Четвертая серия 2-го сезона «Черного зеркала», «Мейзи Дэй», положила начало смещению фокуса внимания с технологий на человеческие взаимоотношения. Как выразился сам создатель сериала, Чарли Брукер, все его истории о людской слабости, а не о зле технологий. Поэтому, давайте узнаем, чем же так примечательна серия «Мейзи Дэй» и кто является настоящим оборотнем!
Подсказки на поверхности
Основная интрига 4-й серии 2-го сезона «Черного зеркала» заключается в том, что преследуемая папарацци Мейзи оказалась оборотнем. Такая метафора, как вы уже поняли, была выбрана неспроста. На протяжении всей серии нас к этому подводили тонкими намеками. Поговорим о каждой из подсказок.
Для начала в серии показали саму Мейзи, которая после съемок решила покуражиться у себя дома под музыку. В качестве саундтрека одинокой вечеринки была выбрана песня Muse – Supermassive Black Hole. И если кто-то не помнит, то этот же трек играл в первых «Сумерках» во время ярчайшей сцены игры Калленов в бейсбол. И это не единственная параллель с сумеречной сагой.
В новостях, из которых мы узнали, что актриса пропала, говорилось, что девушка играла одну из ролей в саге «Сильное желание», и это уже третий фильм франшизы. Чуете, чем пахнет?
Едем дальше по подсказкам. Когда девушку вез таксист на съемочную площадку, офицер сообщил, что на дороге нашли мужчину. Мейзи удивилась, ведь ей казалось, что сбила она кого-то похожего на волка (как мы узнали потом).
Вечером, после съемок, актриса взяла препарат, который помогает при судорогах. Он бы как раз облегчил ей переход из человеческого состояния в оборотня.
Уже в доме продюсера Мейзи устроила капитальный разгром, видимо, обратившись в вервольфа. И там же доктор Бабич утешал девушку, говоря, что «это невозможно контролировать, оно взяло над тобой верх, но нам надо пережить эту ночь и следующую, а дальше – разберемся». А со слов папарацци, мы понимаем, что доктор на самом деле специализируется на холистическом вуду или чем-то вроде этого. То есть, к нормальной медицине никакого отношения не имеет.
В самом рехабе, перед полным обращением Мейзи, мы узнаем, что ее укусил волк. Гектор видит 2-х коз, предназначавшихся в качестве ужина для актрисы. И когда пазл полностью сложился, девушка начала свой животный переход. Эффект усугубился еще и тем, что в это время папарацци не прекращали делать фотографии, словно Мейзи – зверушка в цирке, выставленная на потеху публике.
Но все это лежит на поверхности, поэтому давайте копнем глубже и узнаем, кто же является настоящим оборотнем, но в более метафорическом смысле контекста «Черного зеркала»!
Кто же настоящий оборотень?
Тема животной натуры человека проходит красной линией сквозь всю серию. Отправная точка находится в моменте, когда актер заметил Бо, которая его караулила, и назвал ее животным. После этого, по новостям передали, что того самого актера больше нет в живых, как раз из-за снимков девушки.
Бо начало терзать чувство вины, и на этом фоне нам показали ее коллег, аки гиен, поджидающих у клуба очередной сенсации, которая может разрушить жизнь звезды, но принести им пару сотен за фото. Они оправдывались тем, что актеры сами знают, на что идут, выбирая такую профессию. И здесь как раз происходит очень интересная ситуация.
Папарацци дегуманизируют звезд, делая из них практически неодушевленный объект, или тех же животных в зоопарке. Когда появилась Сидни Альберти, стрингеры накинулись на нее, загоняя в плотное кольцо своих камер, будто зверя во время охоты. Но при этом мы видим, что сами папарацци шли на поводу у своих низменных животных инстинктов, отрицая любые социальные и моральные устои в виде права на частную жизнь и становясь шакалами, которые не гнушаются даже заглянуть под юбку (в прямом смысле) ради «удачной» фотки. Бо, глядя на это безумие, просто уходит, так и ни разу не щелкнув затвором камеры.
По мере развития сюжета мы видим, что Бо оставляет папарацци и устраивается на работу в кафе. Когда к ней приходит бывший коллега, Гектор, она называет его собакой, также подтверждая, кем на самом деле являются люди его профессии.
Затем мы понимаем, что главная героиня не многим лучше остальных. Когда Гектор сказал ей, что за первую фотографию Мейзи Дэй обещана сумма в 30 тысяч, чувство вины за поломанные жизни ушло на второй план, а вперед вырвалось желание наживы, словно перед голодным псом поманили сочным куском мяса. Стоит отдельно отметить, что сравнение с псом выбрано не просто так. Бо не была в бедственном положении, чтобы настолько бездумно соглашаться на это дело. У нее была работа, а сосед ее не выгонял – он просто сказал, что ей пора бы уже заплатить за аренду. Но та же сцена в начале, где Бо хвасталась новеньким плеером, показала, что девушка беспечно относилась к деньгам и жизни, предпочитая реализовывать свои сиюминутные хотелки за счет несчастий других людей. И вот, мы видим на экране, как девушка превращается в ищейку, вынюхивая след Мейзи Дэй.
Бо и Гектор приехали к лечебнице, в которой находилась Мейзи. Их не смутило, что раз человек в рехабе, то ему требуется профессиональная помощь. Им было наплевать. Когда к ним присоединились Уитти и Дьюк, они стали осматривать забор. И здесь снова проходит животная метафора – Дьюк, словно собака, начал выкапывать лаз под забором голыми руками. Когда он пролез под забором, Бо сказала ему: «Вы буквально валяетесь в грязи», сравнивая своих коллег со свиньями, но, уподобляясь им, полезла внутрь лечебницы.
События, развернувшиеся в рехабе, уже напрямую кричат нам о животной природе людей. И если Бо старалась помочь Мейзи, так как думала, что происходит нечто незаконное, то остальная троица продолжала фотографировать до самого своего конца. Даже Гектор вместо того, чтобы помогать Дьюку или просто убегать, вырвал камеру у застрявшего мужчины. Все они слетелись на личную трагедию, как мухи на «варенье». Похожие на насекомых, они абсолютно не отдавали себе отчета в опасности, увидев нечто, в их понимании. вкусненькое.
Все это говорит нам о том, что реальный оборотень далеко не Мейзи Дэй. На самом деле это даже не папарацци сами по себе, а люди, потребляющие тоннами скандальный контент. Ведь именно спрос порождает предложение. Порой мы забываем, что известные люди – тоже люди, и они имеют право на частную жизнь, которую хотят оставить за кадром. Их талант и известность еще не означают, что любой желающий может копаться в их грязном белье, просто потому что они звезды и ведут публичную жизнь.
Двойное дно концовки «Мейзи Дэй»
Под конец серии «Мейзи Дэй» мы видим, как Мейзи попросила у Бо: «Убей меня… Пожалуйста… Застрели меня». После чего Бо передала пистолет девушке, а сама взяла в руки фотоаппарат. Это вызывает недоумение, мол, в такой момент и фоткать, совсем стыд потеряла.
Но самое интересное кроется во фразе «застрели меня». В оригинальной версии это звучит, как «shoot me», и имеет 2 значения в переводе на русский язык. Прямой перевод – «застрели меня», но есть и еще одна версия – «снимать, фотографировать». Таким образом, Мейзи будто сама попросила у Бо сфотографировать ее. И это подтверждается, когда девушка-оборотень поднесла пистолет к своей голове и кивнула папарацци, впервые давая свое согласие на съемку.
В финальной сцене нам показывают, как произошли выстрел и вспышка. Можно предположить, что Мейзи воспользовалась пистолетом и одновременно с ней Бо сделала фотографию. Таким образом, Бо подтвердила свою истинную животную натуру, еще раз доказав, что реальный оборотень, зверь внутри человека, – это она, а не Мейзи Дэй.