Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Фантастику в СССР запрещали два раза – в середине 30-х и в середине 60-х. А 1920-е и 1950-е были ее расцветом

Советская фантастика прошла трудный путь длиной в 7 десятилетий. И только в самом начале пути и после смерти Сталина она могла развиваться настолько бурно, что стала буквально всемирным явлением. В статье приводятся некоторые наиболее показательные моменты цензуры фантастики в СССР.

Иллюстрированная идеология советской фантастики после введения цензуры в 30-х и 60-х
Иллюстрированная идеология советской фантастики после введения цензуры в 30-х и 60-х

До начала 1930-х годов фантастика в СССР существовала достаточно вольготно. Именно в 20-е годы появились такие профессиональные советские фантасты, как Александр Беляев, Александр Грин, Владимир Орловский, Всеволод Валюсинский, Юрий Смолич, да и многие не фантасты писали довольно качественную фантастику, вспомним того же Алексея Толстого с его «Аэлитой» и «Гиперболоидом инженера Гарина».

Конечно, литературные цензоры появились сразу же после революции, но они контролировали писателей только на предмет недопущения разглашения военной и государственной тайны, а также «заворачивали» откровенную антисоветчину. А так, если эти три условия соблюдались, автор мог писать в своей книге что угодно и как угодно.

Правда, в те времена мало кто из профессиональных писателей соблазнялся фантастикой – были и другие, гораздо более «хлебные» темы. Потому из тех лет до нас дошли только Александр Беляев, который разрабатывал фантастику научную, но пропагандировал не советские научные идеи, а зарубежные, да Александр Грин - законченный романтик, склонный к мистике и даже магии.

То же самое можно сказать и об остальных тогдашних советских фантастах – никаких особых требований, помимо озвученных выше, им Советской властью не предъявлялось. Пиши что хочешь, только сильно не завирайся, так сказать.

Одни из центральных советских фантастических романов 20-х
Одни из центральных советских фантастических романов 20-х

Однако начиная с 1934 года, когда прошёл Первый Всесоюзный съезд писателей, и на нем, среди прочего, обсудили и фантастику, ей была поставлена конкретная задача - популяризация научно-технических достижений исключительно советских, а целевой аудиторией новой советской фантастики должно стать юношество. Шаг влево или шаг вправо для любого автора мог стать просто фатальным.

При таких жёстких установках «партии и правительства» могла существовать только «твёрдая» НФ для детей и подростков. Соответственно, всякая иная фантастика, будь то мистика, магия, фэнтези, альтернативная история, социально-психологическая и философская фантастика, даже простая космическая опера, оказалась от печати отрезана намертво. Развитием жанра занялись в основном издательства детской литературы и периодики, и в таких условиях даже Алексею Толстому, несмотря на его довольно большой вес в литературной и издательской среде, пришлось переделать свои романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» под «юношеский» формат.

Ко второй половине 1930-х годов система советской цензуры в стране сложилась окончательно, и фантастика стала контролироваться так же жестко, как и основная литература, приравненная к ней «на общих основаниях». Фантаст Александр Беляев жаловался в 1938 году: «Существовала тенденция излишнего «утилитаризма». Научная фантастика низводилась на степень «занимательной науки», превращалась в весьма незанимательные научные трактаты в форме диалогов...».

Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) на пике своей творческой карьеры
Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) на пике своей творческой карьеры

Но делать было нечего, и Беляеву пришлось все же сменить географию и топографию своих фантастических сюжетов, и очень сильно пересмотреть идеологию. Правда, сделал он это не сразу, и это ему тут же откликнулось – его отказались печатать. Вот так и появились романы «Воздушный корабль», «Чудесное око», «Звезда КЭЦ» на тему прославления советской действительности, которые хоть и были хороши сами по себе, но не шли ни в какое сравнение с такой беляевской классикой, как «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды» или «Остров Погибших Кораблей»…

И это продолжалось целых 20 лет.

Однако после смерти Сталина, когда началась «хрущевская оттепель», для советской фантастики снова наступили «хлебные» времена, не такие, конечно, вольные, как в 20-х, тем не менее, по мере увольнения старых редакторов, выполнявших роль цензоров, и обновления и омоложения редакторского состава, советская фантастика начала фонтанировать новыми идеями, совершенно разнообразными. Конечно, редакторская цензура оставалась, но тут уже все зависело от личности самого редактора, потому что в высшем и даже среднем руководстве, в отличие от прошлых времен, на фантастику обращали мало внимания, снова отделив этот жанр от основной литературы.

Впрочем, кое-какие, хотя и чисто формальные ограничения оставались. Например, в конце 1950-х годов поступил политический заказ на полномасштабную коммунистическую утопию, и подобным произведениям отдавался наивысший приоритет.

Но даже несмотря на это, советская фантастика начала расцветать. Наряду с успешно перестроившимися «сталинскими конъюнктурщиками» в лице В. Немцова, А. Казанцева, В. Владко, Г. Гребнева и многих другими, появились талантливые авторы, которые мгновенно завоевали признание массового читателя: Иван Ефремов, Георгий Мартынов, Георгий Гуревич, Анатолий Днепров, Виктор Сапарин, Михаил Емцев, Еремей Парнов, Владимир Михайлов, Генрих Альтов, Ариадна Громова и, конечно, братья Аркадий и Борис Стругацкие.

Но, поскольку утопия требовала большей социально-психологической глубины, чем познавательная фантастика для юношества, многие авторы рано или поздно приходили к философским или идейным обобщениям, которые шли вразрез с партийными установками. Но в этот период вышло поистине огромное множество фантастических произведений самых разных направлений, которые даже сегодня выглядят вполне современно, потому что многие из них начисто лишены всей пропагандистской шелухи. Наряду с космической усиленно развивалась приключенческая фантастика, историческая, военная, шпионская и даже детективная. Это было счастливое для фантастов десятилетие, такое же счастливое оно было и для потребителей их довольно качественного, буквально на мировом уровне, продукта.

Однако с уходом Хрущева снова все начало меняться в худшую сторону, как и в 30-х. Власти очень быстро разглядели опасность, и уже у 1966 году приняли меры. В этом для них была неоценимая помощь услужливых критиков, в числе которых было немало и бывших «сталинских» фантастов, почуявших новый крен в политике партийного руководства и выгоду лично для себя и для развития своих собственных идей и взглядов.

Например, на «ошибки» нового поколения указал в статье для «Известий» классик фантастики «ближнего прицела» Владимир Немцов. В марте Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС выпустил записку, где подробно разбирались тексты Стругацких «Попытка к бегству» (1962 г.), «Трудно быть богом» (1964 г.) и «Хищные вещи века» (1965 г.). Их охарактеризовали как идейно чуждые, идеалистические, пессимистические и даже враждебные.

Аркадий и Борис Стругацкие в 60-е годы
Аркадий и Борис Стругацкие в 60-е годы

По итогам обсуждения чиновники решили «повысить требовательность к научно-фантастической литературе, поддерживать всё подлинно талантливое и не допускать выпуска неполноценных в идейно-художественном отношении, халтурных произведений». Стругацкие быстро почувствовали это на себе: подготовка их новых книг к печати была приостановлена, хотя для уже опубликованных все сошло гладко, и никаких ограничений на их издания не было наложено.

С этого момента Стругацким с редакторской цензурой приходилось сталкиваться постоянно. Редакторы журналов и издательств очень старательно вычищали не только серьезные нарушения, но и мелкие - ругательства, упоминания алкоголя, всякие политические аллюзии и любые намёки не только на эротику, но и на признаки не укладывающегося в рамки социалистического сожительства интима.

Часто доходило просто до абсурда – например, роман «Обитаемый остров», написанный Стругацкими в 1969 году, был остановлен на этапе подготовки к печати в издательстве «Детская литература», и правку в него вносили целых два года! Поменялись имена персонажей, логика некоторых их действий, атрибутика инопланетного мира - всего редакторы внесли почти 900 правок!

Одна из правок привела братьев в самое настоящее недоумение: в сцене полицейского налёта легионерам планеты Саракш помогает дворник. Дворника потребовали заменить на привратника, а кошку, которая метнулась из-под ног легионеров, редактор потребовал убрать вообще. Аркадию Стругацкому стало интересно, что криминального нашли в кошке, и он услышал: «Откуда кошка на другой планете?!»…

Впоследствии Стругацкие рассказывали эту историю как анекдот, но в то время им было вовсе не до смеха - за них взялись всерьёз. В 1967 году они закончили повесть «Гадкие лебеди» и предложили её издательству «Молодая гвардия», но получили отказ. Поскольку больше никуда пристроить повесть не получалось, она попала в самиздат, её копии даже продавались на чёрном рынке.

В ноябре 1972 года стало известно, что «Гадкие лебеди» опубликовало мюнхенское издательство «Посев». Стругацким пришлось выступить с осуждением заграничной публикации, однако повесть попала в чёрный список и дошла до советского читателя под названием «Время дождя» только лишь в 1987 году.

Слева - повесть "Гадкие лебеди", вышедшая в ФРГ, в Франкфурте-на-Майне, издательство Possev, 1972 г. Справа - сборник "Улитка на склоне", в который вошла и повесть "Сказка о Тройке", книга издана там же
Слева - повесть "Гадкие лебеди", вышедшая в ФРГ, в Франкфурте-на-Майне, издательство Possev, 1972 г. Справа - сборник "Улитка на склоне", в который вошла и повесть "Сказка о Тройке", книга издана там же

Ещё гораздо более серьёзные «оргвыводы» были сделаны после публикации едко-сатирической повести «Сказка о Тройке» в иркутском альманахе «Ангара» (1968 г.). Местные цензурные работники объявили её «идейно ущербной».

