Найти тему
Русская и мировая живопись

Занимательные сюжеты жанровых картин художника Сергея Ивановича Грибкова.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) вошёл в историю отечественной живописи как художник бытового жанра. Его творчество мало изучено, хотя оно оставило неизгладимый след в истории русского искусства.

Сергей Иванович Грибков, "У колыбели", 1889 г. масло на холсте, Елецкий городской краеведческий музей
Сергей Иванович Грибков, "У колыбели", 1889 г. масло на холсте, Елецкий городской краеведческий музей
Сергей Иванович Грибков, «В церкви», 1860-е
Сергей Иванович Грибков, «В церкви», 1860-е
Сергей Иванович Грибков, "Благословение свадьбы", 1886. Художественный музей Алтайского края, Барнаул, Россия
Сергей Иванович Грибков, "Благословение свадьбы", 1886. Художественный музей Алтайского края, Барнаул, Россия

Грибков родился в 1820 году и происходил из мещан г.Касимова, Рязанской губернии. Его отец был мелким торговцем, состоял в касимовском купеческом обществе. О юношеских годах Грибкова не сохранилось каких-либо сведений. Известно, что Грибков поступил в Московское Училище живописи и ваяния в 1844 году, где регулярно посещал классы. Результаты его упорной работы обнаружились в 1850, когда он уже учился у Аполлона Мокрицкого. На ученической выставке привлекла внимание голова турка его кисти. Н.А.Рамазанов писал в "Москвитянине": "Так же отличаются естественностью и силою... голова турка работы Грибкова. Он пошел на правду в живописи, а с этим направлением можно достигнуть много хорошего".

На этой выставке появился ряд других произведений кисти Грибкова, простых и скромных, но занимательных по сюжету работ: "Девушка с голубком", "Прачка", "Мальчик с клеткой", "Женщина у колодезя", "Школьник с собакою".

Небольшие картинки Грибкова были новым словом в этот период развития жанровой живописи. Они были полностью освобождены от парадности и статичности. Сама динамика повседневной окружающей жизни явилась общим выражением картин Грибкова.

С.И.Грибков,  "Мальчик с клеткой", фото
С.И.Грибков, "Мальчик с клеткой", фото

Сохранилась маленькая, овальной формы, написанная на картоне картинка с изображением мальчика с клеткой (Частное собрание). Я нашёл только её черно-белое фото. Изображён погрудно деревенский мальчик, стоящий в фас. В изображении мальчика нет никакой идеализации. Он изображен в кульминационный момент, когда по-видимому он только что неосторожно выпустил вторую птичку из клетки, улетевшую на свободу, - руки судорожно рванулись вперёд, рот приоткрыт от неожиданности, взгляд устремлен туда, где птичка поднимается в небеса. Художник передаёт динамику чувств мальчика - от легкого испуга, выраженного в руках, до печального созерцания, выраженного в глазах. Колористическое описание картины "Мальчик с клеткой" М.И.Горелова: "...в строгой зеленовато-коричневой гамме (картина), с которой умело увязано лицо изображенного. Колорит при цветовой монохромии показывает мастерские градации и переходы. Игра зеленых теней на розовато-охристом лице заставляет верить, что мальчик находится в чаще зелени, через которую падает рассеянный солнечный свет". Картина "Мальчик с клеткой" свидетельствоюует о влиянии на молодого художника творчества Венецианова, у которого учился его учитель Мокрицкий, что и определило основное направление его творческого пути, весь его творческий путь.

С.И.ГрибковБоярская дочь у пруда, 1884  масло на холсте. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, Саранск, Россия
С.И.ГрибковБоярская дочь у пруда, 1884 масло на холсте. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, Саранск, Россия

С.И.Грибков"Дама с маской", 1890-е. Холст, масло, 58×49 см. Вятский художественный музей, Киров
С.И.Грибков"Дама с маской", 1890-е. Холст, масло, 58×49 см. Вятский художественный музей, Киров

С.И.Грибков, «Перед свадьбой», 1872, х.м. Тамбовская областная картинная галерея
С.И.Грибков, «Перед свадьбой», 1872, х.м. Тамбовская областная картинная галерея

В начале 1852 года Грибков уехал в Петербург, где занимался в Эрмитаже.

В том же году за женский портрет "Молящаяся монахиня " (ГРМ) он получает звание внеклассного художника по исторической живописи.

По окончании Училища Грибков остался при Училище ещё на четыре года и ушёл из него лишь в 1856 году.

Сюжеты его жанровых картин отличаются не только большой занимательностью, лёгким юмором, но и активностью действующих лиц.

С.И.Грибков, «Крестьянин, стригущий овцу», 1852, Третьяковская галерея
С.И.Грибков, «Крестьянин, стригущий овцу», 1852, Третьяковская галерея

Вот описание картины "Крестьянин, стригущий овцу" сделанное Рамазановым в журнале "Москвитянин":

"Картина... изображает жизнь крестьянской семьи, которая отдана тяжелым занятием - и всё это естественно, без натяжек, и полно интереса, начиная с молодухи до старухи, сливающей молоко; от крестьянина, стригущего овцу до девушки, дающей корм корове, от мальчика на полу до барашка, который резвясь, опрокинул корытце с водою. И солнце освещает эти группы, что в картине всё принимает вид тёплый, приветливый - только... что зелень, видная в дверь, невыносимо ярка. Спаси Бог Грибкова от заразы писать зелень, уподобляющуюся яркостью своей малахиту, что нередко бывает с чересчур жаркими поклонниками блестящего колорита".

По-видимому действительность представлялась художнику в непрерывной смене впечатлений, которую зритель воспринимает не только как игру красок природы, но и как трепет человеческой жизни.

Сергей Иванович Грибков «Девушка у колодца», 1855, х.м. Третьяковская галерея
Сергей Иванович Грибков «Девушка у колодца», 1855, х.м. Третьяковская галерея

В картине "Девушка у колодца" поколенный портрет девушки красиво вписан в овал и ярко выделяется светлым пятном на фоне тёмной зелени. Девушка одета в нарядный сарафан, на шее бусы, в ушах серьги. Левой рукой она опирается о старый колодец, правой загораживает глаза от яркого солнца и всматриватся вдаль. Это невеста, надевшая свой лучший наряд, пришедшая на свидание и ожидающая своего жениха. В этом произведении слились нарядность и предельная скромность, простота и внутреннее благородство образа.

Грибков не обладал такой глубиной постижения жизненой драмы как Федотов. Он часто обращался к литературным произведениям, ища в них сюжеты для своих картин.

Сергей Иванович Грибков «Кот и повар», 1854
Сергей Иванович Грибков «Кот и повар», 1854

Отзыв на картину "Кот и повор" Н.А Рамазанова:"Состав картины... вполне хорош... Видно, что он очень бережно и тщательно обходился со всеми предметами, вошедшими в его картину; а такие приемы при его способности сочинять, могут быть верною порукою в полных успехах его кисти в будущем". Умение сочинять и стремление к юмору - две черты таланта, которые определили Грибкову видное место среди художников критического реализма 1860-х годов.

С.И.Грибков Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (по повести Николая Гоголя), 1864 г. Русский музей
С.И.Грибков Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (по повести Николая Гоголя), 1864 г. Русский музей

Расцвет творчества Грибкова приходится на 60-е годы. Картина "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем" с одной стороны придерживается гоголевского текста, а с другой создаёт оригинальный художественный образ. Художник подаёт двух героев в резком контрасте. Юркий и вертлявый Иван Иванович с головой в виде "редьки хвостом вниз" противостоит обнаженному, тучному и неповоротливому Ивану Никифоровичу с головой в виде "редьки хвостом вверх ". Иван Никифорович не может вымолвить слова, но медленно сжимает кулаки для того, чтобы не спеша пустить их в ход. Разъединяющая их неприязнь выражается в глазах и позах. Фигура крепостной в белой рубахе и коричневой юбке выдвинута на первый план. Темный силуэт мальчика сливается с фоном. В отворенную дверь виден незатейливый пейзаж. Маленький уголок неба над избушкой, из которой вьется дымок. Белье, развешенное во дворе, перекликается по цвету с розоватой тканью висящей на двери. В складках этой ткани играет множество оттенков. Контрасты света и тени достигают главной силы звучания на человеческих фигурах, что позволяет художнику заострить внимание зрителя на изображенных людях.

Кроме жанра художник писал и портреты.

С.И.Грибков. Портрет Николая Григорьевича Рубинштейна, 1870-е
С.И.Грибков. Портрет Николая Григорьевича Рубинштейна, 1870-е

В 70-е годы Грибков исполняет картины "Семейство Годуновых", "Марина Мнишек".

Сергей Иванович Грибков Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха, 1876
Сергей Иванович Грибков Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха, 1876

Сергей Иванович Грибков 
«Ксения Годунова», 1876
Тверская картинная галерея
Сергей Иванович Грибков «Ксения Годунова», 1876 Тверская картинная галерея

Позднее художник отходит от литературных и исторических сюжетов и всецело посвящает себя бытовой живописи.

С.И.Грибков«В лавке», 1882
С.И.Грибков«В лавке», 1882

С.И.Грибков. "Водовоз", 1873
С.И.Грибков. "Водовоз", 1873

С.И.Грибков. «Прятки», 1893
С.И.Грибков. «Прятки», 1893

Последние шесть лет жизни Грибков занят росписями церковных интерьеров в Москве, Гурзуфе, Курске.

Грибков был скромным, отзывчивым человеком. Вся его жизнь прошла в тесном общении с группой ближайших друзей-художников. Особенно дружеские отношения сложились у Грибкова с А.К.Саврасовым. Самая нежная дружба связывала обоих художников до конца жизни Грибкова.

С.И.Грибков. "Дедушкин фрак"
С.И.Грибков. "Дедушкин фрак"

С. И. Грибков. "Молодая монахиня во время молитвы", 1852
С. И. Грибков. "Молодая монахиня во время молитвы", 1852

Сергей Иванович Грибков. "Гадание", 1886
Сергей Иванович Грибков. "Гадание", 1886

Грибков был прирожденным педагогом и имел своих учеников, которые обучались у него на дому. В последние годы своей жизни Грибков находился в крайне тяжёлом материальном положении и умер в крайней нужде. Расходы по его похоронам приняли на себя его знакомые. Похороны состоялись на Даниловском кладбище в Москве.

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц