902-му году тогдашний собственник А.А. Аржанов, числящийся уже в купеческом звании, возвел на дворовом месте еще один деревянный дом, каменную прачечную, погребицу и каретник. Все строения сдавались в аренду. В 1921-м недвижимость почтенного мещанского семейства была национализирована и в усадьбе поселились самые разные люди. История дома хранит память о жившем здесь в 1950-е годы докторе, спасшем младенца, страдавшего страшной болезнью.
В новые времена исторический особняк был расселен и стал офисно-торговым центром в миниатюре: на первом этаже кормил курицей прилегающие кварталы магазин «Цыпочка из Обшаровки», в цоколе довольно долго работал ресторан De Luxe. Позже разместился Государственный Волжский народный хор, созданный в 1952-м году заслуженным деятелем искусств РСФСР, главным организатором творческих фестивалей, конкурсов и смотров тех лет Петром Михайловичем Милославовым и носящий его имя.
Возможно, благодаря всемирно известному коллективу власти повысили статус усадьбы как объекта культурного наследия – 19 сентября 2022-го года дом на усадьбе мещан Аржановых стал памятником истории и культуры федерального уровня.