Станция Верхнекамская - одна из таинственных точек российского железнодорожья - расположена в п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области, является конечной на железной дороге Яр-Верхнекамская и начальной на ведомственной Гайно-Кайской дороге.
Хотя она является ведомственной, но ошибочно во многих атласах и картах показана как бывшая МПСовская или РЖДшная.
До середины 2000-х годов она активно работала, каждый час отсюда отправлялись в сторону станции Яр составы с фосфоритной мукой и лесом.
Станция в нечетном направлении.
Состояние путей тут плачевное. Неудивительно, что знакомые локомотивные бригады из Шлаковой (станция, которая обслуживает это плечо) не любят ездить сюда, ибо из-за плохого состояния путей и приказа УФСИН, которому принадлежит дорога, максимальная скорость составляет 10 км. в час.
Пути не меняли здесь очень давно. Если вообще когда-то меняли...
Путевое развитие станции.
Вид в сторону станции Светлополянск.
Нечетная горловина.
Действующий семафор со стороны станции Светлополянск - это одна из главных достопримечательностей станции. Вообще в России остались единицы рабочих семафоров.
Именно перед ним заканчивается Горьковская и начинается Гайно-Кайская железная дорога.
Состояние путей двух дорог видно невооруженным глазом.
Начало Горьковской дороги (перегон Верхнекамская-Светлополянск).
На станции сохранилось несколько архаичных раритетов.
Справа на фотографии видно ручную стрелку.
Сохранились даже флюгарка и фонарь, который, увы, не действует.
Впереди, в белой будке, находится дежурный по стрелочным переводам, который одновременно является ответственным за управление семафором.
От будки к семафору протянут специальный трос, за рукоятку которого дежурный открывает и закрывает вход на станцию.
Служебное здание, переделанное из старого Столыпинского вагона.
Вид на станцию с переезда в нечетном направлении.
Пассажирские поезда приходят в Верхнекамскую два раза в неделю.
До марта 2015 г. сюда дважды в день приходили поезда из Кирова и Яра. Сегодня из Кирова приехать поездом невозможно, так как он сокращен до станции Светлополянск.
Грузовое движение тоже сейчас минимальное. Раз в день прибывает грузовой с большой земли. По сохранившемуся участку ГКЖД до Лесной нерегулярно по ночам сюда пригоняют вагоны с лесом для передачи на большую землю. Не более.
Слева путь на станцию Лесная, прямо - на бывший Верхнекамский фосфоритный рудник и в исправительную колонию.
Слева нерабочий семафор.
Эпоха, когда Вятлаговская дорога жила и работала, давно уже прошла. Из 300 с небольшим километров осталось лишь 40, и то на участке от Лесной до Брусничной нет движения, а рельсы могут разобрать. Лишь минимальное движение вагонов с лесом, которые возят со станции Заводская (п. Созимский) спасает ветку, но перспективы нет здесь никакой.
В середине 2000-х годов рассматривался проект реконструкции ветки от станции Верхнекамская до станции Черная (п. Чернореченский) и передачи ее в ведение РЖД, а затем во включение проекта Белкомур.
Но все это так и остается мечтой для многих железнодорожников.
Станция Черная перестала существовать в 2010 г., а Белкомур РЖД не считает экономически целесообразным.
Похоже, что здесь уже поставлен крест.
А в случае реализации вышеназванного проекта здесь бы ходили поезда на север и на Урал.