На днях завершился визит премьер-министра Монголии Оюун-Эрдэнэ Лувсаннамсрая в США. В его ходе он подписал несколько важных соглашений и встретился с вице-президентом Камаллой Харрис и госсекретарем Энтони Блинкеном.
Только с Байденом ему не дали встретиться (хотя по рангу персон эта встреча должна была состояться), видимо, из тех соображений, что «старина Джо» при всем желании не смог бы выговорить имя монгольского премьера.
Если же говорить серьезно, то давайте рассмотрим два главных подписанных соглашения – об авиасообщении между странами и о добыче редкоземельных металлов.
Для Монголии соглашения с США безусловный шаг вперед – страна, не имеющая выхода к морю, отчаянно ищет пути выхода на мировые рынки.
Подписание соглашения об авиасообщении это шаг вперед, но есть в нем одна очень существенная деталь, которая на 50 % лишает его значимости.
Дело в том, что со второго квартала 2024 года, то есть с момента начала действия соглашения, летать смогут только монгольские самолеты, так как для США небо России закрыто и когда откроется неизвестно.
- Но США крайне важно попасть в Монголию, пусть даже таким путем, главное – как можно меньше в отношениях с этой страной зависеть от России и Китая.
Хотя, тот же Китай может блокировать полеты через свою территорию для американских гражданских самолетов. Особенно это актуально в свете сегодняшних крайне непростых отношений двух стран.
Да, у Монголии есть участок в 11 га в порту Тяньцзин, где она может построить терминалы для приема-отправки грузов, но все равно это территория Китая и многое зависит от доброй воли китайской стороны.
Это в равной степени касается и России, но в этом случае – через российскую территорию – выходы на мировые рынки гораздо длиннее.
Поэтому Монголия ищет «третьего соседа». Свои услуги предлагает Европа. Так, президент Франции Макрон обещал и готов стать этим самым третьим.
Но все мы помним поговорку о том, что «третий – лишний». Вряд ли Китай и Россия дадут Франции так спокойно хозяйничать в Монголии, тем более, когда речь идет о добываемом там уране.
У американцев интерес другой – им нужны редкоземельные элементы (РЗЭ). Подписано соглашение о разведке и добыче РЗЭ.
Все это хорошо, но как их американцы будут вывозить из Монголии?
Вряд ли Китай согласиться поддерживать своего прямого конкурента. Китайские компании и сами уже достаточно давно работают в Монголии. А тут конкуренты сразу с двух сторон – Монголия на рынке РЗЭ и США, которые являются теперь не только прямым геополитическим соперником, но еще и большую часть РЗЭ Штаты получают как раз из Китая.
Думаю, Китай будет категорически против такого сотрудничества.
В США все это понимают и по этому случаю сформулировали очень хитрую задачу:
- искать «творческие способы», чтобы помочь Монголии экспортировать свои редкоземельные металлы на мировой рынок.
В переводе на русский язык это означает лишь одно:
- пока у США есть только острое желание получить монгольские редкоземы, но нет ни малейшего представления как их оттуда вывозить.
Для того, чтобы это сделать, необходимо будет не просто помириться с Россией и Китаем, но и уговорить их стать партнерами. Вот только захотят ли на это пойти Москва и Пекин?
Да и Вашингтон еще не озвучил ни одного «творческого способа».
Можно предположить, что авиасообщение для этого и понадобилось – для вывоза РЗЭ? Но сколько для этого понадобится самолетов и в какую сумму все это обойдется?
Впрочем, поиск ответов на эти вопросы – это не трудности России. Ей надо просто развивать нормальные отношения с Монголией в таком ключе, чтобы американцам не помогли никакие «творческие подходы».
А что вы думаете на сей счет?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать. Готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.