Найти тему
Облако

Правда ли, что химтрейлы существуют?

Оглавление

Уже долгое время по Сети гуляет теория, что химтрейлы (химические трассы) — следствие распыления вирусов через самолёты. Этой теорией объясняют распространение ковида и других вирусных инфекций. Мы разобрались, существуют ли химтрейлы на самом деле.

Первые сообщения публиковались в англоязычном интернете и касались общей темы распыления вирусов, а не конкретных случаев или видео. К примеру, вот одна из публикаций в Instagram за последнее время, которая набрала больше 3 тыс. лайков. Текст на фотографии гласит: «Чувствуете себя плохо? Насморк? Хрипота? Не можете нормально мыслить? Мигрень или головная боль? Вялость? Депрессия? Тревожность? Диарея? Это просто алюминий, барий, стронций и этилен заражают воздух. Нестрашно».

Ещё один пост в Instagram от 28 апреля показывает фото мировых лидеров на саммите ООН по вопросам климата, а ниже фотография химтрейлов от самолётов. «Они говорят нам о „сохранении климат“ и „озеленении“, в то время как именно они дергают за ниточки, полностью изменяя и отравляя природу/землю со все возрастающей скоростью», — говорится в публикации. Пост набрал почти 6 тыс. лайков.

Некоторые утверждают, что химтрейлы используются для умиротворения или сокращения населения. Другие говорят, что они являются частью попыток правительства изменить погоду с помощью создания облаков («геоинженерия») или путем блокировки солнца. Пандемия ковида даже породила заявления о том, что химтрейлы — это вакцины, которые распыляют для вакцинации людей. Facebook содержит сотни групп и страниц, посвященных теориям химтрейлов.

Химтрейлами конспирологи называют белые следы, остающиеся в небе после пролетевшего самолёта. По их мнению, в них содержатся ядовитые газы, боевые вещества, вирусы, бактерии и так далее. Вот, например, что содержится в химтрейлах по мнению Юрия Лира, называющего себя авиационным инженером и специалистом в сфере авиации, авиационной и космической радиоэлектроники: «Окислы алюминия в виде наночастиц, мышьяк, соли бария, наночастицы кадмия. Высушенный специальным образом препарат, изготовленный из человеческих кровяных клеток с мутацией в сторону онкологии» — и так далее.

Поскольку сообщения о химтрейлах — достаточно старая история, отследить, с чего всё началось, сложно. Однако нам точно известно, что конспирологическая теория о химтрейлах начала распространяться ещё с начала 1990-х годов, когда активно стала обсуждаться возможность влияния на погодные условия с помощью распыления определённых веществ в стратосфере/ионосфере. Согласно тогдашним заявлениям, химтрейлы используют для изменения погоды, контроля сознания и распространения вирусов. Однако настоящую популярность теория обрела с появлением соцсетей.

Однако объяснение этим белым следам намного более простое: двигатель самолёта выбрасывает в воздух отработанные газы (точно так же действует и любой другой двигатель, например автомобиля), газ горячий, а окружающий воздух холодный, поэтому образуется белый конденсат. Вода — обычный побочный продукт сгорания в двигателях. Похожее явление можно наблюдать при работе двигателя автомобиля в сильный мороз. Конденсационный след самолёта просто дольше сохраняется в небе. Это называется инверсионным следом. Его продолжительность зависит от влаги в атмосфере. При сухости конденсат держится недолго, а во влажной, наоборот, задерживается на час или даже больше, образуя облака.

Фейк о содержании в конденсате химических веществ восходит к эксперименту NASA. Тогда учёные запустили зондирующие ракеты в ионосферу, чтобы распылить вещества, которые изменят цвет неба и отследить процессы в воздухе. Однако тогда эту технологию не стали использовать на самолётах. Даже если бы распыление веществ стало повсеместным, с учётом высоты над поверхностью земли вряд ли сколько-нибудь значимое количество вещества достигнет не то что поверхности Земли, но и даже нижнего слоя атмосферы.

В связи с распространением теории о химтрейлах Агентство по защите окружающей среды США, Федеральное авиационное управление, Национальное управление океанических и атмосферных исследований и другие ведомства выпустили бюллетень, в котором опровергается эта теория. «Контрейлы — это облака в форме линии или „конденсационные следы“, состоящие из частиц льда, которые видны за двигателями реактивных самолетов при определенных атмосферных условиях и иногда могут сохраняться. EPA не знает о каких-либо преднамеренных действиях по выбросу химических или биологических агентов в атмосферу», — говорится в документе.

Кроме того, идея, будто с самолётов распыляют специальные вещества, которые изменяют климат, также неверна. Такие технологии геоинженерии действительно есть, однако они не применяются повсеместно. И у ООН нет разрешения на то, чтобы таким образом влиять на климат. «ООН никоим образом не может навязывать странам политику или конкретные методы сокращения выбросов. Кроме того, у ООН нет мандата или возможностей для применения этих методов», — сообщает заместительница пресс-секретаря Генсека ООН Флоренсия Сото Нино.

Сейчас существует много доказательств, что изменения климата происходят сами по себе при непосредственном влиянии человека, но никто не вызывает климатический кризис целенаправленно. К примеру, диоксид углерода, оксид азота и метан задерживают тепло в атмосфере. «Облако» уже писало про климатический кризис с доказательствами вмешательства человеческой деятельности.

Источник: transportenvironment.org
Источник: transportenvironment.org

Осенью 2021 года в русскоязычном интернете распространилась новость, якобы Испания официально признала химтрейлы. Об этом писали как новостные агентства, так и пользователи в соцсетях. Все публикации в качестве первоисточника ссылаются на испаноязычный сайт Alerta Digital, что в переводе значит «цифровое оповещение». Он освещает события в Испании и за рубежом, уделяя много внимания антиковидным протестам в разных странах. Наиболее вероятно, что рассылка начала распространяться в конце зимы 2015 года — например, есть сообщения от 16 февраля. Возможно, в мессенджерах и социальных сетях она появилась несколько раньше. В новости от 16 февраля первоисточником информации называется эфир на радио Cadena Ser от 4 октября 2014 года.

В мае 2015 года в Европарламент действительно поступил открытый запрос от депутата Рамона Тремосы, уточняющий, «может ли Европейская комиссия подтвердить, что она получила доклад от испанских метеорологов». В июле от парламента пришёл ответ (он находится в открытом доступе): «Комиссия не получала никаких отчётов от испанских метеорологов с просьбой обозначить позицию по этому вопросу. Комиссия расследовала этот вопрос с испанскими властями и не нашла доказательств утверждений, касающихся военного геоинженерного плана по изменению климата в Испании». Сам Тремоса пояснял, что отправил этот запрос «по просьбе различных сельскохозяйственных и животноводческих групп в Каталонии, не имея никаких предварительных доказательств, чтобы узнать, есть ли у Европарламента какая-либо информация».

Стоит отметить, что фактчекеры разных стран уже разбирали множество других конспирологических рассылок о химтрейлах. В исследовании 2016 года Института науки Карнеги и Калифорнийского университета Ирвайн провели опрос 77 ученых, занимающихся изучением атмосферы, и геохимиков. 98,7 %, то есть все кроме одного ученого, не встречали подтверждений наличия масштабных программ атмосферного опрыскивания. Более того, эксперты в метеорологии, географии и эпидемиологии, а также пилоты самолётов опровергали информацию о химтрейлах.

Таким образом, не существует убедительных доказательств верности теории о химтрейлах. Следы, которые остаются от самолётов, — это лишь конденсат, состоящий из воды (и изредка из выхлопных газов, аэрозоля и выбросов топлива у военных самолётов). А все сообщения о якобы признании странами химтрейлов — это фейки.

Фото на обложке: Pexels

-3

Неправда

Что значат вердикты

Читайте также: