Найти тему
Социо

Вечные «Челюсти». Почему полувековой фильм навсегда останется эталоном своего жанра

Оглавление

Фильм «Челюсти» близок к своему 50-летию. По сравнению с современными фильмами на аналогичную тематику «Челюсти» выглядят безнадежно устаревшей картиной.

И даже немного смешной, особенно в тех моментах, когда в нападающей акуле явно проглядывают следы механической конструкции.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

Но «Челюсти» - это то «старое», что есть в каждом «новом». Именно «Челюсти» создали те эталоны, которым следует режиссура всех триллеров и катастроф о противостоянии человека и природы в ее живых и неживых проявлениях.

Итак, перечислим те «старенькие» приемы, которые используется по сей день в суперновейших фильмах.

Многолюдное мероприятие

В фильме «Челюсти» - это День независимости и парусная регата.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

Праздник по сей день остается самым популярным способом собрать множество людей. Как варианты – фестиваль, масштабное собрание, экскурсия, экспедиция.

Кадр из фильма "Мир Юрского периода", 2015
Кадр из фильма "Мир Юрского периода", 2015

Общее настроение – расслабленное или увлеченное, при котором хочется от всего, что мешает, отмахнуться.

Без этого эталона не создать нужный психологический накал из паники, неразберихи и многоголосого крика.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Пик Данте", 1997
Кадр из фильма "Пик Данте", 1997

Опять же множество людей дает нападающему монстру или природному катаклизму показательно расправляться с беззащитными многочисленными участниками мероприятия.

Кадр из фильма "Акула Юрского периода", 2003
Кадр из фильма "Акула Юрского периода", 2003

А будет их мало – с кем расправляться? Пару раз куснул, обжег, завалил и фильму конец? Так не интересно!

Некто упрямый

В фильме «Челюсти» - это мэр прибрежного городка.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

В этом эталоне мэр по сей день остается самым популярным вариантом. Ну, от кого еще может зависеть множество людей? Разве что от некомпетентного начальника, и этот вариант тоже активно применяется.

Как правило, эти упрямцы ни какую не хотят верить в реальность опасности.

Кадр из фильма "Пик Данте", 1997
Кадр из фильма "Пик Данте", 1997

Все предупреждения отводит своими надуманными доводами: люди ждут праздника, землетрясение было 100 лет назад, вулкан крепко спит, птицы живут в лесу, акулы уплыли позавчера.

Именно эти упрямцы провоцируют катастрофу, которая ближе к своему концу их самих по-разному «поглощает» - проглатывает, перекусывает пополам, заваливает, уносит, сбрасывает, утягивает в пучину.

Что ж, виновный должен понести наказание. Это справедливо.

Отважный одиночка

В фильме «Челюсти» - это ученый-океанолог.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

Отважный одиночка и есть главный герой. Он эталонно появляется как бы невзначай – недавно приехал, был рядом, но занимался чем-то другим, да и просто либо в гости приехал, либо мимо проезжал.

Герой сразу понимает, что к чему и что за чем. Иногда случайно, иногда нет он – профессионал в том, что представляет опасность – акуловед, крокодиловед, динозавровед. Или спасатель, или из «морских котиков», или просто знаток местной флоры и фауны, при этом крепкий парень.

Кадр из фильма "Мир Юрского периода", 2015
Кадр из фильма "Мир Юрского периода", 2015

Интуитивно или профессионально он все предвидит. Напоровшись на упертость начальника, самостоятельно пытается предотвратить катастрофу и предупредить людей об опасности.

Единомышленники отважного одиночки

В фильме «Челюсти» - это местный шериф и ветеран войны

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

Как без помощников? Никак! Кто-то должен смотреть вдаль, кто-то управлять лодкой, яхтой, машиной, тягачом, кто-то готовить средство поражения для монстра или координировать план спасения от стихии.

Кто-то отдать жизнь во спасение других жизней, что обязательно добавляет главному герою мотивации. Среди помощников не редкость красивая девушка. Но бывает и без нее.

Победа из почти поражений

В фильме «Челюсти» - это врыв кислородного баллона в пасти акулы.

Кадр из фильма "Челюсти", 1975
Кадр из фильма "Челюсти", 1975

Самый зрелищной эталон. И самый переживательный. Вот герой почти в пасти морского монстра, но нет, выплывает между зубами. Вот огненная лава подпаливает пятки и в этот момент так удачно подворачивается заброшенный тоннель.

Вот динозавр уже капает слюной, чувствуя запах вкусной плоти, но рано, рано разинула пасть зверюга. Баллон с бензином оказался точно под рукой и перебил чудовищу весь аппетит.

Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993
Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993

И так не единожды, не дважды, а трижды и более. Напаряженность растет и вот, наконец, он - грандиозный финал из сообразительности героя, ловкости его рук, меткости глаза и горючей смеси. Это для монстров.

Для природных катаклизмов – с трудом добытое спасательное средство, выносящее героев на твердые поверхности.

Кадр из фильма "Пик Данте", 1997
Кадр из фильма "Пик Данте", 1997

Можно, конечно, подшучивать и иронизировать над шаблонностью жанровых фильмов в духе «Челюстей», но без них они потеряют свою интригу, свою нереальность и зрелищность, за что мы их и любим.

И задали эти каноны «Челюсти», за что и получили звание фильма – классики, вошли в историю кинематографа и стали родоначальником нового жанра – блокбастера.

Кадр из фильма "Конг: остров черепа!", 2017
Кадр из фильма "Конг: остров черепа!", 2017

А что касается шаблонов, ничто не мешает сценаристам и режиссерам «раскрасить» их своим воображением. Главное, чтобы оно было, иначе вместо зрелищного и увлекательного фильма получится скучная шаблонная история, финал которой ясен со второй минуты.

Интересно читать? Подписывайтесь на канал и читайте дальше. Спасибо!