Мэри Шелли в 1816 году написала готический роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», который считается одним из самых ранних примеров научной фантастики. В британо-американском фильме «Красавица для чудовища» нам показали, как в измученной и страдающей душе молодой девушки рождается образ пугающего монстра, который актуален и сегодня.
В первых кадрах мы видим 16-летнюю Мэри, которая буквально живет в книжном магазине своего отца, украдкой читает готические романы и пугает младшего брата призраками.
Дома девушка несчастлива. Ее мать, автор философских книг и феминистка по убеждениям Мэри Уолстонкрафт, умерла сразу после родов. Буквы Мэри учила по надписям на ее надгробии.
То, что Мэри — будущая писательница, понятно сразу — она пишет в любой свободный момент. Что не может не раздражать ее мачеху — лучше бы помогала по дому.
Чтобы погасить конфликт, отец отсылает Мэри в Шотландию, где она знакомится с молодым успешным поэтом Перси Биши Шелли. Фильм посвящен истории их отношений, а также тому, как личные драмы взрастили ее внутреннего Франкенштейна, и как он, в свою очередь, воплотился в книгу, потрясшую мир.
Место действия в этом фильме прекрасно — пейзажи старой доброй Англии, свечи и камины, звучат стихи Шелли и Байрона, ведутся разговоры о литературе. И о свободе полов тоже — именно ее отстаивала в свое время мать Мэри, и этими же идеалами живет и девушка, считающая себя прогрессивной.
В основном в фильме играют британские актеры, в одной из ролей, например, снялась Мэйси Уильямс (Арья Старк из «Игры престолов»). Но главную роль режиссер Хаифа аль-Мансур отдала голливудской блондинке Эль Фаннинг. Ее Мэри, кроме того, что невероятная красотка с чуть насмешливым взглядом, — девушка прямая, смелая и самоотверженная. Для дочери Альбиона она слишком раскрепощенная, и прямо говорит то, что думает. И при этом она импульсивна и романтична.
Как мы знаем, Мэри сбегает из дома с Перси Шелли. С ней же увязывается ее младшая сводная сестра Клэр (Бел Паули). Этот момент для меня остался немного непроясненным. Мэри накануне побега имела крупный разговор с отцом и ультиматум: или расстаться с Шелли, который к тому же был женат, или лишиться отцовской любви.
А Клэр просто увязалась за сестрой — и никаких последствий, будто так и надо. Ее даже никто не искал и не пытался вернуть.
В роли Перси — Дуглас Бут, его Перси — красавчик, революционер духа и ниспровергатель устоев, против улыбки которого не может устоять ни одна девушка.
Тезис «Любовь — это свобода», как и следовало ожидать, выходит резвящейся творческой молодежи боком. Во-первых, они все очень сильно запутались в свободах, живя под одной крышей. Во-вторых, жизнь писателя с его нестабильным доходом — то успех и роскошный дом с прислугой, то игры в прятки с кредиторами и трущобы, где от болезни умирает новорожденная дочь Мэри.
Именно в этот период становятся популярны опыты гальванизма, на которые Мэри и ее возлюбленный ходят смотреть, как в театр — Мэри завораживает зрелище сияющих молний, когда электрический разряд вызывает сокращение мышц мертвого организма. Так и до оживления человека недалеко! Для Мэри эта тема важна — она не знала своей матери и только что потеряла дочь.
Самый странный персонаж в этом фильме — фриковатый лорд Байрон (таким его сыграл Том Стерридж) с подрисованными стрелками на глазах. Он тоже идеолог свободной любви, а также стимуляции творчества с помощью кальяна и мозговых штурмов.
Вся компания — Байрон, Шелли, Мэри и Клэр — прожигает жизнь в замке друга Байрона, где алкоголь льется рекой. Замок превращается в гнездо порока, несущее горе.
Когда на несколько дней заряжает дождь, Байрон предлагает всем разойтись по комнатам и сочинить по страшной истории.
Потеря дочери и измены Шелли, самоубийство жены Шелли, также не вынесшей его измен, брошенная Байроном и ожидающая от него ребенка Клэр, неопределенное и пугающее будущее — все это вместе и рождает в воображении 18-летней Мэри чудовище Франкенштейна.
Неудивительно, что люди представляются ей чудовищами. Один Байрон чего стоит. В эту историю Мэри вложила всю свою жизнь и горестный опыт, словно осознав, какой кошмар компания молодежи устроила из идеалов свободной любви.
Так и доктор Франкенштейн, создавая идеальное существо из неживой материи, создал монстра.
История получается превосходной, но дальше Мэри ждет еще одно испытание — ей придется доказывать свое право на авторство. Все уверены, что автор — Перси Шелли.
Интересно, что биографию Мэри Шелли сняла Хайфа аль-Мансур — женщина-режиссер из Саудовской Аравии, живущая в США и создающая фильмы на тему борьбы женщин за свои права. В «Красавице для чудовища» эта тема тоже звучит, но не перекрывает главную: рассказ о том, как личные страдания героини помогли создать эпохальное произведение.
Смотрели фильм, читали книгу?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Читайте также: