Сергей Иванович Грибков (1822-1893) вошёл в историю отечественной живописи как художник бытового жанра. Его творчество мало изучено, хотя оно оставило неизгладимый след в истории русского искусства.
Грибков родился в 1820 году и происходил из мещан г.Касимова, Рязанской губернии. Его отец был мелким торговцем, состоял в касимовском купеческом обществе. О юношеских годах Грибкова не сохранилось каких-либо сведений. Известно, что Грибков поступил в Московское Училище живописи и ваяния в 1844 году, где регулярно посещал классы. Результаты его упорной работы обнаружились в 1850, когда он уже учился у Аполлона Мокрицкого. На ученической выставке привлекла внимание голова турка его кисти. Н.А.Рамазанов писал в "Москвитянине": "Так же отличаются естественностью и силою... голова турка работы Грибкова. Он пошел на правду в живописи, а с этим направлением можно достигнуть много хорошего".
На этой выставке появился ряд других произведений кисти Грибкова, простых и скромных, но занимательных по сюжету работ: "Девушка с голубком", "Прачка", "Мальчик с клеткой", "Женщина у колодезя", "Школьник с собакою".
Небольшие картинки Грибкова были новым словом в этот период развития жанровой живописи. Они были полностью освобождены от парадности и статичности. Сама динамика повседневной окружающей жизни явилась общим выражением картин Грибкова.
Сохранилась маленькая, овальной формы, написанная на картоне картинка с изображением мальчика с клеткой (Частное собрание). Я нашёл только её черно-белое фото. Изображён погрудно деревенский мальчик, стоящий в фас. В изображении мальчика нет никакой идеализации. Он изображен в кульминационный момент, когда по-видимому он только что неосторожно выпустил вторую птичку из клетки, улетевшую на свободу, - руки судорожно рванулись вперёд, рот приоткрыт от неожиданности, взгляд устремлен туда, где птичка поднимается в небеса. Художник передаёт динамику чувств мальчика - от легкого испуга, выраженного в руках, до печального созерцания, выраженного в глазах. Колористическое описание картины "Мальчик с клеткой" М.И.Горелова: "...в строгой зеленовато-коричневой гамме (картина), с которой умело увязано лицо изображенного. Колорит при цветовой монохромии показывает мастерские градации и переходы. Игра зеленых теней на розовато-охристом лице заставляет верить, что мальчик находится в чаще зелени, через которую падает рассеянный солнечный свет". Картина "Мальчик с клеткой" свидетельствоюует о влиянии на молодого художника творчества Венецианова, у которого учился его учитель Мокрицкий, что и определило основное направление его творческого пути, весь его творческий путь.
В начале 1852 года Грибков уехал в Петербург, где занимался в Эрмитаже.
В том же году за женский портрет "Молящаяся монахиня " (ГРМ) он получает звание внеклассного художника по исторической живописи.
По окончании Училища Грибков остался при Училище ещё на четыре года и ушёл из него лишь в 1856 году.
Сюжеты его жанровых картин отличаются не только большой занимательностью, лёгким юмором, но и активностью действующих лиц.
Вот описание картины "Крестьянин, стригущий овцу" сделанное Рамазановым в журнале "Москвитянин":
"Картина... изображает жизнь крестьянской семьи, которая отдана тяжелым занятием - и всё это естественно, без натяжек, и полно интереса, начиная с молодухи до старухи, сливающей молоко; от крестьянина, стригущего овцу до девушки, дающей корм корове, от мальчика на полу до барашка, который резвясь, опрокинул корытце с водою. И солнце освещает эти группы, что в картине всё принимает вид тёплый, приветливый - только... что зелень, видная в дверь, невыносимо ярка. Спаси Бог Грибкова от заразы писать зелень, уподобляющуюся яркостью своей малахиту, что нередко бывает с чересчур жаркими поклонниками блестящего колорита".
По-видимому действительность представлялась художнику в непрерывной смене впечатлений, которую зритель воспринимает не только как игру красок природы, но и как трепет человеческой жизни.
В картине "Девушка у колодца" поколенный портрет девушки красиво вписан в овал и ярко выделяется светлым пятном на фоне тёмной зелени. Девушка одета в нарядный сарафан, на шее бусы, в ушах серьги. Левой рукой она опирается о старый колодец, правой загораживает глаза от яркого солнца и всматриватся вдаль. Это невеста, надевшая свой лучший наряд, пришедшая на свидание и ожидающая своего жениха. В этом произведении слились нарядность и предельная скромность, простота и внутреннее благородство образа.
Грибков не обладал такой глубиной постижения жизненой драмы как Федотов. Он часто обращался к литературным произведениям, ища в них сюжеты для своих картин.
Отзыв на картину "Кот и повор" Н.А Рамазанова:"Состав картины... вполне хорош... Видно, что он очень бережно и тщательно обходился со всеми предметами, вошедшими в его картину; а такие приемы при его способности сочинять, могут быть верною порукою в полных успехах его кисти в будущем". Умение сочинять и стремление к юмору - две черты таланта, которые определили Грибкову видное место среди художников критического реализма 1860-х годов.
Расцвет творчества Грибкова приходится на 60-е годы. Картина "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем" с одной стороны придерживается гоголевского текста, а с другой создаёт оригинальный художественный образ. Художник подаёт двух героев в резком контрасте. Юркий и вертлявый Иван Иванович с головой в виде "редьки хвостом вниз" противостоит обнаженному, тучному и неповоротливому Ивану Никифоровичу с головой в виде "редьки хвостом вверх ". Иван Никифорович не может вымолвить слова, но медленно сжимает кулаки для того, чтобы не спеша пустить их в ход. Разъединяющая их неприязнь выражается в глазах и позах. Фигура крепостной в белой рубахе и коричневой юбке выдвинута на первый план. Темный силуэт мальчика сливается с фоном. В отворенную дверь виден незатейливый пейзаж. Маленький уголок неба над избушкой, из которой вьется дымок. Белье, развешенное во дворе, перекликается по цвету с розоватой тканью висящей на двери. В складках этой ткани играет множество оттенков. Контрасты света и тени достигают главной силы звучания на человеческих фигурах, что позволяет художнику заострить внимание зрителя на изображенных людях.
Кроме жанра художник писал и портреты.
В 70-е годы Грибков исполняет картины "Семейство Годуновых", "Марина Мнишек".
Позднее художник отходит от литературных и исторических сюжетов и всецело посвящает себя бытовой живописи.
Последние шесть лет жизни Грибков занят росписями церковных интерьеров в Москве, Гурзуфе, Курске.
Грибков был скромным, отзывчивым человеком. Вся его жизнь прошла в тесном общении с группой ближайших друзей-художников. Особенно дружеские отношения сложились у Грибкова с А.К.Саврасовым. Самая нежная дружба связывала обоих художников до конца жизни Грибкова.
Грибков был прирожденным педагогом и имел своих учеников, которые обучались у него на дому. В последние годы своей жизни Грибков находился в крайне тяжёлом материальном положении и умер в крайней нужде. Расходы по его похоронам приняли на себя его знакомые. Похороны состоялись на Даниловском кладбище в Москве.
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.