В нашей недавней поездке по Северной Руси мы посетили ряд интересных мест, связанных с традиционной тематикой ОС. Так, в Суздале мы почтили память моего любимого героя, земляка - Авеля Вещего. Как утверждает ряд источников, Авель был похоронен в той самой монастырской тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря, в которой он провел последние 15 лет своей жизни, как узник - ради своих пророчеств, и ради того, чтобы дать надежду нам с вами. Я недавно писал о жизни Авеля Вещего.
В 1826 году Авель снова был заточён - в одной из самых суровых монастырских тюрем, известной своим жестоким отношением к узникам. Спасо-Евфимиев монастырь упоминается в Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, где князь пишет царю: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». Вот, в одной из тесных подвальных келий этого монастыря, набитых узниками, и скончался Василий Васильев - Вещий Авель - 29 ноября 1841 года. По смерти русскому пророку оказали более чести, чем при жизни, и он, как утверждают, был погребён за алтарём монастырской тюремной Никольской церкви. (См. Крашенинникова Н. Н. Авель Прорицатель // Православная энциклопедия. — М., 2000.)
Впрочем, про такие вещи Иисус Христас сказал:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших." Евангелие от Матфея 23 глава.
Первоначально узников помещали в "больничный корпус", но так как его не хватало, а "еретиков" было много, то в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена.
В 1905-ом году Суздальская тюрьма была упразднена указом государя, но еще в 1907-ом году царская комиссия обнаружила, что в ней все еще содержатся узники. Кстати, когда узников прятали от царской комиссии, которую ожидали, их просто замуровывали. На смерть. Целыми камерами, целыми подвальными секциями. Что-то из этого обнаружила тогда же царская комиссия (позднее обнаружат еще больше). Виновные были тогда строго наказаны и тюрьма закрыта. Но ненадолго - уже в 1923г. большевики продолжили "старые добрые традиции" монахов и использовали монастырь в качестве тюрьмы стргого режима. Даже пыточные камеры, которые использовали монахи, обрели новую смертоносную жизнь с чекистами.
По-прежнему здесь неустанно боролись и расправлялись с диссидентами - на этот раз с теми, кто прежде расправлялся с предыдущим поколением диссидентов. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.
С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек).
Вообще, Спасо-Евфимиев монастырь (мужской монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви) потряс меня своим сходством с моим "родным" Тульским кремлем. Основан он был изначально не как монастырь, но как кремль, крепость, в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Расположенный в северной части Суздаля, на левом берегу реки Каменки, Кремль был призван защищать город от внешних врагов. Потом сделался монастырем и стал бороться с "врагами внутренними" - типа Авеля и прочих христианских "вольнодумцев".
А вообще Суздаль, хотя и маленький городок - но подчеркнуто царский, царственный. 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых его посещал император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. А близ восточной стены Спасо-Преображенского собора предположительно находится могила князя Дмитрия Пожарского - восстановителя русской монархии.
А во Владимире, например, мы проезжали мимо дома, в котором жил удивительный поэт, обладающий тонким пророческим видением, даром - Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942). Наряду со многими удивительными стихотворениями он написал и загадочное стихотворение Камень-Алатырь (написано в 1906 г.).
В этом стихотворении озаренный поэт говорит о том же, о чем мы говорим в целых циклах ОС - о Великой подводной Стене - Бел горюч Камне Алатыре. И о значимости этой Стены - в том числе и для будущего России. Ну, как все это может быть "совпадением"?
На море-Океане,
На острове Буяне,
Меж камней-богатырь
Есть Камень-Алатырь.
5 Он бел-горюч и ярок,
Неостудимо жарок.
Красив его изгиб,
Кипит тот Камень-кип.
Горит тот Камень-чудо,
10 Что лучше изумруда.
Он каждый миг — живой,
Тот Камень солнцевой.
Под Камнем тем сокрыта
Мечта, что не изжита.
15 Спеши к нему скорей,
Коснись до тайн морей.
Всё шире Море, шире.
На Камне-Алатыре
Сидит, в лучах горя,
20 Громовница-Заря.
Сидит Девица Красна,
Смеётся безучастно.
Смешинки Девы той —
Рассветы над водой.
25 А раз придёт охота,
Совсем тот смех без счёта, —
Смеяться так начнёт,
Что молния сверкнёт.
Всё звонче смех певучий,
30 Пожаром рдеют тучи.
Огниста Красота,
Светла её фата.
На море-Океане,
На острове Буяне,
35 Я Деву ту любил,
У ней в гостях я был.
Я был на этом Камне,
И заговор дала мне
Она, в Огне живом,
40 На Камне солнцевом.
О, заговор тот властный!
Он дан мне Девой страстной.
Всё покорю я с ней.
Гори, Огонь, сильней!
45 Лишь Камень кто изгложет,
Тот заговор мой сможет
Лишить его лучей.
Гори, Огонь, скорей!
Но Камень кто ж изгложет,
50 Кто пламень превозможет?
Привет сиянью дней.
Гори, Огонь, сильней!
Выводы ОС
Я надеюсь еще продолжить краткий "отчет" о нашем путешествии по Северной Руси. А что касается Камня Алатыря, о котором пишет Бальмонт, то его уж точно никто не превозможет. А этот Камень, когда будет явлен народу, откроет новую Эпоху - Белого царя. Дева Красна, о которой пишет Бальмонт - это Новая Святая Русь.