Найти тему

Писатели в кино. «Быть Астрид Линдгрен» (2018): мелодрама о страданиях материнского сердца

Оглавление

Комната пожилой писательницы завалена письмами и рисунками детей. Трогательные детские голоса зачитывают душещипательные фрагменты этих писем, а Астрид Линдгрен, как бы в ответ на вопросы юных читателей, вспоминает один из эпизодов своей жизни.

Астрид из Вюммербю.
Астрид из Вюммербю.

По мнению создателей фильма, именно он обусловил ту неподдельную любовь, которую удалось разжечь в читателях героям книг Астрид Линдгрен — Пеппи, Мио, Рони, Расмусу-бродяге, Эмилю из Леннеберги, Малышу и другим.

Можно было бы и поспорить. На мой взгляд, рассказанная в фильме история послужила бы прекрасным оправданием и объяснением, если бы Астрид Линдгрен писала женские романы, полные психологизма и сочувствия к героиням. Потому что в картине акцент сделан на страданиях самой Астрид. Впрочем, обо всем по порядку.

Мы знакомимся с 16-летней Астрид, девочкой-фантазеркой и хохотушкой из многодетной крестьянской семьи. Творчески одаренная девочка с необузданным темпераментом в церкви смешит сестренок, переиначивая слова, или отжигает на сельских танцах не хуже будущей героини своей книжки — Пеппи Длинныйчулок. Астрид удаются школьные сочинения, и брат дразнит ее «Сельмой Лагерлеф из Виммербю».

Астрид оказывает честь издатель местной газеты — ему нужна помощница, чтобы вычитывать корректуру, разгребать почту и делать другую мелкую работу. Девочка быстро взрослеет, и уже долой косички и здравствуй, первый репортаж, восхитивший редактора. Жажда новых ощущений приводит влюбленную девочку в спальню своего босса. Несмотря на то, что дочь соблазнителя — ровесница Астрид, и что он несвободен, хоть и несчастлив в браке.

И дальше начинается история страданий несчастной соблазненной девушки, нарушившей устои и собственной религиозной семьи, и всей консервативной деревни. Астрид ждет ребенка и едет рожать в Данию, чтобы там оставить малыша в приемной семье.

В фильме очень женский взгляд на ситуацию — режиссер Пернилла Фишер Кристенсен очень подробно показывает нам процесс родов, затем — душераздирающее расставание Астрид с младенцем, включая перетягивание груди, чтобы в ней исчезло молоко, затем истерики и страдания молодой матери, тоскующей по малышу.

Затем нас ждет новая порция страданий Астрид, связанных с тем, что мальчик от нее отвык и считает настоящей мамой свою приемную мать-датчанку. Мы видим его упрямство и ее переживания, что многое упущено.

Фильм получился больше о страдающем материнском сердце, чем о том, что Астрид глубоко проникла в страдания ребенка, которого она была вынуждена временно оставить в приемной семье, и якобы оттого ее книги написаны с таким проникновением в детскую душу.

«Ты нас любишь, ты нас понимаешь, ты всегда на детской стороне», — звучат признания из писем маленьких читателей.
И они слегка диссонируют с содержанием фильма.
-3

Нельзя не отметить работу датско-шведской актрисы Альбы Аугуст. Внешне ее Астрид не очень похожа на портреты писательницы, но это абсолютно живая, некартонная героиня, которая проходит путь от бойкой взбалмошной девчонки до страдающей женщины.

В фильме биография писательницы прослеживается до встречи с будущим мужем, который внезапно появился, как принц на белом коне, решил все ее проблемы, усыновил имеющегося ребенка, «обзавел» новыми детьми, а также дал возможность написать историю о Пеппи, с которой стартовала ее писательская известность.

И можно спокойно выдохнуть — это хэппиэнд.

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

Читайте также на канале:

Дочитали до конца? Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал «Кино и книги круглый год», чтобы не пропустить новые публикации!