В докладной записке Отдела пропаганды и агитации Иркутского Обкома КПСС сообщалось: «Под предлогом фантастического сюжета авторы повести широко используют средства иносказания и в нарочито искажённом виде представляют советское общество... Буквально в каждой фразе они оставляют следы своего скептицизма, охаивания науки и философии. Прячась за складки пышной мантии фантастики, авторы представляют советский народ утратившим коммунистические идеалы... Повесть стала пасквилем...».

Повесть "Сказка о Тройке" впервые вышла в СССР в двух номерах журнала "Ангара" в 1968 году, а затем, после разгрома, - в ФРГ, в журнале "Грани" в 1970-м
Повесть "Сказка о Тройке" впервые вышла в СССР в двух номерах журнала "Ангара" в 1968 году, а затем, после разгрома, - в ФРГ, в журнале "Грани" в 1970-м

Подробности дошли до высших партийных идеологов, которые велели уволить главного редактора альманаха, обновить состав редколлегии, а злополучные номера с повестью изъять в спецхраны.

Вскоре «Сказка о Тройке» появилась в эмигрантском журнале «Грани», и авторам снова пришлось оправдываться перед властями: мол, они не давали разрешения на публикацию за рубежом.

Очень интересно высказался Лев Вежинов, один из критиков 80-х, заявивший о том, что Стругацкие со своими «многозначительными» произведениями просто «опоздали к поезду», то есть, не поспели к «закручиванию гаек». Если бы они не потратили первые 10 лет на всякие исследования коммунистического будущего («Страна багровых туч», «Возвращение», «Далекая радуга» и др.), а сразу начали писать то, что им было впоследствии запрещено, то ни «Гадкие лебеди», ни «Сказка о Тройке» не получили бы никаких проблем с редакторами. Ведь не получили проблем не менее «проблемные» повести «Понедельник начинается в субботу», «Попытка к бегству», «Хищные вещи века», не менее подозрительные для поздней цензуры. И издавались они регулярно без всяких правок и запретов, причем не только в СССР, но и за рубежом, причем без всяких для Стругацких неприятных последствий.

…Тем временем тучи над советской фантастикой сгущались все больше и больше. Летом 1974 года в издательстве «Молодая гвардия», где выходили фантастические новинки, начался разгром «чересчур либеральной» редакции. На редакторское место писателя-фантаста Сергея Жемайтиса, много сделавшего для жанра, пришёл его коллега Юрий Медведев, задачей которого было вернуть фантастику в «верное идеологическое русло».

Сначала началась «зачистка» сотрудников. Затем с редакцией порвали крупнейшие писатели Владимир Савченко и Кир Булычёв. Несколько лет пролежали без движения сборники Дмитрия Биленкина «Снега Олимпа» и братьев Стругацких «Неназначенные встречи». Ежегодные сборники «Фантастика» стали выходить нерегулярно. Только когда Медведева наконец-то сменил Владимир Щербаков, редакции удалось возобновить прежние объёмы выпуска новинок, но качество текстов заметно упало, потому что цензура все же никуда не делась, а Медведев старался совать палки в колеса новой редакции даже будучи от нее на расстоянии.

Так выглядела "Библиотека советской фантастики" в лучшие свои времена
Так выглядела "Библиотека советской фантастики" в лучшие свои времена

Тотальный контроль государства над печатным словом снова, как и в 1930-40-х, продолжался 20 лет и стал ослабевать только в 1987 году, когда ЦК КПСС запретил Главлиту вмешиваться в «политико-идеологическое содержание публикуемых материалов». Вскоре советский читатель смог ознакомиться не только с шедеврами западных классиков, но и с новинками отечественных писателей, которые годами дожидались публикации. В ноябре 1991 года Главлит был ликвидирован, цензура отменена, а система «спецхранов» расформирована.

«Министерство правды», подавлявшее всякое инакомыслие, прекратило существование, и в стране начало издаваться все, что за последние 60 лет в СССР не могло издаваться не только «по случаю», но и по определению. Правда, многие имена старых советских фантастов были утеряны, современному читателю даже сегодня неизвестны их произведения. Да и читательский спрос после 1991 года заметно упал, а тиражи вместо многосоттысячных превратились в еле заметные ручейки.

Но не бывает худа без добра, и сегодня абсолютно всё, что в СССР не издавалось из-за цензуры, сегодня можно найти в Интернете.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Почему на самом деле был запрещен в начале 70-х знаменитый роман Ивана Ефремова «Час Быка»?

Почему некоторые книги Александра Беляева при его жизни впервые были изданы только на украинском языке?

Первая 5-ка лучших творцов «золотого века» советской научной фантастики, охватившего 1920-60-е годы

В каждом новом периоде творчества Михаила Булгакова ему доставалась новая жена

В начале 1942 года в Ленинграде по одной и той же причине погибли три отца-основателя советской фантастики. Странное совпадение