#лахтацентрзнаний
В канун Всемирного дня фотографии (19 августа) коллекционер, историк и журналист Артем Классен рассказывает о развитии фотоискусства в Петербурге.
С момента своего основания Петербург оказался привлекательным для всевозможных визуальных запечатлений. Резцовые гравюры А. Зубова и М. Махаева, многочисленные рисунки и живописные полотна… Все это имело не только (а порой и не столько!) художественную, но и документальную ценность. До тех пор, пока в 1839 году человечеству не было представлено величайшее изобретение — фотография!
Первая фотография Петербурга
Итак, в январе 1839 года на заседании французской Академии наук было объявлено о том, что химик Луи Дагер и изобретатель Нисефор Ньепс придумали дагеротипию — первую в мире работоспособную технологию фотографии. Во всеуслышание об этом было объявлено 19 августа. А уже в октябре того же года (невероятная скорость по меркам XIX столетия) из журнала «Сын Отечества» мы знаем, что подполковник путей сообщения господин Теремин сфотографировал Исаакиевский собор! Увы, до наших дней то — самое первое — фотографическое изображение Северной столицы не сохранилось; дагерротипы представляли собой тончайшее изображение на посеребренной медной пластине, которое можно было стереть малейшим прикосновением... Но вскоре последовали другие запечатления, которые с невероятной до того момента точностью донесли до нас облик Петербурга.
Альфред Лоренс
Одним из первых успешных во всех смыслах фотографов, освоивших видовую съемку в Петербурге, был Альфред Лоренс. В 1860–1870-х он целенаправленно занимался фотографированием города и его окрестностей. Сохранился даже «Каталог видов» с перечислением названий и мест, которые Лоренс снял и продавал в своем ателье, а также в эстампных и книжных магазинах всем желающим. Он внес существенный вклад в историю петербургской фотографии. Видовая съемка в то время представляла собой немалую сложность с технической стороны: громоздкое оборудование нужно было возить с собой на телеге, которая одновременно служила и передвижной лабораторией для проявления негативов!
📷 Альберт Фелиш
Не менее значимой фигурой видовой фотографии Петербурга XIX века был Альберт Фелиш. По образованию он был землемером, но «увлекшись фотографией, бросил свою прежнюю профессию и всецело предался фотографическому делу, оставаясь ему верным до конца своей долгой жизни». В 1865 году Фелиш открыл портретное фотоателье, однако быстро понял, что хорошим портретистом ему не стать, а Петербург не меньше нуждается в съемках на открытом воздухе. Виды города, запечатленные через объектив Фелиша, сразу стали популярными: их с удовольствием покупали путешественники и местные обыватели. В дальнейшем Альберт Фелиш отошел от практики в фотосъемках и занялся развитием фотографических технологий.
Развитие техники
Если на ранних фотографиях мы видим практически пустой город, это не значит, что на улицах не было людей, — напротив, но длинная выдержка не позволяла запечатлеть движущиеся объекты! В начале XX века такой проблемы уже не существовало и Петербург становится «обитаемым». Одновременно с художественной съемкой бурное развитие получает репортажный жанр. Вездесущий Карл Булла фотографирует едва ли не все события, происходящие в столице империи: открытие трамвайного движения, визиты иностранных делегаций, высочайшие выезды, обрушение Египетского моста… Параллельно работают его коллеги-фоторепортёры. Их все больше! Каждое уважающее себя периодическое издание нанимает собственного фотохроникера. Революционные события 1917 года способствуют развитию документального жанра в фотографии.
Художественная фотография в Ленинграде
В XX веке Северная столица вместе со страной переживает множество катаклизмов. Происходящее в реальности не ускользает и от внимания фотографов. После победы над нацистской Германией в 1945 году многие авторы вновь обращаются к художественной фотографии и по-новому снимают город. Важным автором 1950–1970-х годов, несомненно, стал Илья Наровлянский. Его «романтика Петербурга», увиденная в «ленинградский» период, неизменно вызывала интерес зрителя. Город Наровлянского заставляет остановиться и задуматься, не спешить и не суетиться. Эту традицию в дальнейшем продолжили, развили, а порой и трансформировали множество светописцев. Культовым фотографом 1970–1990-х годов смело можно назвать Бориса Смелова.
Петербург в фотографии 1990–2020-х
В начале 1990-х упомянутый выше Борис Смелов, а также Мария Снигиревская и Алексей Зеленский основали творческую группу «Пунктум», в рамках которой пропагандировали классическую монохромную фотографию, основанную на принципах традиционного искусства. Своими работами эти авторы не провоцировали зрителя новыми образами, а показывали красоту вечности, ее непременную актуальность во все времена. Обращаясь к традициям пикториальной (от англ. pictorial — «живописный») фотографии, создала собственные запечатления Петербурга Людмила Таболина. Концептуальной фотографией сегодня продолжает заниматься художник и фотограф Андрей Чежин. Всех авторов не перечислить... Северная Пальмира по-прежнему вдохновляет!
#петербург #спб