Фильм «Челюсти» близок к своему 50-летию. По сравнению с современными фильмами на аналогичную тематику «Челюсти» выглядят безнадежно устаревшей картиной.
И даже немного смешной, особенно в тех моментах, когда в нападающей акуле явно проглядывают следы механической конструкции.
Но «Челюсти» - это то «старое», что есть в каждом «новом». Именно «Челюсти» создали те эталоны, которым следует режиссура всех триллеров и катастроф о противостоянии человека и природы в ее живых и неживых проявлениях.
Итак, перечислим те «старенькие» приемы, которые используется по сей день в суперновейших фильмах.
Многолюдное мероприятие
В фильме «Челюсти» - это День независимости и парусная регата.
Праздник по сей день остается самым популярным способом собрать множество людей. Как варианты – фестиваль, масштабное собрание, экскурсия, экспедиция.
Общее настроение – расслабленное или увлеченное, при котором хочется от всего, что мешает, отмахнуться.
Без этого эталона не создать нужный психологический накал из паники, неразберихи и многоголосого крика.
Опять же множество людей дает нападающему монстру или природному катаклизму показательно расправляться с беззащитными многочисленными участниками мероприятия.
А будет их мало – с кем расправляться? Пару раз куснул, обжег, завалил и фильму конец? Так не интересно!
Некто упрямый
В фильме «Челюсти» - это мэр прибрежного городка.
В этом эталоне мэр по сей день остается самым популярным вариантом. Ну, от кого еще может зависеть множество людей? Разве что от некомпетентного начальника, и этот вариант тоже активно применяется.
Как правило, эти упрямцы ни какую не хотят верить в реальность опасности.
Все предупреждения отводит своими надуманными доводами: люди ждут праздника, землетрясение было 100 лет назад, вулкан крепко спит, птицы живут в лесу, акулы уплыли позавчера.
Именно эти упрямцы провоцируют катастрофу, которая ближе к своему концу их самих по-разному «поглощает» - проглатывает, перекусывает пополам, заваливает, уносит, сбрасывает, утягивает в пучину.
Что ж, виновный должен понести наказание. Это справедливо.
Отважный одиночка
В фильме «Челюсти» - это ученый-океанолог.
Отважный одиночка и есть главный герой. Он эталонно появляется как бы невзначай – недавно приехал, был рядом, но занимался чем-то другим, да и просто либо в гости приехал, либо мимо проезжал.
Герой сразу понимает, что к чему и что за чем. Иногда случайно, иногда нет он – профессионал в том, что представляет опасность – акуловед, крокодиловед, динозавровед. Или спасатель, или из «морских котиков», или просто знаток местной флоры и фауны, при этом крепкий парень.
Интуитивно или профессионально он все предвидит. Напоровшись на упертость начальника, самостоятельно пытается предотвратить катастрофу и предупредить людей об опасности.
Единомышленники отважного одиночки
В фильме «Челюсти» - это местный шериф и ветеран войны
Как без помощников? Никак! Кто-то должен смотреть вдаль, кто-то управлять лодкой, яхтой, машиной, тягачом, кто-то готовить средство поражения для монстра или координировать план спасения от стихии.
Кто-то отдать жизнь во спасение других жизней, что обязательно добавляет главному герою мотивации. Среди помощников не редкость красивая девушка. Но бывает и без нее.
Победа из почти поражений
В фильме «Челюсти» - это врыв кислородного баллона в пасти акулы.
Самый зрелищной эталон. И самый переживательный. Вот герой почти в пасти морского монстра, но нет, выплывает между зубами. Вот огненная лава подпаливает пятки и в этот момент так удачно подворачивается заброшенный тоннель.
Вот динозавр уже капает слюной, чувствуя запах вкусной плоти, но рано, рано разинула пасть зверюга. Баллон с бензином оказался точно под рукой и перебил чудовищу весь аппетит.
И так не единожды, не дважды, а трижды и более. Напаряженность растет и вот, наконец, он - грандиозный финал из сообразительности героя, ловкости его рук, меткости глаза и горючей смеси. Это для монстров.
Для природных катаклизмов – с трудом добытое спасательное средство, выносящее героев на твердые поверхности.
Можно, конечно, подшучивать и иронизировать над шаблонностью жанровых фильмов в духе «Челюстей», но без них они потеряют свою интригу, свою нереальность и зрелищность, за что мы их и любим.
И задали эти каноны «Челюсти», за что и получили звание фильма – классики, вошли в историю кинематографа и стали родоначальником нового жанра – блокбастера.
А что касается шаблонов, ничто не мешает сценаристам и режиссерам «раскрасить» их своим воображением. Главное, чтобы оно было, иначе вместо зрелищного и увлекательного фильма получится скучная шаблонная история, финал которой ясен со второй минуты.
Интересно читать? Подписывайтесь на канал и читайте дальше. Спасибо!