Несколько лет назад мне посчастливилось уехать в кабине тепловоза от станции Яр до станции Шлаковая по железнодорожной линии Яр - Верхнекамская.
В качестве пассажира я ездил тут довольно часто, но теперь наступил шанс проехать в тепловозе. Ехать 108 километров и чуть более трех часов по времени.
Итак, путешествие началось на станции Яр Удмуртской Республики.
Тепловозы ДМ62-1776, ЧМЭ3-2359 и электропоезд ЭД9М-1003/1031 сообщением № 6477/6377 Глазов-Киров на станции Яр.
Тепловоз ДМ62-1776 с пригородным поездом сообщением № 6066 Яр-Верхнекамская. На нем я поеду.
Ровно в 14:00 по московскому времени отправляемся. Плавно, медленно со скоростью не более 40 километров в час.
Для путешественника, который не является железнодорожником, но является любителем стальных магистралей, отмечу,
что поездка в кабине - это удовольствие, интерес, ну и, конечно, фотодокументирование линии, снимки которой понадобятся для сохранения истории, тем более, что для меня это родная линия, с которой начался интерес к железной дороге.
Яр Парк В.
Окраина п. Пудем.
о.п. 8 километр (Пудем).
После Пудема до Стальной (г. Омутнинск) железная дорога проходит по глухой местности вдоль лесов и болот.
Участок между 8 километром и Пудемским. Впереди покруче профиль будет.
о.п. Пудемский. Это бывшая станция, закрытая в 90-е годы.
От Пудемского до Перелома впереди будет довольно сложный участок.
Тем не менее он является живописным.
Здесь много кривых.
Участок проходит по глуши Ярского района в северо-западной части Удмуртии.
Отмечу, что при строительстве данной дороги местность была тяжелой и непролазной.
Здесь сплошь леса и болота.
Было много трудностей с рабочими, ибо невозможно было создать нормальные условия для людей в этих глухих местах.
В разных погодных условиях прорубали трассу, валили лес, убирали пни.
Насыпали полотно и так далее.
Больше всего на участке от Яра до Струговского мне нравится место перед 23 километром, где железка идет вдоль выемок.
о.п. 23 километр.
После 23 километра начинается тяжелый профиль, а именно подъем.
В Советское время, когда на линии работали паровозы серии Л, в народе "Лебедянки" и тепловозы ТЭ3, то грузовые
без особых проблем справлялись с этим трудным участком.
- Техника была надежной и никогда не подводила, - рассказывал мне один из машинистов, работавший в 60-70 гг. помощником машиниста паровоза и тепловоза.
Участок между 23 километром и Переломом, перегон Яр-Струговской.
Небольшой прямой участок пути.
Очередная кривая.
Подъезжаем к Перелому.
о.п. Перелом.
Бывшая станция, ликвидированная в 90-е годы. Это последний остановочный пункт на территории Удмуртии.
Раньше здесь было 3 пути.
В нескольких метрах от остановочной платформы находится стела истока реки Вятка.
В июле 2017 г. с друзьями из Ижевска посетили это место.
Участок между Переломом и Струговским, перегон Яр-Струговской.
Места довольно глухие.
Но для меня они родные. Пассажиром ездил здесь почти каждый год.
Но совсем другое впечателение, когда едешь в кабине тепловоза.
Что там находится за кривой?
Последние метры железной дороги по территории Удмуртии.
Граница Удмуртии и Кировской области.
Начинается родной Омутнинский район.
Предупредительный светофор перед Струговским.
Прибываем на разъезд Струговской (п. Струговский).
Раньше здесь был третий путь, который отходил на леспромхоз, которого давно не существует.
Примерно до 2010 г. здесь встречались два ночных поезда.
Летом 2021 г. история разъезда Струговской подошла к концу...
Закрыли, а стрелки срезали, затем перегон от Яра продлился до Стальной (г. Омутнинск) - около 60 километров. Наверное, один из самых длинных на Горьковской железной дороге. Но в публикации указан перегон Яр - Струговской, так как на момент поездки было так.
Подъезжаем к Шахровскому (п. Шахровка).
о.п. Шахровский с немногочисленными пассажирами.
Слева видно останки второго пути.
Перегон Струговской-Стальная.
Участок между Шахровским и Стальной (г. Омутнинск).
Впереди видно окрестности Омутнинска.
Микрорайон Малагово г. Омутнинск.
59/60 километр линии Яр-Верхнекамская.
Мост через реку Омутная и входной четный светофор станции Стальная.
Слева отходят пути на Омутнинский металлургический завод.
Станция Стальная.
Как всегда, здесь садятся и выходят большинство пассажиров.
Тепловоз ЧМЭ3-1509.
Участок от Стальной до Лесных Полян по некоторым причинам пришлось ехать в задней кабине.
Станция Лесные Поляны (в народе 101 километр).
К сожалению, Лесные Поляны повторяет судьбу Струговского.
Два года назад станцию законсервировали, на светофорах кресты. Слухи о полном ее закрытии остаются актуальными, поэтому всего мои фотографии станции уже стали историей.
Осталось ехать менее 10 минут до дома (станции Шлаковая).
Перегон Лесные Поляны-Шлаковая.
Он короткий - 7 километров.
Въезжаем в Песковку.
Участок железной дороги между улицами Калинина и Ленина.
Едем вдоль улицы Гагарина.
Входной светофор станции Шлаковая (п. Песковка).
Путевое развитие станции. Впереди слева видно здание Пункта технического обслуживания локомотивов, которое, к сожалению, разобрали пару лет назад...
Тепловозы 2ТЭ10МК-0879 и ЧМЭ3-1823.
Прибытие домой в 17:09. Финальное фото. 108 километров остались позади.
Вот такая была поездка в кабине тепловоза. Сложно передать те чувства и эмоции, которое испытал во время путешествия.
Фото разъезда Струговской и станции Лесные Поляны стали историей.
Тему железнодорожной глухомани по возможности буду освещать.
Оригинал материла взят из моего жж, который я вел до конца 2019 г.
Автору на путешествия - 410011748693144
Другие публикации по теме:
Поездка по железной дороге Яр-Верхнекамская в январе 2023 г.;
Поездка по железной дороге Яр-Верхнекамская в январе 2020 г.;
Станция Верхнекамская - ворота Вятлага.