Найти в Дзене

Андрей Кончаловский -цитаты и афоризмы

Друзья, предлагаю вашему вниманию сборник цитат и афоризмов от известного режиссёра - А.С. Кончаловского. В статье собраны цитаты из книги «Низкие истины» а также выдержки из интервью и видео, записанных Адреем Сергеевичем лично. Я постаралась структурировать цитаты тематически. Оценку и свое отношение к А.С. Кончаловскому я в данной статье не высказываю. Приятного прочтения! О людях и отношении к людям  «Я лично удивляюсь, как чуду, проявлению добра». Из интервью К. Собчак. «Где-то у той последней черты, где возникает человек как существо, способное на самопожертвование, там прекращается великий инстинкт самосохранения и начинается чудо. Если не сумасшествие». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины». «Человеку нужно давать надежду». Из интервью К. Собчак. «Я к этим людям, к чекистам, отношусь со всем пониманием. Это люди, которые выполняют определенную задачу, так же, как любая силовая структура. Они не сидят и не думают о том, как сделать какое-то зло. Это функция. Любая функция сил
Оглавление

Друзья, предлагаю вашему вниманию сборник цитат и афоризмов от известного режиссёра - А.С. Кончаловского. В статье собраны цитаты из книги «Низкие истины» а также выдержки из интервью и видео, записанных Адреем Сергеевичем лично.

Я постаралась структурировать цитаты тематически. Оценку и свое отношение к А.С. Кончаловскому я в данной статье не высказываю.

Приятного прочтения!

О людях и отношении к людям 

«Я лично удивляюсь, как чуду, проявлению добра». Из интервью К. Собчак.

«Где-то у той последней черты, где возникает человек как существо, способное на самопожертвование, там прекращается великий инстинкт самосохранения и начинается чудо. Если не сумасшествие». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Человеку нужно давать надежду». Из интервью К. Собчак.

«Я к этим людям, к чекистам, отношусь со всем пониманием. Это люди, которые выполняют определенную задачу, так же, как любая силовая структура. Они не сидят и не думают о том, как сделать какое-то зло. Это функция. Любая функция силовика - это довольно малоприятная вещь - это насилие». Из интервью К. Собчак.

«Мне кажется, что Звягинцеву мучительно хочется полюбить людей и у него не получается пока». Из интервью К. Собчак.

«Слабость человека - это прекрасно... Для меня лично, потому что я тогда чувствую себя не хуже других» Из интервью Светлане Штукаревой.

«Главная цель человека - поддержать жизнь». Из интервью Светлане Штукаревой.

«Современники друг друга не выносят. О чем могу судить и по себе. Дистанция времени многое ставит на свои места…» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Хотя, готов признаться, трудно это — любить человека такого, каков он есть». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мне доводилось сталкиваться в жизни с людьми, которые меня или близких мне людей предавали. Не могу сказать, что я после этого мог с ними сохранять какие-либо отношения, но почему-то что-то во мне всегда заставляло стараться понять мотивы, почему они так поступили». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Иногда я думаю, что чем жарче и яростнее человек разоблачает пороки другого, чем пламеннее он в своих обвинениях, тем более он сам несет в себе то, что обличает в других». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О безжалостности

«Безжалостность как принцип — свойство людей слабых. Силе всегда свойственно сдерживать себя и прощать. Сознание собственной погрешимости — свойство силы». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О мыслях и смысле 

«За каждым предметом есть внутренний смысл». Из интервью К. Собчак.

«Я не хочу стать лидером. Я считаю себя мыслящим человеком, может даже в какой-то степени хотел бы стать философом, а философ не должен становится лидером, он хочет найти истину и разделить её с вами».

«Все лучшие прекрасные мысли взяты от других людей, которые тоже это где-то взяли» Из интервью Светлане Штукаревой.

«Нельзя украсть содержание,  можно украсть только форму». Из интервью К. Собчак.

«Или я ничего не понимаю, или не понимаю только одного: почему я так много понимаю?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О нравственности

«А если задуматься всерьез: заглядывали ли те, кто выступает сейчас в роли моралистов, в свои собственные души? Ставили ли они себя на место тех, кому выносят нравственный приговор? Как бы вели себя сами в подобной ситуации?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Наверное, одним из важных постулатов новой этики должно стать понимание собственной погрешимости — во всем, избавление от убежденности в исключительности собственной нравственности и собственного знания. Мы должны понять и принять, наконец, что монополия на абсолютную истину никому не дана. Каждый может быть неправ». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О страхе

«Страх - основа свободы».

«Свободный человек - это не тот человек, который ничего не боится, это человек, который знает свои права и обязанности. Только знать свои права - мало. А это страх. Страх нарушить закон». Из интервью К. Собчак.

«Почему страшно смотреть? Потому, что веришь. Можно пугать, как угодно, страшилки делать, а вот так, чтоб поверить - это сложно». Из интервью К. Собчак.

«Если всерьез задуматься, человеком движет страх смерти и тщеславие. Но тщеславие есть тоже выражение страха: хочется быть заметным, хочется, чтобы на тебя обратили внимание, не подумали плохо, стали думать лучше, чем прежде. Страшно, если не подумают лучше». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Страх смерти - это есть чудо, потому что человек, который не боится смерти, он умрет». Из интервью Светлане Штукаревой.

«Человеком движет не желание стать лучше, а страх смерти». Из интервью Светлане Штукаревой.

«Страх кесарев оставляет свободы меньше, страх Божий — свободы больше, потому что человек ограничивает себя сам, руководствуясь нормами этики». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Страх с детства живет в каждом из нас. Еще со времен алма-атинской эвакуации помню страшную картинку в книге — это был киргизский эпос «Манас». Изображала картинка волосатое чудовище с клыками и рогами. Я все время чувствовал, как она меня тянет к себе. Листаю книгу, точно знаю, где находится страшилище, еще страница — и увижу его. Сердце холодит от предощущения жути, но все равно что-то подталкивает перевернуть лист, коснуться жгущего ледяным холодом, бьющего в сердце ужаса. Знаю, что потом не смогу заснуть, но все равно желание испытать этот непереносимый страх сильнее меня…» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Страх… Неприятное чувство... Ты ощущаешь свою малость, беззащитность, подвластность этой силе. Что ты рядом с ней? Что ты можешь? И все же, думаю, это великое чувство — страх. Оно заставляет человека напрягать все свои силы, фантазию, изворотливость, желание не поддаться, выстоять. Если не победить эту силу, то обмануть. Найти выход». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Страх ведь тоже могучий стимулятор творческой энергии». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Впрочем, не боялись и мы. Может, по глупости. Боялся мой папа, Сергей Владимирович. Его раздражали мои связи, меня — его страх». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Когда уже где-то на шестом десятке страх смерти всерьез ожил во мне, я решил все же еще раз жениться и сделать еще детей. До этого я размышлял так: да, мне эта женщина очень нравится, но жениться-то зачем? Можно и так замечательно быть вместе. Страх смерти заставил взглянуть по-иному». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Красота спасет мир». Кто только и по каким только поводам не цитировал это из Достоевского! Увы, реальность заставляет разувериться в могуществе этого заклинания. Только зажмурив глаза, вычеркнув из памяти Варфоломеевскую ночь, костры инквизиции, дыбы, гильотины, не говоря уж о Хиросиме и Освенциме, можно продолжать повторять эти слова. Красота спасет мир? Полноте… Пока мир спасает страх человека перед самоуничтожением, перед голодом и холодом. Мгновения же красоты, доброты — редкие исключения, которые мы коллекционируем в своей памяти, укрепляя себя в зыбкой надежде на то, что в человека можно все-таки верить». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Как говорил в своей Нобелевской речи Фолкнер: «Человек становится лучше, когда единственной альтернативой морального прогресса является гибель». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О идеалах

«Потеря идеала — вещь прискорбная, но вдумаемся: может быть, и не такая уж трагическая? Ведь потеря идеала может привести к поискам идеала нового». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О зависти

«Я вообще завидовал только тем, кто Оскара получил 30 лет назад”. Из интервью К. Собчак, 2021г.

«Много кому я завидовал в жизни, и по самым разным поводам. Какому-то неведомому парню на пляже, у которого удивительно красиво выпирал из-под плавок член. Парижскому клошару, с преудобством устроившемуся прямо на мостовой. «Счастливый человек, — думал я, — у него нет советского паспорта». Но, наверное, никому я так не завидовал, как своему консерваторскому другу Володе Ашкенази. Предметом моей жесточайшей зависти он был прежде всего потому, что играл намного лучше меня». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины», 1998г.

«Что скрывать (пустячок, а приятно), есть чувство легкого удовлетворения, когда у твоего соперника картина не получается! Хотя мы делаем серьезное лицо, показно переживаем, говорим: «Жалко. Не получилась картина». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Художники, в особенности большие художники, всегда ревнивы к славе и успехам своих коллег». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

“Наши отношения с Андреем начали подспудно напрягаться. Думаю, происходило это из-за ощущения соперничества — можно назвать это и ревностью”. Об Андрее Тарковском из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Ревнивое желание хотя бы одним глазом подсмотреть, что делает Тарковский, быть в курсе его работ и замыслов было, естественно, и у меня. Точно так же и Андрея интересовало, что я снимаю». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О себе, цинизме и эгоизме

«Я - циник». Из интервью К. Собчак.

«Цинизм - это готовность принять зло». Из интервью К. Собчак.

«Нет меня другого, есть я. Значит, надо себя любить. И уж если паче чаяния себя не любишь, не стоит мешать другим любить себя». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Самопрощение — прибежище эгоистов». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«В институте я проходил по амплуа легкомысленного циника». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Что толкало меня к Хьюстону, к Уэллсу, к Брандо? Любопытство? Надежда на какую-то поддержку? Ну, может быть, и это, но в самой малой степени. Если покопаться в себе, там на дне сознания найдем ответ — тщеславие. Я иду через ресторан, пусть все смотрят, к самому Марлону Брандо! И это все тоже пишу ради тщеславия. О звездах люди рассказывают друг другу потому, что сами тоже хотят быть звездами». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Проявление конформизма меня лично не удивляет абсолютно. Меня удивляет проявление доброты, наверное потому, что я - скептик». Из интервью Светлане Штукаревой.

«Она рассказывала, как протекали наши отношения. Я уже почти все забыл, она мне напомнила... Мне было странно ее слушать, передо мной словно бы разворачивалась кинолента о совершенно постороннем мне человеке, и, что хуже всего, меня просто ужасала наглость, с которой этот человек себя вел. Это был не я, это был кто-то другой». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».и

«...тот Андрей, о котором так упоенно рассказывала она, молодой, двадцатипятилетний, убежденный в своей гениальности, ведущий себя так, будто все моря ему по колено, конечно же, это не я. Это какой-то другой, чужой, незнакомый мне человек. Если через десяток другой лет все еще буду жив, мне, быть может, покажется очень странным то, что я делаю сейчас». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Разговаривать с ним, как тогда, сегодня бы не смог. Возраста прибавилось, а самоуверенности убавилось». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Но вот ты наедине с собой и подчас очень хочется от себя бежать. Не ловили ли вы себя на том, что страшно задуматься, кто ты есть на самом деле? И не дай Бог узнать. И уж вовсе не дай Бог, если кто-то посторонний узнает». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О любви

