Дзен поднял в просмотрах двухлетней давности статью про "глупые" вопросы на собеседовании, и вместе с ней (естественно) комментарии.
И я увидела, что обещала подумать над темой прохождения собеседований) Ура, трёх лет не прошло))))
Стартовый вопрос был рабочих, но так как пишу я про гибкие навыки, не вижу особой разницы между собеседованиями для рабочего и офисного персонала (нет, как класть тестовый сварной шов, не напишу)), поэтому статья будет общая (отдельные вопросы по специфике вакансий лучше задайте в комментариях).
Сразу скажу - всё это моё личное мнение (в каждом пункте я его обосную), основанное на практике и работы кадрового агентства, и собственном управленческом опыте, и оно может (а наверняка и будет)) где-то противоречить другим рекомендациям, которые вы читали/слышали. Выбор за вами.
Готовьтесь
Я конечно понимаю, что естественность и уверенность в себе нынче превыше всего и, стоит только сделать вид, что вам не нужна работа, - как вас оторвут с руками... но нет.
Да, стоит сделать над собой усилие, и одеться - конечно не во фрак с бабочкой - но во всяком случае в чистую и хотя бы условно деловую одежду (да, и для соискателя на рабочие специальности тоже, потому что это первое впечатление), по возможности выспаться, чтобы не пугать представителя работодателя красными глазами, взять с собой основные документы, подтверждающие образование и качество работы, подготовить ответы на самые простые вопросы типа "Расскажите о своём опыте работы" или "Почему ушли с прошлого места", которые прозвучат стопроцентно.
И ещё прийти вовремя))
Как бы банально не звучало всё, что выше, - за время работы в кадровом агентстве мы насмотрелись на такое количество, простите, воняющих людей в грязном и рваном (нет, очевидно не потому, что им надеть нечего), которые, заявившись на пару часов позже, не могли вспомнить ни названия предыдущих работодателей, ни воспроизвести свои допуски/категории прав и пр., - что считаю важным с этого начать.
Да, а ещё хорошо бы хоть пару минут посвятить изучению компании, в которую вы идёте собеседоваться, - благо сейчас даже маленькие организации имеют те или иные представительства в интернете (не сайт, так хотя бы соцсети).
Можно кстати и отзывы прошлых сотрудников о работодателе сразу прочитать))
Это поможет и вам оценить соответствие написанного в интернетах тому, что вы увидите на самом собеседовании, и задать пару встречных вопросов о компании/её продукте собеседующему, что всегда оценивается в плюс.
К вопросу о том, что плевать соискатель хотел на компанию, её историю, сайт и прочее - моя позиция такова: если вы хотите уважения к себе (а тонны комментариев о "тупых, с раздутым ЧСВ" и далее не буду продолжать рекрутерах намекают, что соискатели его хотят), то будьте добры проявить элементарное уважение и к работодателю. А то какая-то игра в одни ворота получается.
Ну а ещё подготовленность добавит вам уверенности, которая на собеседовании конечно нужна.
И да, волноваться на собеседовании - это нормально!
Будьте честными
Вот тут сейчас будет сложно. Потому что вроде как надо говорить только то, что ждёт работодатель, и показывать себя исключительно с лучшей стороны. Но - и это снова моя принципиальная позиция - нет.
Если вы не профессиональный соискатель, задача которого подороже себя продать и удержаться хотя бы несколько месяцев, пуская пыль в глаза (а для таких я не пишу!), то в ваших интересах найти работодателя, у которого вам будет хорошо. От которого вы не сбежите через месяц, и который через месяц в гневе не выгонит вас.
А какой смысл отношения с таким работодателем начинать со лжи?
Да, конечно не надо вываливать все свои "болячки")) Да, конечно вы можете где-то чуть преувеличить свои рабочие результаты и сгладить проблемы, но:
- Говорите сразу о принципиальных моментах, требующих внимания/отвлечения от работы, взятия дополнительных выходных и т.п. От того, что вы скромно промолчите, что ещё учитесь, а через месяц по справке уйдёте в учебный отпуск - никому не станет легче)
- Говорите как есть (можно более сглаженную версию, но тем не менее)) о причинах увольнения с прошлого места работы. Да, кому-то из работодателей это может не понравиться, но так и вам позволит не наступать на те же грабли, видя реакцию собеседующего. Да и взятие рекомендаций от прошлого работодателя всё ещё имеет место, и лучше вам первому сказать, как есть.
- Говорите, как есть, чего хотите от работы/для чего она вам нужна (равно как и обозначайте обратную сторону - чего категорически не приемлете). Да, если вы идёте исключительно за деньгами (вам принципиальна карьера/работа близко к дому/сменный график/стопроцентно белая ЗП и т.п.) - озвучьте это сразу. Представители работодателя (как и вы) не умеют читать мысли, и никак не догадаются дать вам желаемое, если вы об этом не скажете. Ну а если у текущего работодателя нет возможности дать вам нужное - тем более лучше вам узнать об этом сразу, а не через месяц-два, - и пойти искать дальше.
- Если у вас нет ответа на какой-то вопрос (особенно если этот вопрос не про ваши профессиональные компетенции, а скорее общего порядка или из разряда "модных") - так и говорите. И/или берите время на размышления. Выучить заранее все ответы вы точно не сможете, а вот умение брать паузу, думать и обозначать отсутствие ответа, - нормальным работодателем будет точно оценено в плюс.
Спрашивайте
Если вам непонятно, для чего вам задаётся тот или иной вопрос, или запрашивается какая-то информация, - спросите. Только не в формате наезда "Чё это за х...ня?!", а в формате вопроса - "Подскажите, а для чего вам такая информация?".
Нормальный собеседующий либо даст внятный ответ, зачем ему информация (а обычно ещё и уточнит, какую именно информацию он от вас ждёт), либо переформулирует свой вопрос более понятно/просто/как-то ещё.
А ещё уточняйте всё, что вам непонятно: условия работы, функционал, вопросы оплаты и пр. Да, именно на собеседовании. Отбор проходят обе стороны - не только работодатель выбирает вас, но и вы выбираете работодателя, а для этого выбора вам нужна информация (естественно, речь не идёт о том, что вы перебиваете отборщика, не давая ему слово сказать!).
Ну и (бонус)) соискатели, которые задают вопросы, сразу получают дополнительные баллы. Потому что оцениваются как готовые вести диалог, размышлять, обрабатывать и анализировать информацию.
Конечно, у неадекватного работодателя скорее всего не будет ответов на ваши вопросы, и более того - будет проявляться весьма заметное недовольство их возникновением (он может записать вас в неуправляемые сотрудники или посчитать, что вы слишком разговорчивы), - но вам ведь и не нужен неадекватный?)) Так что вот вам ещё и микро-тест на адекватность работодателя)
Покажите профессионализм
Заранее подумайте, сколько времени/сил вы готовы вложить в доказательство своего профессионализма.
Большинство (нормальных, а ненормальные вам не нужны!)) работодателей понимают, что профессионализм невозможно оценить в процессе собеседования, и предлагают для его оценки отдельные этапы отбора - от практических заданий до коротких стажировок, где вы не только учитесь, но и выполняете задачи.
И да, вам надо определить, сколько усилий и на каких условиях вы готовы вложить.
Будете ли вы варить шов в качестве практического задания? Возьмётесь ли за выполнение бухгалтерского теста, который потребует нескольких часов вашего времени? Согласитесь ли сделать набросок логотипа? Пойдёте ли на пробную смену на склад? Выйдете на двухнедельную стажировку без оформления? Поедете на выездное трёхдневное обучение с практическим заданием на выходе? И т.п.
И да, вы имеете полное право обсуждать условия этого самого испытания. И если когда речь идёт о 3-4 часах вашего времени, об оплате обычно не говорят (по сути, это ваше вложение в поиск нормального работодателя), то при разговоре о неделе-двух стажировки - договаривайтесь о компенсации.
А ещё вы можете предложить альтернативный способ оценки ваших профессиональных качеств, если он у вас есть.
Если же (ахтунг!) в процессе отбора дело вообще не дошло до оценки профессиональной компетенции, - вам точно стоит об этом спросить. И пригласить на собеседование/попросить устроить отдельную встречу с человеком, который разбирается именно в специфике вашей работы.
Уходите вовремя
Если вы понимаете, что работодатель вам точно не подходит, а собеседованию не видно ни конца ни края, - вы имеете полное право закончить его по своей инициативе.
Безусловно, я за уважение и здесь тоже (например, "Иван Петрович, мы не подойдём друг другу по таким-то параметрам, предлагаю дальше не тратить время", сказанное спокойно), но главное помните - вы не обязаны высиживать там, где вам дискомфортно, и где вы точно не останетесь.
Та же самая история с длинными тестами, которые занимают часы, или с групповыми собеседованиями, или с другими долгими процедурами отбора, о которых вас заранее не предупредили. Даже если работодатель вам понравился - вы можете договориться на другое время, а уж если точно нет - уходите.
Договаривайтесь о дальнейших шагах
Да, слышу хор возмущённых голосов соискателей, которым обещали перезвонить/написать и не перезвонили/не написали. Да, я ровно так же возмущаюсь, когда со стороны работодателя не выполняются данные обещания и/или затягиваются сроки.
Однако если вернуться к мысли, что выбирают не только вас, но и вы, а работодатель вам понравился, то что мешает вам проявить инициативу? (кстати, прямо на днях читала статью с описанием реальной ситуации, когда работодатель принципиально предлагал работу только тем кандидатам, которые после собеседования перезванивали сами).
Уточните на самом собеседовании, как проходит вся процедура отбора, и в частности, сколько времени занимает решение на данном этапе. Возьмите контакты, обозначьте, что вы перезвоните сами, если в назначенный срок не получите ответа. И перезвоните)))
Как бы мы не возмущались мыслью, что собеседование - продажа себя, но фактически так и есть. А в продаже без активности и инициативы никуда)
Так. Ключевые принципы поведения на собеседовании (нет, готовые ответы на стандартные вопросы я и не обещала)))) описала. В итоге получилось весьма длинно, поэтому дальше - вопросы от вас.
И поделитесь своим удачным (а может и не очень) опытом прохождения собеседований.
____________________________
Ещё полезное про трудоустройство и темы рядом))