Инструменты в иконописи играют не меньшую роль, чем сами краски и преимущество при написании уставной иконы также отдается кистям из натуральных материалов.
Когда я начинала писать иконы, у меня было множество кисточек для акварели, но почти все были не удобные для темперы, кроме одной, купленной по рекомендации. Я отлично помню, номер её был 4 (достаточно толстая) и я ей делала всё и роскрыши больших участков и самые тонкие элементы, даже опись (тонкие линии по контуру) и подписывала икону. Почему именно она? Давайте разберемся что из себя представляет темперная живопись.
Уставная икона пишется темперной краской, которая состоит из пигмента и связующего - яичной эмульсии, приготовленной на основе яичного желтка. Темперная живопись - особенная, а краска поначалу очень нежная и хрупкая, а затем, в процессе высыхания, через года - она каменеет.
Для работы с такой краской нужна мягкая кисть, чтобы не срывать предыдущие слои.
Кроме мягкости важна ещё и упругость, нужно чтобы кисть держала форму и кончик был всегда острым. Это свойство позволяет точно следовать задуманному на иконе. Но это тоже не всё.
Темперная живопись строится на игре света, который проходит через красочный слой и раскрывает цвет по всей его глубине. Прозрачность иконописных слоёв достигается с помощью множества тонких слоев.
Иконописцу требуется тонко и равномерно покрывать большие участки - роскрышь - поэтому от кисти требуется ещё, чтобы она хорошо набирала краску и равномерно отдавала её в процессе работы.
Хорошо с перечисленными задачами справляются кисточки из белки, соболя и колонка, но мне кажется самыми универсальными и популярными среди них являются кисти из белки.
Так вот та же белка белки рознь, и сейчас, когда я снова пишу иконы, после 10-ти летнего перерыва - я перепробовала множество инструментов, чтобы найти ту самую кисть!
Я нашла, что достаточно удобными для меня являются киси от Невской палитры, они упругие и хорошо держат форму, но иногда мне не хватало легкости и тонкости.
Понравились кисти Van Gogh - они имеют чуть более короткий ворс, чем у Невской палитры.
Кроме того, моими любимыми кистями являются - иконописная линейка от Roubleff. Я о них уже рассказывала в видео.
А ещё я нашла ту самую кисть из детства по ощущениям, которой я могла бы делать всё - это da Vinci https://ya.cc/m/8Lv277t.
Я впервые испробовала её на роскрыши иконы и я была удивлена, что кисть может набирать столько много краски, которой хватает, чтобы покрыть фон иконы размером 18х22 полностью.
Единственное, непривычные нам европейские размеры (ещё цены, ну что поделать, хотя можно поймать хорошую скидку). Воодушевившись понравившейся кистью 3/0 , которая по толщине похожа на нашу привычную №3 я захотела кисть тоньше, и заказала с номером 0.
Оказалось, номер 0 da Vinci в этой линейке больше схож с привычным нам номером 4 или даже 5. Я немного расстроилась, что ошиблась, но всё равно с удовольствием делаю этой кистью роскрышь, а вот более тонкой кисти чем упомянутая выше 3/0 у этого производителя не нашла.
А у вас были истории, когда вы долго искали аналог на замену чего-то любимого? Пишите в комментарии!