«Когда думаю о любви и нелюбви, единственный верный для меня критерий — боль. Любовь — это боль, все остальное — нелюбовь... Больно, значит, сладко; можно даже плакать от сладости боли». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Я был очень ревнив, очень влюбчив, хотя не знаю, любил ли по-настоящему…» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Быть может, любить по-настоящему мне слишком часто мешала программа самоконтроля, очень все-таки во мне сильная. Поэтому и наркотиков никогда не принимал. Точнее, это случалось крайне редко». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Любовь — это потеря контроля над собой... Влюбишься — уже не принадлежишь себе». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Влюбленность — бабочка нашего воображения. Села на объект — и вы уже не можете оторвать глаз, вы его обожаете. И вдруг бабочка вспорхнула — ее уже нет, а объект остался. Вы смотрите в ужасе: Боже, вот это я любил! Тот человек, которого вы любили, боготворили, кажется уже полным монстром». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Отношения мужчины и женщины — это игра, совсем не обязательно любовь». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О таланте, гениях и искусстве

«Талант — вообще счастье, талант музыканта — счастье особое. Свободно льется речь, понятная всем. На этом языке говорит весь мир, переводчик не требуется. А когда талант к тому же признан — счастье двойное». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Великое искусство всегда логично и непредсказуемо. Искусство менее великое — логично и предсказуемо». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Андрей повернулся ко мне и неожиданно спросил. — Ты думаешь, что ты гений? — сказал он. Я не ответил. Возникла пауза, слышен был только шум падающих на листья капель. Я смотрел на Андрея и точно знал, что он думает. Думает, что гений — он, а не я». Об Андрее Тарковском из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Талант - это когда творец попадает в цель, в которую очень трудно попасть, и когда ты смотришь на это, ты говоришь: «Черт, я бы так не сделал, потрясающе». А гений - это тот, который попадает в цель, которую не видишь, и тогда ты говоришь: «Так, конечно, я бы точно так же сделал!» Но цель надо видеть, а эта цель - она за забором реальности...»

«Искусство все в принципе пришло к самоповторению, к умножению в дробленых зеркалах. Любой художник сегодня кажется состоящим из цитат». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Вообще, художник мне напоминает не птичку небесную, не ведающую, что поет, а вола, тащащего плуг, распахивающего целину». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

От черты смерти «...никуда не уйти... Но, может быть, можно попытаться преодолеть? Как? Энергией творчества». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О трагедии

«Великая античная трагедия - это безысходность, но в этой безысходности есть героизм. И это главное». Из интервью К. Собчак

«Трагедия отличается от драмы тем, что в трагедии зритель должен остаться в тишине, он должен быть сметен». Из интервью К. Собчак

«Вот это страдание зрителя, когда он видит,  что его любимый герой поступает нехорошо, и есть трагедия». Из интервью К. Собчак

«Для того, чтобы бороться с алчностью человеческой нужно насилие». Из интервью К. Собчак

О религии и вере в Бога

«...религия определяет форму взаимоотношений человека и Бога, и если Бог есть власть в последней инстанции, форма твоих взаимоотношений с Богом проецируется на форму взаимоотношений с властью». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мы не знаем, что там, за чертой смерти. Для человека, как я, сомневающегося, не имеющего непоколебимой религиозной убежденности, эта черта самая страшная». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...та страсть и старание, с которыми иные из нынешних официальных фигур исполняют религиозные обряды (не зная, не умея толком их исполнять), наводит меня на грустную мысль, что от язычества мы не избавились». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины», 1998г.

«Страшно сказал священник в «Причастии» Бергмана: «Бог молчит. Он мертв». Одно дело — Бога нет, другое — Бог мертв». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Религиозное чувство не связано с мыслью. Чувство оно и есть чувство, но страх-то рождается мыслью. А очень многое в религии определяется страхом. Страх Божий. Страх неправильно поступить. Страх понести наказание. Это все ведь проекции нашего сознания». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О свободе и религии

«Хочешь не хочешь, но оказывается, что за все в этом мире надо платить. За свободу, за отсутствие свободы, за свободу внешнюю и за свободу внутреннюю. Человек, свободный внешне, должен быть чрезвычайно организован внутренне. Чем более человек организован, то есть внутренне несвободен, тем более свободное общество он создает. Каждый знает пределы отведенной ему свободы, не тяготится ее рамками. Самоограничение каждого — основа свободы всех». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Не та ли сила, которая необходима для победы над плотским, животным, и делает человека святым?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Иногда я думаю: можно ли быть святым в сегодняшней Швеции? Чувства людей абсолютно контролируемы, животного в человеке почти не осталось. Может ли свободное общество породить святого? Не верю в это. Истинная религия там, где общество несвободно. Где человек должен давить в себе зверя». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...важнейшим шагом на пути освобождения человека от своего рабства есть преодоление абсолюта вертикали «человек — Бог». Наберемся мужества признать, что русское рабство неотделимо от православия. Так, во всяком случае, я думаю. Так же как и рабство мусульманское — от ислама». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Экономика и политика требовали реформы религии. Отсюда — протестантизм. Он породил то, что психологи называют отчуждением самосознания. Протестантизм дает человеку право самому судить свои поступки — нет надобности бежать в церковь за прощением. Следствие этого — развитая персональная и анонимная ответственность индивидуума перед обществом». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О желании послать на’

«От желания сказать начальнику: «Пошел ты…» А само это желание есть признак рабства. Когда люди разговаривают на равных, ни у кого не возникает желания посылать собеседника «на» или «в». Достаточно сказать: «Я с вами не согласен». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О желаниях вообще

«Для того, чтобы были желания, нужен дефицит». Из интервью Светлане Штукаревой.

О политике и политиках

«Голосовать должно не население, а граждане, а граждан не может быть слишком много». Из интервью К. Собчак.

«Путин - абсолютный либерал. Другой вопрос в том, что форма правления - она же создана не Путиным. Она создается русским культурным геномом». Из интервью К. Собчак.

«Путин - либерал. Он очень много терпит. И уровень коррупции зашкаливает именно потому, что Путин - либерал». Из интервью К. Собчак.

«Горбачев наивен. Он думал, нужно просто разрушить то, старое, а хорошее возникнет само. Так не бывает».Из интервью К. Собчак.

«Я муха в чемодане. Я летаю, пересаживаюсь со стенки на стенку, встречаюсь, общаюсь, решаю проблемы, думаю, что я что-то делаю,

но я абсолютно не задумываюсь о том, и даже мне в голову не приходит, что чемодан кто-то куда-то несет и кто платит носильщику, мне тоже в голову не приходит». Из интервью К. Собчак.

О детстве

«Мое существование, нет, думаю, и любого мальчишки лет десяти, в кругу любящих родителей подсознательно приобретает характер «подвига разведчика», жизни «нашего», пробравшегося в стан «чужих». Все время приходится врать, что-то придумывать, правду говорить нельзя — накажут, и поделом». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Хочется запустить камнем в чужое окно, посмотреть, как лопнет стекло, как будет беситься и негодовать высунувшийся хозяин, если он дома. Почему это доставляет такое удовольствие? Ведь ни на секунду не задумываешься: зачем?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Разрушение доставляет удовольствие». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О маме

«К матери я относился, как, впрочем, относятся и все прочие дети, — потребительски и жестоко. Ребенок всегда чего-то требует и никогда ничего не дает. Могу судить по своим детям. Они ведут себя, как молодые животные. Чего-то все время хотят, и при этом немедленно». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«И от мамы тоже хотелось бежать, ну разве что кроме тех случаев, когда надо было подластиться, поцеловать, что-то выпросить». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О занятиях музыкой

«Но я учился музыке, а ею надо заниматься каждый день. Я эти занятия ненавидел, думал лишь о том, как от этой повинности слинять. Мама заставляла меня буквально силой. Потом начал втягиваться». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...но себя в музыке не любил никогда. У меня недостаточно хороший слух. То есть слышу я неплохо, не сфальшивлю, но слух у меня не абсолютный. И двигательный аппарат, то есть связь между ухом и пальцами, не очень развит. Тягаться с Колей Капустиным, у которого все это было от Бога, я не мог. Он первым заставил меня почувствовать свою неполноценность». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Рядом с этими великими я был как не пришей кобыле хвост. Особенно этого не чувствовалось, но я-то знал, что с ними мне никогда не тягаться». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

Об учебе на кинематографиста

«Поступал в институт я без всякого страха, экзамены сдавал с удовольствием, мне это было легко. Как, впрочем, и учиться. Трудно стало потом, когда начал снимать картины, когда стал осознавать границы своих возможностей» О поступлении во ВГИК на кинематографию из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мне он всегда ставил тройки, хотя я знал, что мои работы не хуже других, а по большей части и лучше... Думаю, Ромм меня сознательно придавливал тройками. Он чувствовал мою легкомысленность, бесшабашность, ему это претило». О Михаиле Ильиче Ромме из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Я только на первом курсе, а у меня уже опубликованы куски сценария. Скромность и прежде была мне не слишком свойственна, а тут я и вовсе забыл, что это такое. Чувствовал себя уже профессионалом». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Я был очень упрям. Помню, когда я снимал свой первый, еще немой этюд (в нем снимались мой сокурсник Борис Яшин и актер Дубровин), Ромм сказал: «У тебя ничего не получится». Я был убежден, что все рассчитано правильно, сказал: «По-моему, получится. Вы не правы». Жигалко (у Ромма было два ассистента — Фосс и Жигалко) убеждала меня переписать сценарий. Ромм сказал: «Не надо. Пусть снимает. Пусть сам всего хлебнет». Так и получилось. Материал не клеился. Я оконфузился. Работа получилась плохая, даже очень плохая, вряд ли заслуживавшая и трояка». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О СССР и ЦККПСС

«Внутри страны наши фильмы и награды им на кинофестивалях рассматривались как победы советской идеологии, Запад же видел в них почтового голубя, донесшего весть из тюрьмы». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Коля и люди его поколения — Бовин, Арбатов, Черняев — сделали максимум возможного для того, чтобы к власти не вернулось сталинское крыло партии. По его рассказам знаю, сколько труда стоило оставить в очередном докладе Брежнева одну или две фразы о пережитках культа личности. Как только доклад уходил в другой отдел ЦК (скажем, индустриальный или военный), из него эти фразы вычеркивались, их надо было опять вставлять. Все зависело от того, кто держал в руках доклад последним». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О первой заграничной поездке

«У меня сохранилась фотография от этой поездки: я, такой толстенький, хожу с чемоданчиком. Никто не знает, что внутри чемоданчика. А там — две бутылки водки, которые я пытаюсь продать». О поездке в Венецию на получение Золотого льва, из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«В Венеции мой культурный шок усилился... Стоял вспотевший, в своих импортных несоветских брюках, держал в руках чемоданчик с водкой, которую не знал, как продать, смотрел на молодых ребят, студентов, веселых, загорелых, сидящих на берегу, и вдруг меня пронзило жгучее чувство обиды: «Почему у нас не так? Почему я не умею так веселиться! Почему? ...

Господи! Если бы у нас тогда, в 1962-м, кто-то из молодых где-нибудь на пароходе вот так же позволил себе сидеть, так улыбаться, так петь, так свободно себя вести, кончилось бы милицией. Да никто бы и не позволил себе так открыто радоваться жизни! Я был ошпарен». О поездке в Венецию, из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О своем диссидентстве

«Конечно, это было никакое не диссидентство — просто понимание того, что не может быть ясных и однозначных оценок, к которым нас приучала вся советская система воспитания. Все противоречиво, сложно, амбивалентно». О своем диссидентстве из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

Об отъезде из СССР

«У меня было одно страстное желание — избавиться от всего этого. Уехать. Выйти из системы. Избавиться от советского паспорта. Жить с ним стыдно. В этой стране жить стыдно. Советский паспорт — паспорт раба». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Для меня это было самым сильным ударом: он смог жить по другим законам, а я не могу — боюсь».

Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» о женитьбе В.Ашкенази на исландке и его отъезде. 

«Для меня Вивиан олицетворяла всю Францию, всю свободу на свете. Она была откуда-то из другого мира. Женившись на ней, я женился на Франции». О своей супруге -  Вивиан Годэ из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...папа долго вообще ни о чем не знал. Когда узнал, вознегодовал. Я сказал ему тогда: «Если не уеду, стану диссидентом. Все прокляну. Надоело. Больше так жить не могу. Мне неинтересно. Или скандал, или я уезжаю. Не уеду — будет хуже. Я страшней для тебя здесь». Это его напугало». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Настоящее чувство вины у меня возникло, когда я уехал. Я ведь бросил всех. Причина, толкавшая меня на выезд, была сильнее меня». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Отъезд за границу означал выход из системы. Но за выходом из одной системы последовал вход в другую». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Голливуде

«Игры с другой системой, другой властью начались в Голливуде. Там не сразу, но пришлось убедиться, что Голливуд - тот же самый ЦК КПСС, только в зеркальном отражении». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...положение сценариста на голливудских больших картинах напоминает положение портного, шьющего по фигуре заказчика. Что закажут, то и исполнит. Если исполнит не очень хорошо, или не добавит своего, или добавит, но слишком много, или добавит не то, что хотелось продюсеру, ему заплатят и возьмут другого. Никого из сценаристов такое положение не смущает. Все полагающееся по контракту они получают. Сценариста приглашают не как автора, не как индивидуальность, а как мастера, литературного закройщика». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Если во второй уик-энд картина собрала столько же, это уже невероятно, если собирает больше — сенсация. Если немного теряет — терпимо. Если теряет много — дело дрянь». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Лишь постепенно, очень не сразу доходило до моего сознания, что дело в Голливуде решает не реальная цена вашей творческой личности, а принадлежность к номенклатуре — ваши связи, с кем вы общаетесь, играете в теннис, в гольф, соблюдаете ли принятые клубомправила. Вкратце они таковы: ни с кем никогда не ругайся; никого публично не критикуй; имей высоких покровителей; не выноси сор из избы; как бы неприглядна ни была изнанка того или иного происшествия в голливудском мире — о ней пусть знают лишь члены клуба. Голливуд — это привилегированный клуб, попасть в который крайне непросто. Но если уж ты в нем — в нем и останешься». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Когда я ехал в Голливуд, думал, что еду на свободный рынок торговать своим товаром — своими художественными идеями. Как прав был Эйзенштейн в своем письме к Штрауху, когда говорил о необходимости завоевывать плацдарм для своей гениальности!» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...в случае суперуспеха студия позволяет вам не зависеть даже от нее. В принципе она готова и на полный карт-бланш. Вместо сценария запускайтесь под две странички замысла. Свобода? Нет, просто не студия контролирует вас, а вы сами себя. Успех означает, что вы знаете, на что сегодня спрос, что идет на рынке, за что платят деньги. Надо уметь угадывать, что зритель хочет от вас слышать, и это ему говорить. За этот особый нюх вам и платят». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О брате - Никите Михалкове

«Потом он вырос настолько, что ему позволялось присутствовать при наших возлияниях, его уже можно было послать за сигаретами, он уже был полезным. Жестокая вещь — детство! Бегает рядом какое-то бессмысленное создание. Да, конечно, была братская любовь, но не стоит забывать и низкие истины. Со временем Никиту уже можно было посылать за водкой». О брате - Никите Михалкове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Я решил его поощрить за усердие и взял с собой в «Националь». Сказал: «Ты, парень, поработал!» Он так устал, что еле стоял на ногах». О брате Никите Михалкове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Проблеск вины появился лишь однажды, я тут же постарался его загасить. Ко мне должна была прийти девушка; я попросил Никиту уйти из дома, подождать на улице, на углу — потом подхвачу его на машине, мы поедем на дачу. И забыл про него. Был жуткий мороз. Он ждал меня, а я поехал в кафе и только через час — через два про него вспомнил. Квартира заперта, ключи у меня. Я вернулся, смотрю — в телефонной будке, на корточках, спит Никита. Стекла запотели, ушанка завязана на подбородке, на глазах замерзшие слезы. Он всегда был и есть человек исключительной преданности».

Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Снисходительность старшего брата во мне жила долго. Со временем появилось удивление, оно тоже было высокомерным... Удивление появилось тогда, когда я увидел, как он пользуется общими планами. Из Никиты стал образовываться режиссер, со своим познанием материала кино. Мастер. Мне уже было немного неловко. Я уже чувствовал какое-то несоответствие между тем, что происходит, и тем, как я это оцениваю. Стало появляться чувство ревности, очень сильное чувство». О брате Никите Михалкове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Благодаря Никите я стал гораздо больше любить Россию. Если бы не он, я бы не вернулся. Я благодарен ему за его любовь к России. Она передается и мне». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«У него есть идеалы, есть непоколебимость веры, даже я бы сказал, слепота, дающая ему силы. Слепота подчас становится большим источником силы, чем способность к зрению. Ведь знание, как-никак, умножает скорби». О брате Никите Михалкове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...у клана моих монтажниц и клана монтажниц Никиты спор, чей режиссер лучше, случалось, кончался чуть ли не дракой. ... Забавно! Ярость просто с пеной у рта». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О России и русских

«Я родился и жил в стране, остававшейся православной даже тогда, когда она была объявлена атеистической». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

У русского человека «нет анонимной ответственности. А её надо воспитывать в школе». Из интервью К. Собчак.

«В деревне телевизор не выключают, бабка спит - телевизор работает... его не выключают, он существует, как некий параллельный мир, зазеркалье... Сегодня телевидение - это не окно в мир, а стена между миром и человеком». Из интервью К. Собчак.

«Национальная идея не может быть спущена сверху, она приходит снизу».

«У русской нации национальная идея возникала только в тот момент, когда стране грозила опасность».

«Я сгреб деньги с земли, засунул ему в карман, разбудил ударами по лицу. Русская дружба!..» О Славе Овчинникове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Цена жизни американского гражданина намного выше, чем русского, к сожалению. Вот этого вы никак не поймете: цена жизни в России такая же, как во Вьетнаме или где-то в Восточной Азии. Русские проявили великое самопожертвование. Но, к несчастью, дело все в том, что ими еще и жертвовали. Сталин не считал человеческих душ. Американцы щадят своих солдат. Сталин не щадил. На каждого убитого немца не меньше пяти убитых русских солдат». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Да, русские действительно чрезвычайно свободны внутренне, и не удивительно, что компенсацией этому является отсутствие свободы внешней. Свободное общество они создать не в состоянии (или пока не в состоянии), и именно из-за неумения себя регламентировать». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Как в России убирают? Если уборка, то непременно генеральная. Раз в полгода. Вот тогда все вышвыривается, выбрасывается. Потом опять копится, копится, копится… То же самое и в политике: наведение порядка производится не ежедневно, а циклами, с гигантскими интервалами. Сначала, какие бы безобразия ни творились, все сидят на своих местах. Пэтом вдруг, непонятно по какой причине, всех прежних начальников выметают к чертовой бабушке, сажают новых, и все пошло по очередному кругу». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Я люблю Россию. Но что такое любовь к Родине? Я бы сравнил ее с любовью к матери. В разных человеческих возрастах она разная. Спросите у ребенка, за что он любит свою маму. Он не сможет объяснить, В лучшем случае скажет: потому что она лучше всех на свете. Проходит время, наступает пора зрелости, свое понимание жизни, и человек не может не замечать, что какие-то черты и свойства матери его раздражают... Мешает ли это тебе любить этого человека? Да нет же. Ты его любишь гораздо более сильной и нежной любовью, чем в детстве». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Да, Россия — страна замечательная, прекрасная, у нее великое будущее, до которого мы, к сожалению, не доживем». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О своих картинах

«Плохой фильм сделать так же трудно, как хороший». Из интервью Светлане Штукаревой.

«У меня много картин о любви. Практически все, что я снял, о любви. Если не о любви мужчины и женщины, то о любви к человеку». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Нельзя втискивать поведение одной нации в ментальность другой. Возникает очень серьезный перекос, зритель недоумевает…» О съемках «Любовники Марии» из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«А я, как ни странно, все еще считаю себя начинающим. Ну, может, уже не совсем начинающим, но все еще подающим надежды. Может, это оттого, что не снял своей лучшей картины?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» (1998г.)

«Меня часто спрашивают журналисты: в чем актуальность Вашего фильма? Я всегда говорю: актуально то, что волнует». Из интервью К. Собчак

«Если кому-то своими картинами я дал желание снимать и делать лучше, это для меня высшая похвала». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О жажде признания

«Стать нужным сложнее, чем снять кино». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Признание дает творческую свободу». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мне кажется, в подсознании каждого художника лежит желание создать зрителя по своему образу и подобию. Желание наглое и бесплодное, ибо создание человека — дело не человеческое, а Божье». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Как бы художник ни старался убедить себя и других, что творит «как птица небесная», ради самой чистоты самовыражения, где-то глубоко внутри у него всегда теплится надежда, что найдутся люди, которые услышат, проникнутся, поверят». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

“Сомнение зрителей в искренности художника, думаю, самое для него разрушительное. Во всяком случае, лично для меня было так... На это неверие мне много раз в жизни случалось наталкиваться”. Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О счастье

«Я забочусь о своем здоровье, чтобы дожить до счастья»

О разводах

«Все разводы всегда происходят от того, что партнер пытается изменить супруга или супругу». Из интервью Светлане Штукаревой.

О конфликтах

«Один из секретов потушить конфликт - это просто очень внимательно слушать». Из интервью Светлане Штукаревой.

О толерантности

«Западная цивилизация, в которой толерантность в этом смысле присутствует - это конец Европы». Из интервью Светлане Штукаревой

«У нас нетерпимость есть - это человеческое». Из интервью Светлане Штукаревой.

О сравнении судеб

«С возрастом начинаешь понимать, что какие бы неудачи и неприятности тебя ни преследовали, какие бы унижения, разочарования, удары ни пришлось пережить, твоя судьба все равно удачливее, чем у тысяч других, а у тех других — чем у миллионов еще более обделенных и битых жизнью…» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Владимире Ашкенази

«Мое обожание со временем прошло и через скепсис. Был период, когда он играл чересчур чисто. Складывалось впечатление, что это игра без единой ошибки, в том числе и ошибки божественной. Из-за этого от его исполнительства слегка веяло хрестоматией». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» о игре Володи Ашкенази.

«Последние пятнадцать лет в моем отношении к нему скепсиса не было — было обожание и еще — уважение, которому я научился, увы, очень поздно». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» о игре Володи Ашкенази.

О встречи с Труменом Капоте

«Неизвестно почему я воспылал к нему страшной ненавистью. Если бы можно было сказать ему все, что я о нем думаю, это был бы сплошной поток мата. Я горел желанием отомстить капиталистам за их развратную сущность. Я вспоминаю себя и поражаюсь той ярости, которую испытывал, глядя на это лицо»

Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» о встрече в курилке театра с одетым в женские туфли Труменом Капоте.

О Дмитрие Кончаловском

«Его посадили. Всю жизнь он боялся ГУЛАГа, а оказался в концлагере «освободителей» от коммунизма».

Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» о Дмитрии Кончаловском - двоюродном деде по матери.

О Сергее Бондарчуке

«Мы подружились с Бондарчуком. К тому времени он уже снял «Судьбу человека», уже был лауреатом Ленинской премии. Мне нравилось нагло называть его Сережей, точно так же, как многим нынешним молодым нравится с той же наглостью звать меня Андроном». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Бондарчук пробовал меня на роль Безухова, заморочил мне голову обещаниями, я уже готовился сниматься, а он взял и снялся сам. Но пробы длились очень долго. Для роли я вполне подходил — весил сто килеграммов, носил очки, мне было, как и Безухову, двадцать пять. Но не сбылось». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Геннадии Шпаликове 

«Я был в достаточной мере жесток к нему. Не стану оправдываться, но у меня было два таких друга (Гена — один из них), подававших колоссальные надежды. Но когда они для меня их не оправдывали, я отдалялся. Не мог с ними общаться. Глупо, наверное. Они давали мне обещания, что больше такого не будет, что станут совсем другими людьми, — ничего не менялось, все начиналось заново, это меня совершенно выбивало из колеи отношений, которые мог бы считать нормальными…» О Гене Шпаликове из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

Об Андрее Тарковском 

“Наши отношения с Андреем начали подспудно напрягаться. Думаю, происходило это из-за ощущения соперничества — можно назвать это и ревностью”. Об Андрее Тарковском из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Ревнивое желание хотя бы одним глазом подсмотреть, что делает Тарковский, быть в курсе его работ и замыслов было, естественно, и у меня. Точно так же и Андрея интересовало, что я снимаю». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«На деле же соратников у него было немного. Ему нужны были не соратники, а «согласники» - люди поддакивающие и восхищающиеся. Ну что ж, это тоже потребность художнической души». Об Андрее Тарковском из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«— Интересно, — говорил Андрей, — почему, когда кадр начинается, смотреть поначалу интересно, Потом зрителю делается скучно. На экране опять ничего не меняется — уже совсем скучно. «Когда же что-то произойдет?» — думает зритель. И здесь, хотя на экране по-прежнему все то же самое, у зрителя опять возникает интерес, уже на другом уровне. «Если так долго показывают, — догадывается он, — значит это имеет смысл. В чем этот смысл?» ... У меня этот прием был использован как исключение, Тарковский сделал его правилом, распространил на весь фильм целиком. Мы спорили, каждый остался при своем». Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский о длине кадра из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Духовность и душевность часто путают. Это вещи разные. Андрей стал сознательно вытравлять в своих картинах душевность — они стали духовные. Я же полагал, что главное в кино — начало чувственное, следовал в этом Бюнюэлю и Феллини». О картинах Андрея Тарковского из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О жестокости в кино и о Тарантино

«Почему подобная жестокость имела право на существование? Потому что она никогда не была жестокостью во имя смакования жестокости. За ней всегда ощущалось содрогание художника от необходимости такое показывать. Когда смотришь фильмы Квентина Тарантино, видишь, что режиссер от жестокости не содрогается — он облизывается. Бюнюэль, как и Бергман, обнажая бездны, страдает сам». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Что такое кино Тарантино, при всем несомненном таланте автора? Ничто. Просто замечательный коктейль из всего на свете. Раньше бы это называлось плагиатом, сегодня — заимствованием». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Федерико Феллини

«Я все пытался понять Феллини по верхам, по форме, но не в ней, как всегда бывает в великом искусстве, дело. Форма вторична. У Феллини совершенно неподражаемы ситуации, поведение актера. Но тогда я этого ничего не понимал. Мне-то казалось, достаточно повторить движение слева направо, остановку, подъем… Секрет не открывался. Пришлось отложить картину. Позже пришло понимание, как это сделано. Суть в характере и в предлагаемых обстоятельствах. Это очень человеческое кино». О фильме Феллини «Ночи Кабирии» из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О чужих котах

«Лаура Бетти тоже уехала, оставила мне свою квартиру, с просторной террасой и шестью котами, которых я обещал кормить. Коты лезли ко мне в постель, я их расшвыривал ногами, мог под горячую руку и отлупить. Такого чисто российского обращения они прежде не знавали, я их вдобавок держал впроголодь: не будут есть — не будут и гадить. Всех их запирал на террасе, они с голодухи надсадно мяукали. Потом, кажется, вернулись к первоначальному естеству — начали ловить мышей и птичек». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Билли Уайльдере

«Мой дорогой друг, — вздохнул Уайльдер, — в мире есть только две слишком короткие вещи. Ваша жизнь и ваш пенис. Все остальное слишком длинно». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Сильвестре Сталоне

«Когда я сказал, что не хотел бы ни разу в картине видеть его обнаженным, у него радостно вспыхнули глаза — ведь все 80-е годы прошли под знаком его торса. Я предложил ему играть другой характер, и это удивительно совпало с тем, что ему самому хотелось». О С.Сталоне из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О Марлоне Брондо 

«— Ты знаешь, ты очень одинокий человек, — сказал он, глядя на меня.

— Откуда ты это знаешь?

— Ты вообще прячешь себя. Прячешь. Не хочешь показывать свою суть. И вообще смотришь на мир вот так…

Он закрыл лицо ладонями, открыв лишь небольшую щелочку между средним и указательным пальцами.

— …И вот столько ты показываешь себя другим. Остальное все — улыбка. — Он убрал от лица ладони. — Я тоже такой».

Беседа с Марлоном Брондо из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Об Америке он говорил с горечью. Америка — конченая страна, ничего не понявшая в истории человечества». Марлон Брондо об Америке из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О женщинах и донжуанстве

«Говорят, в каждом человеке живет Моцарт. Не знаю. Но в каждом мужчине, уж точно, живет Дон Жуан. Есть люди, стыдящиеся своего донжуанства, есть люди, бегущие своего донжуанства, есть люди, в нем купающиеся». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Что женщинам нравится в мужчинах? Богатство, оно дает власть. Власть, она дает богатство. Нравится ум. Все говорят: нравится верность. Не думаю. Женщине верность не так уж важна». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Она идет так красиво, Боже мой, как красиво! Наступает состояние обреченности. Думаешь: «Сейчас я подойду к ней, буду говорить какие-то глупые слова, она пошлет подальше, да еще зло пошлет». Масса бессмысленных, детских обрывков мыслей проносится в голове, пока шагаешь следом за ней...» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Вспомните, сколько великих преуспело в донжуанстве. Пушкин, Толстой, Пастернак… Может, это не такой уж грех? В любом случае — имманентное свойство мужчины». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Чем старше становишься, тем скучнее за собой наблюдать в момент ухаживания. Неужели и вправду нет ничего нового на земле?» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Пока у мужчины есть иллюзия, что он мужчина, а у женщины, что она женщина, мир воспринимается с надеждой. Я говорю об иллюзии. Не важно, как обстоит в реальности». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мужчина же должен доказывать постоянно, причем не женщине, а себе самому. Старая шутка «Наконец-то стал импотентом — как гора с плеч», в сущности, очень верна». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Лишившийся свежести супружеский секс может быть очень серьезно обновлен походом мужчины на сторону. Это дает допинг его эндокринной системе, новый вкус его отношениям с женой. Недаром бытует мнение, что публичные дома всегда поддерживали семью, а не разрушали ее». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Мне кажется, ошибочное признание влечения за любовь чревато для скоропалительных браков столь же скорыми разрушениями. Новизна сексуальных отношений быстро проходит (редкий случай, когда долго сохраняется), и, если нет ничего более глубокого, связывающего мужчину с женщиной, он скачет к другой. Говорит жене: «Я тебя больше не люблю». А на деле это «не хочу». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Женщина серьезнее мужчины, ответственнее его по самой своей природе...» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Толстой, уже умудренный опытом жизни, писал о том, как часто люди ошибочно отождествляют красоту с добром. Имелись в виду прежде всего, конечно, мужчины. В эпоху масс-медиа это может вести к сокрушительным последствиям. Форма в наш век становится все более могущественной, образ — важнее содержания». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О критиках

«Впрочем, есть особая категория зрителей, которые не только не платят за то, что они зрители, но еще и требуют гонорар за высказывание своей точки зрения, сколь бы относительна ни была ее интеллектуальная ценность. Эта категория живет за счет художника. Это критики». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Кто бы ни судил о моих произведениях, мне интересна его точка зрения, если за ней не стоит желание навязать ее всем на свете». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...убежден, никогда и никто не учил наших критиков уважению к личности».

Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«В каждом человеке живет творец. В критике тоже живет творец. Он в своем творчестве, так мне кажется, подсознательно хочет создать художника по образу и подобию своему. Но если старания художника создать по образу и подобию своему зрителя тщетны, то старания критиков порой достигают успеха. Сколько художников растеряло крупицы своей самобытности, стараясь быть ими обласканными!» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...только, пусть вынужденное, презрение к навязываемому извне мнению охраняет художника от разрушения. Отсюда надменная улыбка Врубеля: «Ваше отрицание меня дает мне веру в себя». Отсюда признание Бергмана: «У художника иногда возникает желание выйти на сцену, подойти к рампе, выблевать в зрительный зал, а потом убежать за кулисы и повеситься». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...противостоя критике, художник остается самим собой — имеется в виду любая критика, даже хвалебная, может быть, более всего именно хвалебная, ибо очень часто успех толкает художника на подсознательное самоповторение. Словом, ругают — плохо, хвалят — тоже плохо». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«В Англии, не славящейся хорошей погодой, есть поговорка: «Климат делает характер». На взаимоотношения художника с критиком это вполне можно спроецировать…» Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«...Три часа ночи. Слышу «голоса». В полусне нащупываю карандаш и записываю: «Надо запретить всяческую художественную критику. За исключением той, которая пишет только про меня и только хвалебно». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О переходе на рыночную экономику

«Само общественное сознание становится товаром, его можно формировать, а затем продавать. Занимаются этим масс-медиа». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Сорос исходит из того, что ни у кого нет монополии на истину. Мы очень часто ведем себя так, будто имеем ее, точно знаем, как надо и как не надо поступать. Но этой монополии не может быть в принципе, и по очень простой причине. Абсолютная истина закрыта для нас уже в силу того, что мы живем внутри этого мира». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Когда мой отец лет шесть назад возмущался происходящим в отечестве, тем, как немыслимо богатеют одни и как стремительно нищают другие, я говорил: «Ну хорошо, папа, пускай богатые воруют. Главное, чтобы они наворовали достаточно, чтобы стать капиталистами». Сегодня мое отношение к этому заметно поменялось». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины» 1998г.

«Рынок казался мне системой саморегулирующейся и самодостаточной. Сорос очень убедительно пишет о том, что нынешний рынок совсем не таков. Думать о саморегуляции, как думалось во времена Адама Смита, когда экономическая теория создавалась, заблуждение. Смит полагал, что тем, кто строит развитое экономическое общество, присущи как само собой разумеющееся этические нормы, иными словами Божий страх». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Сегодняшнее развитие дикого, варварского капитализма в России как раз и связано с тем, что рынок есть, а принципов — нет. Никаких. Нет морали. Никто не живет по истине.

Реклама, маркетинг, упаковка — все это насильственно формирует предпочтения, навязывает их. Потребителю не дают выбирать, ему навязывают». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

«Вот и получается, что, уходя от российской формы коммунизма в густые дебри варварского капитализма, надо надеяться на то, что где-то впереди нас ожидают те или иные формы государственного вмешательства, а значит, те или иные производные от социализма. Пишу и сам удивляюсь, что выступаю за это я. Я, мечтавший о том, чтобы советская система рухнула». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины».

О новом XXI веке

«Итак, готовьтесь: наступает эпоха самозванства. Уже наступила». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины», 1998г.

«XXI век, к которому мы приближаемся, будет отнюдь не лучезарным, как казалось некогда. На самом деле — мы уже живем в XXI веке. Мы не даем себе в этом отчета. А он уже наступил со всеми его замечательными и ужасными семенами, которые были заложены в веке XX». Из книги А.Кончаловского «Низкие истины», 1998 г.