Мне нравится исследовать малодеятельные железные дороги.
Я проехал часть глухих дорог России и Беларуси.
Сегодня снова расскажу о поездке по железнодорожной линии Яр-Верхнекамская, расположенной на территории Удмуртии и Кировской области.
Тупиковая линия длиной 180 километров, от станции Верхнекамская имела продолжение в качестве ведомственной Гайно-Кайской железной дороги, которая почти полностью разобрана.
Движение по линии было открыто в 30-е годы 20 века с целью связать Омутнинский и Песковский металлургические заводы, а также вывоз леса и фосфориты, месторождение которых находится в п. Рудничный (станция Верхнекамская).
В 90-е годы по линии ходили два поезда Киров-Лесная (дневной и ночной). В составе было 15 вагонов, я успел застать эти времена.
С 1999 года ночной поезд Киров-Лесная стал курсировать до Верхнекамской (на 30 км короче), а дневной поезд стал ходить по маршруту Яр-Верхнекамская. 15 лет просуществовали эти два маршрута, после чего с 2014 года потихоньку началось сокращение пригородного движения.
Ночной поезд Киров-Верхнекамская стал еженедельным с января 2014 г. (сначала курсировал из Кирова в понедельник, вторник, четверг и пятницу), обратно из Верхнекамской в воскресенье, понедельник, среду и четверг). С 01 апреля 2014 года - два раза в неделю из Кирова в понедельник и пятницу.
С 2019 года по настоящее время с понедельника по пятницу в составе один вагон, в выходные дни и летний период по два вагона, ежедневый ночной рейс Яр-Верхнекамская был полностью отменен.
Во второй половине 2015 г. на участке Светлополянск-Верхнекамская восстановили движение по средам и четвергам со стороны Яра. Из Верхнекамской в Киров можно уехать на поезде, а из Кирова нет...
С 2019 года по настоящее время с понедельника по пятницу в составе один вагон, в выходные дни и в летний период по два вагона.
Путь начинается со станции Шлаковая (п. Песковка) - это моя родина.
Вокзал. Билеты не продают уже не несколько лет. Действует зал ожидания.
Табличка.
Расписание.
Тепловоз ЧМЭ3-4692.
Четное направление. Первое негативное изменение на линии - разобрана осветительная мачта. Еще летом прошлого года она была на месте.
Для сравнения.
Нечетное направление. Вид в сторону Яра.
Снегоочиститель СДПМ-2497.
Тепловоз ТЭП70БС-233 с пригородным поездом сообщением № 6065 Светлополянск-Яр прибывает на станцию Шлаковая.
В Шлаковой меняются локомотивные бригады (стоянка полчаса).
В составе поезда - один комфортный плацкартный вагон.
Чембарь осуществляет маневры по станции.
Пункт экипировки.
Дом на берегу р. Вятка.
р. Вятка.
Фото поселка.
ЛЭП.
Лесные Поляны. Станция законсервирована летом 2021 г.
Будка 100 км.
Зимняя природа.
92 километр (д. Турундаевская).
р. Вятка.
Тонкино - бывшая станция. На месте тропинки был путь.
Сам поселок называется Метрострой. В советское время здесь был леспромхоз, который поставлял древесину для строительства московского метрополитена. Предприятие было ликвидировано в конце 90х-начале 2000х.
Прибываем на станцию Озерница (п. Белореченск). Между елями раньше шел подъездной путь на предприятие "Восток" (в настоящее время Биохимзавод, расположенный в п. Восточный).
Сам поселок.
Вокзал.
Въезжаем в Омутнинск. Здание бывшего стройтреста.
Стальная.
Здесь село много народу.
М-да уж, на праздники можно было пустить два вагона, и, как оказалось во время поездки, это было бы правильным решением.
Вдали видно пути Омутнинского металлургического завода.
Фото города.
Омутнинск остался позади, впереди до Яра остается менее 60 километров.
Дарит свет высоковольтная ЛЭП.
Зимняя природа.
п. Шахровка.
Шахровский (п. Шахровка) - бывшая станция.
Струговской (п. Струговский) - бывшая станция. Закрыта летом 2021 года.
Еще в середине 2000-х годов на месте деревьев был леспромхоз и подъездной путь, откуда регулярно велась погрузка леса, сейчас суровая природа стирает все следы деятельности человека.
От Струговского до Пудема (8 километра) глушь.
Через несколько километров после Струговского началась Удмуртия.
До истока река Вятка остается немного.
Перелом - первый остановочный пункт на территории Удмуртии, бывшая станция.
А за окном красивые и глухие леса.
23 километр.
Пудемский - бывшая станция.
Пудемский пруд.
8 километр (п. Пудем).
Чепецкие луга.
р. Бармашурка.
Прибываем на станцию Яр в парк В.
Яр парк В - последняя остановка на тепловозной линии.
Дрезины.
Прибываем потихоньку на конечную станцию. Готовимся к выходу.
Прибыли в Яр. 108 километров линии Яр-Верхнекамская остались позади.
Тепловоз ТЭП70БС-233 с пригородным поездом сообщением № 6065 Светлополянск-Яр на станции Яр.
Здравствуй, Транссибирская магистраль.
Здесь у меня пересадка на электричку до Кирова. В запасе около полутора часов. Иду в центр поселка.
Вид на железнодорожный мост.
Ул. Чапаева.
Ул. Пролетарская.
Местный стадион.
Советская - главная улица в поселке.
Церкви Матроны Московской и Николая Чудотворца.
Местный дом культуры.
Скамейки у дома культуры.
Ёлка.
Водонапорная башня.
Вокзал.
Расписание поездов.
Пригородное сообщение имеет вполне неплохой объем, только интервал между Кировскими электричками 8,5 часов напрягает...
Поездами дальнего следования Яр не обделен.
Изменения в расписании.
Стенд про историю станции Яр.
Вот такой снеговик встречает на входе пассажиров.
До электрички остается несколько минут.
Потихоньку подтягивается народ.
Электропоезд ЭД9М-0098 сообщением № 6477-6377 Глазов-Киров прибывает на станцию Яр.
Об участке от Яра до Кирова читайте здесь.
Три с небольшим часа, и я в Кирове. Поездка завершена.
Карта маршрута.