Найти в Дзене
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Что такое морской снег. Он идет даже на экваторе

Задавались ли вы вопросом: какова температура воды в толще Мирового океана? Средняя его глубина – 3700 метров. Это в целом. Если исключить мелководные шельфовые зоны вокруг материков, а также Северный ледовитый океан (который изолирован от всех остальных подводными хребтами и вообще – отдельная история), то получится уже больше пяти километров. Эти километры воды сложены разными слоями, но самый толстый (около 3 км) именуется глубинной водной массой. Образуются глубинные воды только в одном месте, на севере Атлантики, между полуостровам Лабрадор и Исландией, в месте встречи теплых и соленых вод Гольфстрима с холодными и пресными полярными водами, идущими на юг со стороны Гренландии. Если кто помнит из школьного курса, вода при охлаждении, как и большинство веществ, немного сжимается и уплотняется. Однако, в отличие от прочих сред, при температуре +4 градуса по Цельсию она перестает уплотняться и в случае дальнейшего охлаждения, приближаясь к точке замерзания, начинает опять парадоксаль

Задавались ли вы вопросом: какова температура воды в толще Мирового океана?

Средняя его глубина – 3700 метров. Это в целом. Если исключить мелководные шельфовые зоны вокруг материков, а также Северный ледовитый океан (который изолирован от всех остальных подводными хребтами и вообще – отдельная история), то получится уже больше пяти километров.

Эти километры воды сложены разными слоями, но самый толстый (около 3 км) именуется глубинной водной массой. Образуются глубинные воды только в одном месте, на севере Атлантики, между полуостровам Лабрадор и Исландией, в месте встречи теплых и соленых вод Гольфстрима с холодными и пресными полярными водами, идущими на юг со стороны Гренландии.

Если кто помнит из школьного курса, вода при охлаждении, как и большинство веществ, немного сжимается и уплотняется. Однако, в отличие от прочих сред, при температуре +4 градуса по Цельсию она перестает уплотняться и в случае дальнейшего охлаждения, приближаясь к точке замерзания, начинает опять парадоксально расширяться.

Это связано с дипольностью молекул воды. Мы здесь не будем уклоняться далеко от темы, но запомним, что самая плотная вода в пресном состоянии имеет температуру плюс четыре градуса. Именно такая вода в предзимний сезон заполняет все реки и озера, начиная с придонных слоев и препятствует проникновению туда более холодных (но более легких) вод.

Поэтому и замерзают водоемы, начиная с поверхности, а не с дна, и не промерзают сразу насквозь. Иначе озерным обитателям пришлось бы туго, надо было бы адаптироваться к ежегодному вмерзанию в толщу льда. В любом случае летняя рыбалка была бы гораздо беднее, а зимняя и вовсе невозможна.

С соленой морской водой ситуация немного смазывается, но в принципе остается прежней: при смешении теплых соленых вод Гольфстрима (выпаренных щедрым солнцем Мексиканского залива) и более холодных, но более пресных полярных масс (с большой примесью талой воды), образуется вода с температурой около трех градусов, которая оказывается плотнее обеих смешивающихся вод.

И она проваливается в глубину, как четырехградусная пресная вода в осенних озерах. И занимает в океане огромный трехкилометровый слой, постепенно распространяясь из Северной Атлантики в Южную, проходя под теплыми водами экватора. Далее эта трехградусная вода огибает с юга Африку, пересекает (а вернее, заполняет) весь Индийский океан и, обогнув Австралию с Новой Зеландией, попадает в южную часть Тихого океана.

Дальнейшее распространение глубинных вод идет в направлении на север. Опять-таки пересекается экватор, и в районе Аляски эти воды, наконец, достигают предела своей экспансии. Именно здесь они уже дольше всего не видели солнечного тепла и света. Однако на их температуре это не сказалось никак. Она по-прежнему составляет три градуса.

Нам просто трудно представить себе такую огромную толщу вод, запертую на глубине, где ничто не может ее остудить. Океанологи знают: температура и соленость таких океанских водных масс меняются только при их смешении друг с другом. Это как алмаз можно обточить только другим алмазом. Остальные камни его даже не поцарапают.

Как же тогда отследить движение этих вод? Что-то в них по пути меняется? Да. Неуклонно и медленно в трехкилометровой трехградусной глубинной водной массе падает содержание растворенного кислорода. Потому что получает она его только один раз: при образовании на поверхности океана. А расходует в течение всего долгого пути в океанских глубинах.

На что расходует? Что там может потреблять кислород в темноте и холоде? Живые организмы? Нет. Глубинные воды практически мертвы. Жизнь кипит в приповерхностных и иногда в придонных слоях. А здесь кислород потребляет не жизнь, а смерть.

На всем пути сквозь глубинные воды падает морской снег. Это останки разнообразных организмов, живущих там, наверху, в обласканном солнцем приповерхностном слое и после смерти медленно падающих в океанском мраке до самого дна. На окисление этих останков и тратится растворенный кислород глубинных вод. К Аляске его почти не остается.

Не забываем лайк и подписку! Впереди много интересного!

Читаем также: