Софонисба Ангиссола - явление, во всех отношениях, исключительное. Она была первой итальянской художницей, построившей блестящую международную карьеру - и своим примером помогла другим молодым женщинам решиться на карьеру художницы.
Она написала больше автопротретов, чем любой художник между Дюрером и Рембрандтом, и именно эти, психологически глубокие, остро современные на вид автопрортреты и составили ее славу.
Необычно также и то, что ее уровень признавали и коллеги-мужчины, даже самые великие среди них. О ней одобрительно высказывался сам Микеланджело, к тому времени уже давно прославленный на весь мир. Мы знаем об этом, благодаря письму, написанному в 1557 году гордым отцом, в котором тот благодарит Микеланджело за благосклонный отзыв на картины дочери.
Ее отец, Амилькаре Ангиссола, был состоятельным аристократом из города Кремона. Он был вдовцом, имел шестерых дочерей и одного сына и всеми силами способствовал развитию музыкальных и художественных способностей своих детей. Он нанимал лучших учителей языков и литературы, а также обеспечил обучение детей игре на спинете - на одном из автопортретов Софонисба изобразила себя за игрой на этом музыкальном инструменте.
Софонисба, старшая из дочерей, вместе со своей младшей сестрой Еленой три года обучалась у художника по имени Бернардино Кампи, затем продолжила занятия у еще одного из кремонских мастеров. По окончанию обучения ей должно было быть около 18 лет. Точная дата рождения неизвестна. По датировкам ее картин исследователи определяют год ее рождения где-то между 1532 и 1535.
Слава молодой художницы, должно быть, быстро вышла за пределы родного города. Уже в 1559 году испанский король Фелипе II приглашает ее ко двору, в Мадрид.
Не менее десяти лет она пробыла в Испании, где писала портреты многочисленных членов королевской семьи. В это время появляются и работы на религиозную тематику, не дошедшие, однако, до нашего времени. Но подлинная ее сфера - портрет! Работа "Трое детей с собакой" (также известная, как "Дети семейства Гадди") относится к самым красивым изображениям детей, созданным в 16 веке.
С первого взгляда видно, что перед нами дети из одной семьи. Но, есмотря на фамильное сходство, трое детей изображены совершенно по-разному, что передает их индивидуальность. Дети не слишком симпатичны и не особенно милы, их лица ни в малейшей степени не идеализированы. Но они страшно полны жизни, даже спустя столько веков. Тебе уже кажется, что ты знаешь этих детей, и ты никогда их не забудишь, увидев однажды эту картину.
Ее пребывание в Испании заканчивается блестящей свадьбой, которую король и королева лично организовали для своей любимой и глубокоуважаемой художницы. Софонисба Ангиссола выходит замуж за сицилийского аристократа Фабрицио де Монкада, с которым отбывает в Палермо. Когда через несколько лет супруг умирает, Софонисба решает вернуться в родную Кремону. Во время морского путешествия из Палермо в Геную она знакомится с капитаном корабля Орацио Ломеллини и вскоре после прибытия в Геную выходит за него замуж. В то время ей уже около 50 лет. Долгое время она живет в Генуе и, даже в роли жены капитана, не прекращает заниматься живописью. Кажется, к концу жизни она снова осела в Палермо, где и умерла в 1625 году. За год до ее смерти здесь, в Палермо, ее посетил известный фламандский художник Антонис ван Дейк. В "Итальянском альбоме" он пишет: "Когда я писал ее портрет, она дала мне совет касательно света: он не должен слишком резко падать сверху, потому что иначе морщины на ее лице начнут отбрасывать чересчур контрастные тени. После этого она поведала мне несколько эпизодов из своей жизни, из которых следовало, что она по природе своей была превосходной художницей". На этой же странице видим набросок древней старухи, с подписью ван Дейка: "Портрет синьоры Ангиссола, нарисованный с натуры в Палермо 12 июля 1624, в возрасте 96 лет, все еще при отличной памяти, в бодром состоянии духа и приветливого поведения".
Возраст указан неточно. Возможно, Софонисба Ангиссола прибавила себе несколько лет. Согласно новейшим исследованиям, в тот год, когда ее посетил ван Дейк, ей было 90-92 года.
---
Мой перевод статьи из книги Готтфрида Зелло «Художницы четырех столетий» (Malerinnen aus vier Jahrhunderten, Gottfried Sello). К сожалению, в этой статье были некоторые неточности, которые мне пришлось сократить.
Хочу закончить статью картиной из собрания Государственного Эрмитажа:
Читайте также историю Исабель Валуа, Фелипе II и других членов испанской королевской семьи, которых Софонисба портретировала в течение 10 лет!
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день! В частности, цикл из трех публикаций о ван Дейке, упомянутом в этой статье: 1, 2, 3.