Найти тему

Секрет бешеной популярности кино от Тарантино. Психология

Оглавление

Или Размышления к посту про И.Канта, о «Бесславных ублюдках» и других фильмах Квентина Тарантино...

Категорический императив И.Канта из моего предыдущего поста неожиданно навеял мысли о... Тарантино!

Руководствуясь принципами гуманистической философии Канта, можно сказать, что Фашизм победили ни тогда, когда разбомбили Берлин, а тогда, когда судили нацистских преступников по праву и закону. То есть обошлись с ними совершенно противоположным образом, по сравнению с тем, как они обходились с евреями (и не только).

А насчет Берлина, возможно это была прелюдия, но речь пойдет не о Берлине, а о ТарантинЕ...

При чем тут Тарантино?

К/ф «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино - как раз об этом. То есть о противоположном.

Фильм не прост, совсем не прост...

Кто-то на сайте с говорящим URL - kakoy-smysl.ru написал, что в фильмах Тарантино не следует искать смысл, это, мол, вам «не Гёте или Достоевский».

Ха!

Если ты не увидел смысла, это еще не значит, что его не было.

Пересматриваем фильм и читаем дальше.👇

Эстетизация насилия - спорный, но все же эффективный художественный прием.

При этом гений киношного насилия -Тарантино заявляет, что он против насилия в жизни.

Разве одно может сочетаться с другим или кто-то нещадно лукавит? 

Режиссёр предлагает альтернативный ход истории, сжигает Гитлера руками ‘недобитой’ еврейки - есть такое дело.

Диалоги Тарантино - только на первый взгляд пустая болтовня, в реальности они психологически идеально выверены. Диалоги выполняют сразу несколько функций: приближают героев  к реальности, отвлекают внимание от основной мысли фильма и одновременно служат своеобразной прелюдией к будущей кровавой развязке. Причем диалог диалогу рознь...

Взять сцену, в которой Ганс Ланда (Кристоф Вальц) вкушает штрудель с Шошанной (Мелани Лоран)... Это настоящая пытка без оружия, игра безнаказанного кота с мышью. Но «мышь» не так проста, а кот не так безнаказан. Шошанна делает на экране то, что не смогли миллионы евреев в концлагере...

Почему не смогли? Ну, я уже писала про синдром выученной беспомощности, но вы читайте лучше книги Виктора Франкла, который смог... 

Вернемся к Квентину нашему (вернее, ‘ихнему’) Тарантино, на самом деле режиссер на экране просто показывает то, что хочет увидеть зритель и что не смогли сделать несчастные евреи.

Нет, не просто показывает, гениально показывает, потому что, как сказал (точно наш) Антон Павлович Чехов, все гениальное - просто.

Положа руку на сердце, разве ты не подумал хоть раз в жизни то же самое: как хорошо бы агрессору отплатить его же монетой?! Именно поэтому фильм, выражаясь современным языком, зашёл. 

Вообще, ответ насилием на насилие- это центральная тема (=мысль) Тарантино, которую он раскрывал, раскрывает и, боюсь, будет раскрывать всю жизнь с разных сторон, всеми мыслимыми и  немыслимыми способами.

Вспомните «Криминальное чтиво» и рассуждения нигера-бандита (герой Сэмюэля Л. Джексона) о Боге... 

«Однажды в Голливуде» - два «старых-добрых американца» ликвидируют банду хиппи и спасают беременную Шэрон Тейт.

 «Джанго освобожденный» - раб убивает рабовладельца, и не только рабовладельца, но и такого же нигера, как он - Стивена ... В лице Стивена вообще воплощено всё раболепие, покорность, выслуживание и подхалимство, какие только можно представить в мире - предательство себе подобных ради выживания... (тема знакомая концлагерю). И весь этот набор подлежал умерщвлению на огромном голубом экране, с присущим Тарантино кровавым колоритом.

А вы говорите нет смысла? 

Еще раз - ха!

«Джанго освобожденный» - не о афроамериканцах фильм, это фильм о внутренней свободе человека (не важно, чёрного или белого) и одновременно сказка для взрослых. 

«Однажды в голливуде» - та же самая сказка, с той же самой мыслью, только место черных заняли белые.

А что, дровосеки ведь тоже зарубили волка, чтобы спасти Красную шапочку и бабушку. Такова жизнь. Правда, «Красную шапочку» мы слушали лет в пять. Детство перевалило в зрелость - пора бы уже переходить на литературу посерьезнее. 

Попробую обобщить.

Это трудно уяснить из одной картины, но Тарантино (в отличие от сказочников) не делит мир на черное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое, он показывает, что насилие порождает насилие против себя. Всего то.

Сила действия рождает равную силу противодействия. Третий закон Ньютона

И категорический императив Канта сюда же: поступай с человеком так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой.

Фильмы Тарантино лучше всего рассматривать в их совокупности, режиссер как-будто ведет со зрителем непрерывную беседу, основанную на противопоставлениях.

Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков» - охотник на евреев и явно отрицательный персонаж, гениально сыгранный Кристофом Вальцом, не случайно был реабилитирован в «Джанго освобожденном» до немецкого доктора Кинга Шульца - «охотника за головами» преступников, помогающего ниггеру вернуть свою любовь. Киноманы, наверняка, найдут еще не одно подобное превращение в фильмотеке режиссера.

Тарантино не издевается над зрителем, он хочет, чтобы мы, наконец, поняли, что в мире нет добра и зла.

Итак, в Израиле. Весь театр буквально утопает в аплодисментах не в тот момент, когда Гитлера убивают, а когда Шошанна говорит: «Это — лицо еврейской мести» — Я думаю, это начали два парня, но затем все вскочили со своих мест. И, вы знаете, это было жестоко. Это было страшно. В той радости была какая-то жестокость. Это не походило на радостное приветствие «Индианы Джонс». В этом было что-то, вызывающее ужас”. К.Тарантино из интервью NY Magazine

«Не смог удержаться»

«Джанго освобожденный» движется к финалу, а ниггер к своей возлюбленной, купчая на Брумхильду подписана, но

Кэлвин Кэнди (Леона́рдо Ди Ка́прио) цинично требует завершить сделку рукопожатием. Это требование унизительно для доктора Шульца, перед глазами которого стоят все зверства, увиденные в доме Кэлвина...

Шульц вроде бы соглашается на рукопожатие, подходит ближе и стреляет в Кэнди.

 — Извини, не смог удержаться, - простодушно разводит руками доктор Шульц перед Джанго.

Звучит по-детски просто: захотел - и сделал.

По всему, застрелить Кэнди следовало бы Джанго, ведь это его народ, его возлюбленная, при чем тут Доктор Шульц? Но Джанго еще только учиться “быть свободным”... 

Как следствие несдержанности доктора начинается жестокая перестрелка, доктор погибает, а Джанго вынужден работать на опережение, так сказать. Иными словами, убивать других, чтобы не убили его и Брумхильду.

Насилие усугубляет проблемы и порождает насилие еще большее.

Мы вернулись к тому смыслу, с которого начинали, а сам Тарантино именно так комментирует свои картины.

Но отвращения насилие в изображении Тарантино по-прежнему не вызывает. То есть, чтобы додуматься до названного смысла, нужно применить разум, выстроить логическую цепочку... К состраданию через чувства режиссер не апеллирует. Кстати, это не я заметила, критики давно обратили внимание, что героев, вызывающих жалость, у Тарантино нет.

«Когда смотришь фильмы Квентина Тарантино, видишь, что режиссер от жестокости не содрогается — он облизывается. Бюнюэль, как и Бергман, обнажая бездны, страдает сам». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

см. А. Кончаловский - цитаты.

Причина популярности фильмов К.Тарантино

Мы подобрались к самому интересному. Я давно задавалась вопросом, в чем причина бешеной популярности фильмов Тарантино: неужели современники настолько жестоки, что клюют исключительно на насилие в подарочной упаковке из гротеска и зажигательного юмора?

Эстетизированное насилие от Тарантино настолько утрировано, что не похоже на реальность, мы, должно быть, воспринимаем его какой-то другой частью мозга... Как если бы сигнал по ошибке попадал в раздел «веселые картинки».

Интересно, кто-нибудь из «британских учёныхных» еще не додумался отсканировать мозг испытуемых за просмотром фильмов Тарантино?..

 А юмор (по Фрейду) - психологическая защита, представляющая собой отрицание горя. В совокупности со всеми этими пятнами крови, больше похожими на кетчуп, музыкой и задором - ужас и оцепенение от увиденного к среднестатистическому зрителю, как ни странно, не приходят, но наступает психический подьем и воодушевление. 

 — Конечно, там есть мораль, но я не хотел бы ее озвучивать. Пусть зрители сами догадаются. Но это не главное, как мне кажется. Мне очень понравилось, как один критик описал свои ощущения от моих фильмов. Он сказал: да, мне нравятся фильмы Тарантино, но если задуматься, конечно, вселенная, которую он создает, очень жестокая. И она не одна такая. Он наследует вселенной Серджио Корбуччи (режиссер спагетти-вестернов №2 после Серджио Леоне; в его фильме якобы снимался герой Леонардо Ди Каприо. —прим. «Известия»). Есть сумасшедшие вселенные японских или гонконгских фильмов. Но, продолжает этот критик, вселенная Тарантино — первая вселенная, в которой я захотел жить. А это примерно то, чего я и хотел добиться.

К.Таратино из интервью гезете Известия.

Тут то меня и осенило, что на самом деле восторг зрителей вызывает не насилие, а нереальная, почти фантастическая СПРАВЕДЛИВОСТЬ фильмов Квентина Тарантино.

В справедливой вселенной Тарантино хочется жить.

Вы знакомы с экспериментом Селигмана на собаках? 

В финальной сцене Джанго, говоря образно, открывает клетку Селегмана и совсем уже недвусмысленно предлагает, а вернее приказывает, всем черным выйти (всем, кроме Стивена). Рабыни выбегают из дома, потряхивая своими кружевными нижними юбками - такой неестественной для них одеждой, совсем как собачки, разодетые хозяином... А Джанго заявляет, что как бы то ни было, но он точно тот единственный нигер на десять тысяч, который не отличается рабской покорностью...

К разговору о покорности, в фильме речь шла про френологию - науку, изучающую связь строения черепа и психики человека (действительно была такая псевдонаука). Френология говорила о врожденных чертах. А вот выученная беспомощность говорит о приобретенной покорности, она вполне реальна, научно доказана и от цвета кожи не зависит. Джанго - это альтернатива выученной беспомощности, и не такая уж фантастическая, как кажется, ведь даже в экспериментах Селигмана одна из 10 собак выходила из клетки.

Настоящее насилие и чего НЕТ у Тарантино

А насилие... Вы удивитесь, но на самом деле, настоящего насилия в фильмах Квентина Тарантино не так уж и много. 

Потому что насилие - это не столько про брызги крови и стрельбу из пестика, сколько про атмосферу, в которых совершаются сами эти действия на экране. 

Гораздо больше насилия содержится в сцене со штруделем из «Бесславных ублюдков», чем в любой тарантиновской перестрелке.

Не хотелось бы сейчас давать моральную  оценку приемам режиссера, но насилие, даже пригламуринное - это все-таки агрессия. Тут нужно сделать оговорку, что агрессия и насилие - вещи разные, хотя и связанные, а сама агрессия далеко не всегда приводит к насилию.

 И тем не менее, насилие начинается с агрессии, с которой общество не сумело справиться конструктивно.

Один из самых мощных регуляторов агрессии, который был выработан эволюционным путем - это чувство ВИНЫ.

 Вина, к сожалению, очень часто из нормального чувства начинает превращаться в невротическое. Ад невротической вины - тяжелая ноша.

Вселенная Тарантино про вину ничего не знает. Это такая саморегулируемая вселенная, в которой создается иллюзия того, что насилие может быть  самонаказуемым и это норма.

Вот что подкупает.

Вина - это самоограничение. Способность чувствовать вину - признак развития невротической части личности (довольно высокий уровень развития), но одновременно это очень неприятное чувство. Мир порядком устал от вины, но так и не постиг до конца её глубинного смысла.

Понимаете теперь, почему в Германии «Бесславные ублюдки» стали чуть ли не более популярным фильмом, чем в Израиле?! )))

Тарантино, вероятно,  лукавит, когда говорит, что сей факт стал для него приятной неожиданностью. На успех у Израильских зрителей он рассчитывал по очевидным причинам, но немец... Да, в Германии было больше негативной критики, но простой немец картину слопал, как родную.

Если вы еще не догадались, то дело в вине, вернее, в её отсутствии.  Тарантино спалил Гитлера, но не виноватил немцев. А они ох как устали от этого постоянного завиновачивания. 

Вселенная Тарантино - в ней можно запросто лишиться жизни за плохой поступок, но совершенно точно не придется мучиться вечно этим ужасным «атавизмом эволюции» - виной!

В фильмах Тарантино есть преступление, но нет «наказания». Я говорю нет, потому что в значении великого романа Федора Михайловича Достоевского, наказанием была не тюрьма, не смерть, а искреннее раскаяние  Родиона Раскольникова в своем поступке - вина то есть. Не невротическая, а нормальная человеческая вина.

Есть это раскаяние и в «Лолите» Набокова, хотя, казалось бы, уж до чего мерзкая книжка, но раскаяние - делает ее необыкновенно ценным для общества произведением. Эту книгу стоит прочитать только ради одного - её концовки.

В этом плане философия Тарантино входит в противоречие с ортодоксальными русскими мыслителями, т.к. на совестливой Руси традиционно вине уделяется повышенное внимание.

Кино от Тарантино подойдет невротикам, страдающим невротическим чувством вины, возможно, оно будет полезным глотком свободы для этих людей. «Не смог удержаться», это как раз то, чего им не хватает, т.к. они все время сдерживают свои порывы и желания.

Но фильмы Тарантино смотрят не только  и не столько невротики - вот в чем штука. Пограничники, люди с преимущественно нарциссической организацией, психопаты - могут увидеть в фильмах Тарантино зеленый свет своим патологиям... То есть кино от Тарантино - это кино с положительным эффектом для развитого психологически общества и с отрицательным - для общества, находящегося на менее высокой стадии развития, хотя оно может быть одинаково популярным и там и там.

Есть у меня такая догадка, что Тарантино - это тот режиссер, который оказывает положительный терапевтический эффект для людей с ПТСР.

В 2024-м Тарантино грозится завершить свою режиссерскую карьеру последним 10-м фильмом. Кто будет главным героем в следующий раз: таксист или кинокритик, возможно, нас ждет сборная солянка из предыдущих кинообразов? Не важно.

Есть ли Квентину куда расти? Думаю, да. Тарантиновское насилие - это аллегория, иносказание... он говорит нам, что в этой жизни все воздастся, можно мстить, брать то, что ты хочешь и не испытывать за это чувство вины...

Согласны?