Уникальные технические решения, определившие вектор развития мировой истребительной авиации на многие годы, потрясающий модернизационный потенциал, обеспечивший высочайший уровень летных данных... это все не про героя статьи, Curtiss Model 75 (он же P-36, он же "Hawk 75", а у кое-кого даже "Mohawk"). Истребитель, созданный для участия в конкурсе 1934 года по замене антикварного Boeing P-26, был действительно прорывом, но для фирмы "Кертисс", занимавшейся до этого бипланами, не более. Мало того, из-за проблем с двигателем, "Модель 75" конкурс-то проиграла конструкции Северского, SEV-1XP, поступившей на вооружение как Seversky P-35. Но не все было так плохо. За счет на первый взгляд расточительной политики заказчика (Армии) не складывать все яйца в одну корзину, "Кертисс" в 37-ом году свое взял, получив заказ невиданных по тем временам размеров: 210 истребителей против 77 P-35 у Северского, но и это все было семечками в сравнении с экспортными поставками "Хока-75": около девятисот машин. Мир твердой поступью шел к войне.
Справедливости ради, у машины были несомненные плюсы: цельнометаллический истребитель с убираемым шасси отличался прекрасной маневренностью, управляемостью и приличной скороподъемностью. Но были и минусы, как без них, например, относительная сложность в обслуживании и ненадежность продвинутой, на момент создания, конструкции. Чтобы хоть как-то упростить машину, была создана экспортная модификация с неубираемым шасси. ЛТХ такое решение, мягко говоря, не улучшило, но позволяло ускорить поставки новых истребителей страждущим. Безусловно, основные события в истории "Хока-75" произошли в Европе, но и Дальневосточная эпопея самолетика тоже не была обделена событиями. Итак, коротенько по эксплуатантам.
США (USAAC)
В стране-разработчике, судьба "Хока-75", получившего обозначение Curtiss P-36A, складывалась не сказать, что очень просто. Машина, начавшая поступать в строевые части весной 38-го и оснащенная двигателем Pratt-Whitney R-1830-17 "Twin Wasp" в 1050 л.с. , разгонялась до 518 км/ч , несла два синхронных пулемета (один из которых крупнокалиберный) и отличалась ... массой "детских болячек": выхлопная система, шасси, деформация обшивки.
Однако развитие техники шло такими темпами, что пока P-36 доводили до ума, самолет был признан устаревшим и, к началу Тихоокеанской войны, выводился в учебные подразделения и на спокойные "заморские территории", не помогло и появление модификации P-36C с более мощным двигателем R-1830-17 в 1200 "лошадок" и двумя дополнительными 7.62-мм пулеметами в крыльях - в таком варианте были построены последние 36 машин заказа.
Дело было не только и не столько в низких для начала 40-х ЛТХ, например, японцев не считали серьезным воздушным противником. Во-первых, было на что заменять (на более скоростного и лучше вооруженного родственника, Curtiss P-40), во-вторых, янки вполне резонно требовали наличия на истребителях пассивной защиты: протектированных баков, бронеспинки и бронестекла. На P-36 такого богатства не было. Соответственно и боевое использование ограничилось одной операцией на "спокойной заморской территории", зато какой!
На 7-е декабря 41-го года на Гавайях в составе трех эскадрилий 15-ой "группы преследования" (15th Pursuit Group), проходящей перевооружение на P-40, было еще 39 Curtiss P-36: тридцать семь на аэродроме Уиллер и пара на полосе Халейва.
В результате японского налета, согласно исследованиям Джо Богера, двадцать два "Хока" было уничтожено на земле, еще восемь повреждено.
Во время налета второй волны, в воздух смогли подняться четыре машины под мудрым руководством лейтенанта Сандерса с Уиллера и одна с Халейва. Ближе к "шапочному разбору", количество истребителей в воздухе только увеличивалось. Из встречающихся в литературе, заявленных пилотами " Хоков" пяти побед, противной стороной подтверждаются два Mitsubishi A6M2 "Zero". В ответ, один P-36 был сбит Зеро, лейтенант Гордон Стерлинг (Gordon H. Sterling) погиб, второго, лейтенанта Джона Дейнса (2nd Lt. John Dains), завалили собственные зенитчики. Тоже со смертельным исходом.
Поскольку после двух японских налетов на формально разрушенных авиабазах Оаху находилось еще около четырех десятков абсолютно целых только армейских истребителей, а о "подавленной воле к сопротивлению" у янки речи не шло, скорее наоборот, то широко обсуждаемая узким, но нервным кругом заинтересованных отменена Нагумо третьей волны не кажется чрезмерно предосудительной.
Ну а американские P-36 после Перл-Харбора ждала вполне мирная служба: несмотря на тяжелую ситуацию, никаких попыток USAAC использовать имеющиеся "Хоки" в боевых условиях не предпринималось.
Китай (ROCAF)
Китай, ведущий с 37-го года полномасштабную войну с Японией, и фирма «Кертисс» были просто созданы друг для друга: фирма любила китайцев, вернее их денюжки (американские заемные, кстати) и сделала всё, чтобы китайцы полюбили всей душой продукцию "Кертисса", массово закупая предыдущие модели истребителей фирмы, Hawk II и III. Такой идиллии всячески способствовали лоббисты, в частности, супер-лоббист, советник по авиации Клэр Шенно, запросто открывавший ногой дверь к генералиссимусу Чан Кайши. Поэтому с контрактом на первые тридцать «Хоков-75», подписанного уже летом 37-го года, проблем не возникло. Машины были упрощенной модификации Curtiss Hawk 75M, «лаптежники», с двигателем R-1820-G3 (875 л.с), четырьмя пулеметами винтовочного калибра и отличалась совсем не рекордной скоростью (450 км/ч).
"Хоки", поставляемые с лета 38-го, направлялись в 16-ю, 18-ю и 25-ю истребительные эскадрильи и активно утилизировались как японцами, так и собственным летным составом: самый известный бой произошел 18-го августа 38-го года, над Хеньяном (Hengyang), где из трех участвовавших в перехвате "Хоков" были сбиты все три. Такие унылые результаты были скорее закономерностью, чем случайным стечением обстоятельств: по воспоминаниям Шенно, мощность двигателей серийных "Хоков" была настолько ниже контрактной, что скорость проседала более чем на 30 км/ч (20 миль). "Вишенкой на торте" была строгость самолета на посадке, выразившаяся в том, что машины вдохновенно били, это при том, что по личному требованию Чан Кайши, подготовкой пилотов новых истребителей занимался персонально Шенно. Подготовка подготовкой, но об успехах пилотов «Хоков-75» ничего не известно, хотя машина была массовая: Китаю, по документам фирмы «Кертисс», было отгружено сто двенадцать машин, правда сколько из них доехало, неизвестно (в литературе встречается цифра в восемьдесят машин).
Вторая попытка подружить Китай и «Хок-75» закончилась вообще эпично. В 1939-ом году был заключен второй контракт на поставку сорока девяти Curtiss Hawk 75A-5, мало отличающихся по ЛТХ от того же P-36A, с двигателями R-1820 поздних моделей, причем финальная сборка самолетов должна была осуществляться в Китае, на заводе CAMCO (Central Aircraft Manufacturing Company), как бы сейчас назвали, «совместном американо-китайском предприятии». Однако из-за бомбардировок октября 40-го года, сборка самолетов была перенесена в Бангалор, в Индии. Результатом переноса было то, что самолеты… банально пропали. Исчезли. Доподлинно неизвестно, был ли контракт выполнен или разорван, или «Кертисс» по второму кругу продал истребители индийцам… По крайней мере англичане, тоже использовавшие «Хоки-75» на ТВД (о чем ниже), всячески отнекиваются.
Таиланд (RTAF)
Самолет, купленный одной страной (Сиамом), активно использовала уже другая (Таиланд) - в июле 1939 переименовались. Это было не единственное чудачество. В конце 40-го года тайцы, на фоне парадигмы "Горе побежденным", объявили войну Франции, вспомнив о территориальных претензиях, а в декабре 41-го, уже будучи условно независимым (от японцев) государством, объявили войну, ни много ни мало, США.
И если о геройских боях тайских "Хоков-75" с янки мало что известно, то с французами самолетики отметились. Это были машины модификации Curtiss Hawk 75N, близкие по конструкции к китайским "лаптежникам" 75M, но вооруженные двумя 23-мм пушками Madsen в подкрыльевых контейнерах вместо крыльевых пулеметов. Истребители были поставлены в количестве двенадцати тушек в 1938-ом году.
Во время Франко-Тайской войны произошел и единственный известный воздушный бой Тайских «Хоков-75». 10-го января 41-го, над французским аэродромом Ангор-Ват, тройка «Хоков», прикрывавшая девятку бомбардировщиков Mitsubishi Ki-30, была атакована тоже тройкой Morane-Saulnier MS.406 эскадрильи EC 2/595. И тайцы, и французы заявили по две победы. На самом деле был сбит один тайский Ki-30 и тяжело поврежден один "Моран". Этим все подвиги и ограничились. Единственной боевой потерей считается «Хок-75», разбомбленный 13-го декабря 40-го в Удоне.
Голландия (ML-KNIL)
В общем-то ситуация с голландскими "Хоками" была описана в тематической статье, но если коротко, то если вы голландец и у вас вместо кофешопа есть эскадрилья сравнительно современных Hawk 75, проведите пару боев с Зеро и у вас не будет эскадрильи Hawk 75.
Великобритания (RAF)
Счастье, в виде «Хоков-75», вдруг, в тишине, постучалось к англичанам в двери сравнительно неожиданно, а главное, безвозмездно (то есть, даром), закупать такие истребители они не собирались. Большинство (204 машины) составляли французские «Хоки», моделей 75A-1, 75A-2, 75A-3, 75A-4, получившие, соответственно, британскую маркировку «Mohawk» Mk I, II, III и IV. Часть истребителей перелетело с континента после поражения Франции, но подавляющее большинство составляли машины модификации Hawk 75A-4, которые банально не успели доставить во Францию до коллапса последней: будущие Curtiss «Mohawk» Mk IV. Естественно именно последние и представляли некий интерес для RAF. Французское оборудование и вооружение заменялось на британское, устанавливались элементы пассивной защиты (на фотографиях «Мохоков» хорошо просматриваются плиты лобового бронестекла, которых на «французах» отродясь не было). К экс-французам присоединились пять бывших норвежских Hawk 75A-8 и десять отжатых иранских Hawk 75A-9, также примерно соответствовавших модификации Mk IV: двигатель «Циклон» R-1820-G205 (1200 л.с.), шести-пулеметное вооружение. С максимальной скоростью у «потолстевшей» за счет брони машины, непонятно.
Причем такой подарок оказался весьма кстати: после американского нефтяного эмбарго июля 41-го, вопрос войны с Японией был вопросом времени. Мера была вынужденная, из серии «на безрыбье и рак рыба», так как «истребители» в Индии того периода были уровня Hawker Audax. В октябре 41-го, 86 новехоньких «Хоков» бывшего французского заказа отправили из США сразу в Индию, однако первая из двух эскадрилий, вооруженных «Мохоками-4», 5-я (5th Sqn RAF), попала в зону боевых действий, ПВО Калькутты, только в марте 42-го. В октябре 42-го, за ней последовала вторая и последняя воевавшая, 155-я эскадрилья (155th Sqn RAF).
Машины не считались какими-то ущербными и использовались ровно так же, как и основной тип истребителей на ТВД, Hawker Hurricane, хотя большинство операций «Мохоков» было на сопровождение бомбардировщиков (сначала «Бленхеймов», позднее «Венженсов») и транспортников. Если самолет использовался как штурмовик (такое бывало), то применялись бэйби-бомбы калибром 40, 30 или 20 фунтов (от 18-ти до 9-ти кг). Двадцати-фунтовок самолетик поднимал десять штук.
Для улучшения летных данных, на части машин 155-ой эскадрильи были демонтированы крыльевые пулеметы. Получалось какое-то позорище, а не истребитель – до вооружения из двух синхронных пулеметов винтовочного калибра на машине первой линии в 43-м году даже японцы не опускались.
Пик боевой активности британских «Хоков» пришелся на 43-ий год, причем 5-я эскадрилья эксплуатировала машину до июня 43-го, когда передала свои "Мохоки" 155-ой эскадрилье и убыла на перевооружение на "Харрикейны" Mk IIC. 155-я дотянула на «старичках» до января 44-го и пересела уже на «Спитфайры» Mk VIII.
Результаты боевого применения британцев несколько удивили, учитывая, что машина несознательными гражданами считалась устаревшей, летный состав, кроме нескольких отцов-командиров, был середнечками и в известных конкретных боях численного преимущества англичане не имели. Из одиннадцати заявленных англичанами побед, девять подтверждаются противной стороной. Это потрясающий результат. В воздушных боях было потеряно шесть «Мохоков», все были жертвами «сверхманевренных» Nakajima Ki-43 “Hayabusa”. А матч с «хаябусниками» (спасибо за идею Антону Наумкину) закончились вничью, со счетом 6:6. Как говорится, комментарии излишни.
В сухом остатке имеем не чудо оружие, но вполне боеспособный для Тихоокеанского ТВД истребитель, со своими очевидными плюсами, вполне себе способный противостоять по крайней мере японской армейской авиации, только встать на крыло на ТВД он должен был не в 43-ем году, как это случилось, а в 41-ом. О модернизационном потенциале говорить сложно, так как известно, в каком направлении все пошло и чем закончилось (P-40). В любом случае, история не знает сослагательного наклонения.
Всем добра.
- в статье использована информация из открытых источников.