Семья дается человеку как опора и тихая гавань, где можно переждать любые трудности и горести, но часто родственные отношения сводятся к денежно-материальным. Однако в каких суммах можно измерить умение выслушать или готовность протянуть руку помощи в трудную минуту? Залог крепкой семьи — не считай квитанций, а любовь, забота друг о друге и доверие.
Подходя к семейной помощи или к помощи родственников, нужно тоже исходить из этикета. Да, родной человек воспринимается совсем по другому — так уж повелось на Руси. Однако просящему помощь не нужно забывать, что у сородича имеется и своя жизнь, семья, люди, которые находятся с ним рядом, чьи интересы можно затронуть.
Психологи считают, что этикет должен присутствовать в любых отношениях и всегда, потому что какие-то семейные сценарии, стереотипы и проблемы могут вмешиваться в эти отношения. И тогда могут возникнуть новые проблемы, которые нередко портят устоявшиеся взаимодействия близких людей.
С тех пор как старший брат Артем уехал жить в Екатеринбург, они с младшей Ириной редко общались. Ирина осталась в родительском доме, в поселке на Черном море и жила там своей жизнью, а Артем женился и с сестрой созванивался нечасто.
***
Однажды за ужином запиликал телефон Артема.
— Алло, Иришка! Привет! — радостно ответил он, торопясь проглотить кусок пирога, приготовленный женой. — Давно не общались. Как дела?.. Ого! Серьезно? — Элеонора сразу навострила уши, перестав жевать. — Подожди минуту, я сейчас перезвоню.
— Что такое? — поинтересовалась супруга, когда Артем отключил мобильник.
— Элечка, тут такое дело... Ириша пожить просится.
— С чего это вдруг? Она что, сюда с моря переезжает? И как вы собираетесь общаться? Она же звонит только по праздникам.
— Да нет. У нее перестройка в доме затевается. Но ведь у нас старая однушка пустует. Пустим пожить? — Артем улыбнулся. Он был рад возникшим обстоятельствам, потому что в последнее время часто вспоминал о родной сестре. А тут появилась возможность сблизиться с Ириной и, если получится, то постараться принять родственницу по высшему разряду.
— Ну, пусть поживет. Я не против, — ответила Элеонора. Женщиной она была понимающей и очень спокойной. — А надолго?
— Я так понимаю, на несколько месяцев.
— Понятно. Хорошо. Кстати, если она будет оплачивать коммуналку, то было бы совсем здорово.
Радостный Артем тут же перезвонил сестре, чтобы обрадовать ее:
— Алло, Ириша, приезжай, слышишь? Приезжай из-за своих морей! Хоть пообщаемся.
***
Артем и Элеонора подготовили к приезду Ирины пустующую однокомнатную квартиру и снабдили ее всем необходимым.
Встретив сестру в аэропорту, Артем привез ее сразу к месту, где она будет жить. Эля с Ирой зашли в подъезд первыми, а мужчина принялся доставать чемоданы из багажника автомобиля, которые привезла с собой сестра.
— Уф, — выдохнул Артем, переступив порог квартиры. — Как же ты, Ириша, справлялась с такой тяжестью?
— Нормально справлялась. Не задумывалась особо, — ответила родственница.
Артем с огромной радостью распрощался с чемоданами, поставив их на пол.
— Ирина, мы тебе холодильник забили на первое время, — сказала Элеонора. — Дальше сама докупишь, что тебе надо.
— Понятно. Спасибо, — поблагодарила молодая женщина, рассматривая скромные апартаменты.
— Тебе хорошо здесь будет, сестренка. Практически центр города! — напомнил Артем. — Магазины в шаговой доступности, до остановки пять минут ходьбы. Да и мы с Элей рядом, если что, живем. Когда захочешь, можешь в гости приходить, в любое время.
— М-да, спасибо, что приютили.
— Было бы за что! Вот тебе ключи: большой — от верхнего замка, плоский — от нижнего, и от почтового ящика. Квитанция за квартиру приходит после пятнадцатого числа, а оплатить нужно до двадцать пятого.
— Оплачивать коммуналку?! — неожиданно возмутилась Ирина. — И сколько?
— Да там немного за однушку выходит, — пожал плечами Артем. Он не ожидал от сестры такой реакции, будто они предоставили ей жилье без унитаза или взяли оплату как в гостинице.
— Ирина, мы за этот месяц уже оплатили вперед, так что не волнуйся так, — сказала Элеонора.
— Да я не волнуюсь. Просто могли бы как-то по-родственному не навешивать на меня коммуналку, — объяснила свое негодование родственница.
— Да, но мы подумали... — Артем не знал, что ей ответить. Он не мог изменить решение, не посоветовавшись с супругой.
— Ладно, я поняла. Как придут квитанции, я все оплачу до... — Ирина вопросительно посмотрела на брата.
— До двадцать пятого следующего месяца, — ответила за него Элеонора.
— А где у вас здесь ванная?
— Пойдем, я тебе покажу все остальное, — предложила сноха.
Странное дело получалось. Ирина собиралась жить здесь не один месяц, потреблять воду, газ, электричество, а платить за это не хотела? Думала, старший брат все обустроит ей за свой счет? Но молодая женщина даже не подумала, что вообще-то она сама свалилась на него как снег на голову. Приехать в гости — одно, но жить достаточное количество времени — совсем другое.
Дело, пожалуй, было в том, что Ирина являлась младшим ребенком в семье Воробьевых, и родители позволяли дочери жить за их счет довольно долго, пока два года назад не умер отец, а потом и мать. А теперь она уже достигла возраста тридцати четырех лет, но из этого детства так и не вышла.