Телефонная связь, привычная и доступная для каждого, в начале становления СССР была роскошью. Ею могли пользоваться лишь военные, политики и богатые граждане.
Связь вручную
Наличие телефонных аппаратов на территории Союза было и в дореволюционное время. Связь стоила неимоверно дорого и простым гражданам не полагалась. Телефонами оснащали значимые государственные и военные учреждения, НИИ и некоторые секретные штабы. Связаться по телефону можно было лишь в крайнем случае со значимыми для государства личностями.
А происходил звонок примерно так, специальные работницы-телефонистки принимали звонок от одного абонента, оставляя его ждать на линии. Дозванивались желаемому абоненту, проверяли возможность разговора и соединяли две линии. При этом беседа могла и не состоятся из-за посторонних шумов или разрыва линии.
Простые граждане сообщали дальним родственникам о своём прибытии посредством телеграммы или вовсе приезжали наугад. Сообщать о здоровье или важных событиях в семье можно было письмами, если гражданин был грамотным. Кстати почта не гарантировала доставку сообщения.
Автоматизированная телефонная связь
Автоматизация телефонии в великой Державе началась в 30-е годы. Но автоматизированные линии были примитивны и нередко требовали вмешательства со стороны. К тому же оборудование постоянно дорабатывалось и из-за сбоев приходилось всё так же пользоваться помощью барышень-телефонисток.
Во время второй мировой уже были созданы аппараты для «личного» пользования, но из-за военных действий больше пользовались радиосвязью нежели, развивали телефонию. К тому же для страны, ведущей оборонительные и военные действия были иные приоритеты, нежели развитие телефонов.
Домашние телефоны и телефоны-автоматы
В послевоенное время связь наладилась. В почтовых отделениях и в некоторых кассах появились стеклянные телефонные будки. Иначе жители называли их междугородкой, переговорником, официальное название «Переговорный пункт». Ими пользовались местные жители для связи с родственниками, живущими в другом городе, зачастую за сотни километров. Для звонка необходимо было вызвать собеседника в переговорный пункт, заранее отправив телеграмму.
Для совершения телефонного звонка приходилось выстоять немалую очередь, при этом оплатив заранее несколько минут разговора у оператора в кассе. Звонок оплачивался вызывающей стороной, вызываемый абонент лишь ожидал назначенного времени и когда раздавался голос телефонистки: — «На связи Воронеж! Вторая кабинка», ожидающий радостно бежал к трубке.
Связь была дорогой и очень ужасной, в трубке шумело, свистело, скрежетало, звонок прерывался, а голос собеседника был практически не слышен. Зато было замечательно слышно орущих в соседней кабинке, которые также пытались объясниться с роднёй.
Неважно состоялся ли звонок, но минуты вышли и уплаченные деньги не возвращались. Конечно, можно было продлить разговор, но зачастую за плохо закрытой дверью уже ждали другие люди, которые с нетерпением стучали с возгласами: «Ну, скоро уже?!»
Стационарные домашние телефоны стали доступны в 70-х., они были желанны не меньше автомобиля и устанавливались в приоритетном порядке сначала госслужащим, врачам, директорам и заведующим, а потом остальным гражданам по очереди. С них невозможно было дозвониться в другой город, и переговорные пункты ещё долго оставались посещаемыми.
К 80-м и 90-м телефон был практически в каждой квартире. Заветный аппарат стоял на тумбочке, с него можно было позвонить не только в пределах города, но и в другую область, за 1 тыс. км. Абонентская плата составляла 2,5 рубля, а стоимость разговора завесила от расстояния до вызываемого абонента.
Отдельным сооружением был телефон-автомат, стоящий на улице. В будку можно было пройти, и опустив 2 к. в монетоприемник, набрать номер. С них возможно было связаться лишь с городскими абонентами, международные разговоры были невозможны. Но часто аппарат просто съедал монеты и даже не издавал гудков.
Подписывайтесь на канал Незабытая эпоха. Вместе интересней вспоминать молодость. Ну, и лайки ставить не забываем (◕‿◕) ))