Найти в Дзене

Железнодорожная линия Яр-Верхнекамская. Поездка от Шлаковой до Яра.

Мне нравится исследовать малодеятельные железные дороги.

Я проехал часть глухих дорог России и Беларуси.

Сегодня снова расскажу о поездке по железнодорожной линии Яр-Верхнекамская, расположенной на территории Удмуртии и Кировской области.

Тупиковая линия длиной 180 километров, от станции Верхнекамская имела продолжение в качестве ведомственной Гайно-Кайской железной дороги, которая почти полностью разобрана.

Движение по линии было открыто в 30-е годы 20 века с целью связать Омутнинский и Песковский металлургические заводы, а также вывоз леса и фосфориты, месторождение которых находится в п. Рудничный (станция Верхнекамская).

В 90-е годы по линии ходили два поезда Киров-Лесная (дневной и ночной). В составе было 15 вагонов, я успел застать эти времена.

С 1999 года ночной поезд Киров-Лесная стал курсировать до Верхнекамской (на 30 км короче), а дневной поезд стал ходить по маршруту Яр-Верхнекамская. 15 лет просуществовали эти два маршрута, после чего с 2014 года потихоньку началось сокращение пригородного движения.

Ночной поезд Киров-Верхнекамская стал еженедельным с января 2014 г. (сначала курсировал из Кирова в понедельник, вторник, четверг и пятницу), обратно из Верхнекамской в воскресенье, понедельник, среду и четверг). С 01 апреля 2014 года - два раза в неделю из Кирова в понедельник и пятницу.

С 2019 года по настоящее время с понедельника по пятницу в составе один вагон, в выходные дни и летний период по два вагона, ежедневый ночной рейс Яр-Верхнекамская был полностью отменен.

Во второй половине 2015 г. на участке Светлополянск-Верхнекамская восстановили движение по средам и четвергам со стороны Яра. Из Верхнекамской в Киров можно уехать на поезде, а из Кирова нет...

С 2019 года по настоящее время с понедельника по пятницу в составе один вагон, в выходные дни и в летний период по два вагона.

Путь начинается со станции Шлаковая (п. Песковка) - это моя родина.

Вокзал. Билеты не продают уже не несколько лет. Действует зал ожидания.

Табличка.

-2

Расписание.

-3

Тепловоз ЧМЭ3-4692.

-4

Четное направление. Первое негативное изменение на линии - разобрана осветительная мачта. Еще летом прошлого года она была на месте.

-5

Для сравнения.

-6

Нечетное направление. Вид в сторону Яра.

-7

Снегоочиститель СДПМ-2497.

-8

Тепловоз ТЭП70БС-233 с пригородным поездом сообщением № 6065 Светлополянск-Яр прибывает на станцию Шлаковая.

-9

В Шлаковой меняются локомотивные бригады (стоянка полчаса).

В составе поезда - один комфортный плацкартный вагон.

-10

Чембарь осуществляет маневры по станции.

-11

Пункт экипировки.

-12

Дом на берегу р. Вятка.

-13

р. Вятка.

-14

Фото поселка.

ЛЭП.

-16

Лесные Поляны. Станция законсервирована летом 2021 г.

-17

Будка 100 км.

-18

Зимняя природа.

-19

92 километр (д. Турундаевская).

-20

р. Вятка.

-21

Тонкино - бывшая станция. На месте тропинки был путь.

-22

Сам поселок называется Метрострой. В советское время здесь был леспромхоз, который поставлял древесину для строительства московского метрополитена. Предприятие было ликвидировано в конце 90х-начале 2000х.

Прибываем на станцию Озерница (п. Белореченск). Между елями раньше шел подъездной путь на предприятие "Восток" (в настоящее время Биохимзавод, расположенный в п. Восточный).

-24

Сам поселок.

Вокзал.

Въезжаем в Омутнинск. Здание бывшего стройтреста.

-27

Стальная.

-28

Здесь село много народу.

М-да уж, на праздники можно было пустить два вагона, и, как оказалось во время поездки, это было бы правильным решением.

Вдали видно пути Омутнинского металлургического завода.

-29

Фото города.

Омутнинск остался позади, впереди до Яра остается менее 60 километров.

Дарит свет высоковольтная ЛЭП.

-31

Зимняя природа.

-32

п. Шахровка.

Шахровский (п. Шахровка) - бывшая станция.

-34

Струговской (п. Струговский) - бывшая станция. Закрыта летом 2021 года.

-35

Еще в середине 2000-х годов на месте деревьев был леспромхоз и подъездной путь, откуда регулярно велась погрузка леса, сейчас суровая природа стирает все следы деятельности человека.

-36

От Струговского до Пудема (8 километра) глушь.

-37

Через несколько километров после Струговского началась Удмуртия.

-38

До истока река Вятка остается немного.

-39

Перелом - первый остановочный пункт на территории Удмуртии, бывшая станция.

-40

А за окном красивые и глухие леса.

23 километр.

-42

Пудемский - бывшая станция.

Пудемский пруд.

-44

8 километр (п. Пудем).

-45

Чепецкие луга.

-46

р. Бармашурка.

-47

Прибываем на станцию Яр в парк В.

-48

Яр парк В - последняя остановка на тепловозной линии.

-49

Дрезины.

-50

Прибываем потихоньку на конечную станцию. Готовимся к выходу.

-51

Прибыли в Яр. 108 километров линии Яр-Верхнекамская остались позади.

Тепловоз ТЭП70БС-233 с пригородным поездом сообщением № 6065 Светлополянск-Яр на станции Яр.

-52

Здравствуй, Транссибирская магистраль.

-53

Здесь у меня пересадка на электричку до Кирова. В запасе около полутора часов. Иду в центр поселка.

-54

Вид на железнодорожный мост.

-55

Ул. Чапаева.

-56

Ул. Пролетарская.

Местный стадион.

Советская - главная улица в поселке.

Церкви Матроны Московской и Николая Чудотворца.

Местный дом культуры.

-61

Скамейки у дома культуры.

Ёлка.

-63

Водонапорная башня.

Вокзал.

-65

Расписание поездов.

-66

Пригородное сообщение имеет вполне неплохой объем, только интервал между Кировскими электричками 8,5 часов напрягает...

-67

Поездами дальнего следования Яр не обделен.

-68

Изменения в расписании.

-69

Стенд про историю станции Яр.

Вот такой снеговик встречает на входе пассажиров.

-71

До электрички остается несколько минут.

-72

Потихоньку подтягивается народ.

-73

Электропоезд ЭД9М-0098 сообщением № 6477-6377 Глазов-Киров прибывает на станцию Яр.

-74

Об участке от Яра до Кирова читайте здесь.

Три с небольшим часа, и я в Кирове. Поездка завершена.

Карта маршрута.

-75