Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Какими красками пишут иконы

Художники-иконописцы очень трепетно относятся к выбору материалов для иконописи и опираются на технологию, имеющую большой многолетний опыт использования. Эта технология складывалась веками и зарекомендовала себя. В работе, при создании иконы, используются натуральные материалы, в том числе это относится и к пигментам. В иконописи, используют, так называемые натуральные пигменты. Тем не менее классификация пигментов несколько более сложная, чем деление пигментов на натуральные и синтетические или органические и неорганические. В представленном ниже материале сделана попытка разобраться, какие именно пигменты в иконе использовали и используют художники-иконописцы и каким практическим опытом они руководствуются при выборе цветов и создании цветовых замесов. Из чего состоит краска Любая краска состоит из пигмента (красящего вещества) и связующего. Пигменты Химических соединений существует великое множество, а вот тех которые можно использовать в качестве красящего вещества - пигмента -
Оглавление

Художники-иконописцы очень трепетно относятся к выбору материалов для иконописи и опираются на технологию, имеющую большой многолетний опыт использования. Эта технология складывалась веками и зарекомендовала себя. В работе, при создании иконы, используются натуральные материалы, в том числе это относится и к пигментам. В иконописи, используют, так называемые натуральные пигменты. Тем не менее классификация пигментов несколько более сложная, чем деление пигментов на натуральные и синтетические или органические и неорганические.

В представленном ниже материале сделана попытка разобраться, какие именно пигменты в иконе использовали и используют художники-иконописцы и каким практическим опытом они руководствуются при выборе цветов и создании цветовых замесов.

Из чего состоит краска

Любая краска состоит из пигмента (красящего вещества) и связующего.

Пигменты

Химических соединений существует великое множество, а вот тех которые можно использовать в качестве красящего вещества - пигмента - не так много. Их можно условно разделить на минеральные и органические.

Минеральные могут быть природными (минералы, например малахит, гематит; горные породы, например глины, как охра) или полученными в результате химической реакции (например тот же самый гематит, имеющий ту же самую химическую формулу Fe2O3, но полученный в условиях лаборатории или производства). И первый и второй тип минеральных пигментов применяется в иконописи, но больше предпочтения отдается именно природным соединениям следуя идейности и традициям.

Органические пигменты - углеродные соединения - так же можно разделить на натуральные и ненатуральные (вторые полученные путем органического синтеза).

Натуральные органические пигменты (красители) - получали в древности и можно получить сейчас из красящих веществ растительного и животного происхождения. Например, пережженная кость. Эти пигменты так же приветствуются в иконописи и используются пигменты, относящиеся к этому классу - с давних пор.

И названые здесь мной - ненатуральные органические пигменты (красители), получаемые путем органического синтеза на производстве. Такие пигменты, как правило, природой не задуманы. Они отличаются яркостью красок, очень высокой укрывистостью, не такие стойкие как минеральные пигменты. Их активно используют в лакокрасочной промышленности, но в уставной иконописи они не используются (или практически не используются, за всех утверждать не могу).

Почему в иконописи одни пигменты применяют, а другие нет

В первую очередь, я думаю, идея натуральности, природности, честности, естественности присуща Церкви в целом. В Церкви не должно быть какой-то не честности. Натуральные материалы нам ещё раз напоминают о важных аспектах, поэтому качеству материалов и их натуральности отводится особенное внимание.

Другая причина, имеет экспериментальные доказательства. Пигменты полученные путем органического синтеза, имеют множество плюсов, но для иконописи и для иконы - это сплошные минусы. Эти ненатуральные пигменты чрезвычайно яркие, а в иконе мы ищем спокойствия. Эти ненатуральные пигменты слишком плотные, а в иконе нас завораживает прозрачность. Светостойкость этих ненатуральных пигментов низкая, они быстро выцветают (как видим выгоревшую краску на фасадах домов через сезон), а срок службы иконы 500 лет. То есть по своим характеристикам, пигменты полученные путем органического синтеза однозначно не подходят для иконописи.

Связующее вещество в краске

Типов связующих намного меньше, чем пигментов. В красках для живописи самые популярные: масло (маслянные краски), гуммиарабик (акварель), желток куриного яйца (яичная темпера). И, назову ещё, в древности широко известная техника, сейчас значительно меньше - смола и воск или смесь масла, смолы и воска (живопись в технике энкаустики).

В уставной православной иконописи используются темперные краски (яичная темпера).

Почему яичная темпера?

Технология иконописания складывалась исходя, в первую очередь, из практического опыта. Полный уход иконописи от плотных красок техники энкаустики (где связующим является воск), и приход к технологически более простой в приготовлении краски – яичной темперы (связующим является желток куриного яйца), позволило писать более прозрачными красочными слоями, что придает иконе особенности, одухотворенности и динамичности. Всё это достигается посредством света, который, проходит через множество прозрачных слоев по всей глубине красочного слоя и позволяет нам увидеть изображение особенно одухотворяющим нас.

А ещё уникальное свойство этой краски - чем больше времени проходит, тем сильнее она каменеет. Это позволяет иконе жить веками, а мы лишь временные её хранители.

Следующая статья: